Трудовые отношения

Что делать, когда сотрудник «забыл» уволиться?

Недавно один из HR-директоров уточнял, что делать со 100 такими книжками, за которыми никто не приходит.
23,5 тыс. 6,8 тыс.
Что делать, когда сотрудник «забыл» уволиться?

Ситуация, когда сотрудник перестает появляться на работе, «забыв» оформить прекращение трудовых отношений, случается не так уж и редко. Сотрудник не появляется на рабочем месте, заявление на увольнение отсутствует, трудовая книжка хранится в сейфе, а администратор безуспешно пытается найти исчезнувшего сотрудника. Так, недавно один из HR-директоров уточнял у нас, что делать со 100 такими книжками, за которыми никто не приходит.

Практика показывает, что, как правило, человек просто устроился в новую компанию, не подумав о том, что создал головную боль для бывшего работодателя. Но продолжение может быть разным. Приведу ситуацию у одного из наших клиентов. Сотрудника приняли на работу в 1985 году, с 1991 по 1992 год был в длительной командировке за границей. Из этой поездки на работу он не вышел, заявление на увольнение не писал и вообще больше не выходил на связь. То есть фактически трудовые отношения прекратились. А в начале 2019 г. человек пришел с заявлением о расторжении трудового договора по соглашению сторон, так как он занялся оформлением пенсии по старости.

Парадокс ситуации в том, что уволить сотрудника, несмотря на его длительное отсутствие нельзя. Более того, нельзя вынести ему дисциплинарное взыскание или посчитать проступок прогулом. Необходимо определить уважительность причины произошедшего и для этого законодательство требует получить у сотрудника объяснение. Без него любой суд признает наказание незаконным и отменит взыскание, а в случае увольнения — восстановит сотрудника на месте. А еще потребует заплатить человеку за время вынужденного прогула.

Так, в одном из наших кейсов одно производственное предприятие уволила начальника АХО. Он больше месяца не появлялся на работе и не выходил на связь. Компания собрала комиссию, отправилась к нему домой, сотрудник открыл дверь и тут же ее закрыл. По решению комиссии был издан приказ и трудовой договор расторгли. Ровно через год он как ни в чем не бывало появился на рабочем месте и предоставил справку о том, что все это время болел туберкулезом. Эксперты BLS посчитали, что это уважительная причина отсутствия и не стоит доводить дело до суда. Компания в итоге аннулировала приказ об увольнении и восстановила человека.

Но чаще истории прозаичнее. «Мертвые души» в штате компании кроме очевидных неудобств для кадровых администраторов (необходимость ежедневно отмечать неявку сотрудника в табеле учета рабочего времени, хранить трудовую книжку до востребования), несут и реальные риски работодателю. Например, случайное начисление зарплаты в случае сбоя системы или смены бухгалтера в организации. При этом невозможно просто принять на работу сотрудника взамен исчезнувшего, чтобы закрыть внезапную вакансию. И прямых ответов, как поступить в подобной ситуации трудовое законодательство, увы, не дает. Что же в таком случае может предпринять кадровая служба или руководство компании?

Чтобы минимизировать риски и оптимизировать работу, действовать лучше по следующей схеме. Надо издать приказ по основной деятельности, в котором зафиксировать шаги компании в связи с отсутствием работника по невыясненной причине. Во-первых, необходимо исключить сотрудника из табеля учета рабочего времени, при этом не издавая приказа о его увольнении. Во-вторых, бухгалтерия же должна «условно» уволить его, чтобы исключить из базы по расчету и не начислять сотруднику зарплату.

Документы отсутствующего сотрудника надо хранить отдельно от остальных. Срок хранения невостребованных трудовых книжек — 50 лет, если они завершены в 2003 году и позже, и 75 — если ранее, на основании ст. 22.1 ФЗ «Об архивном деле в РФ». Далее книжка сдается в государственный архив. Наконец, на должность отсутствующего работника компания может принять другого человека по срочному трудовому договору. Кстати, через 5 лет он станет бессрочным. По сути, это единственный законный и правильный алгоритм действий в подобной ситуации. Компания сможет оперативно закрыть внезапно появившуюся вакансию и не допустит рисков, которые несет отсутствующий сотрудник.

Комментарии

4
    • Natalikr

      что это? по-моему очень понятно написано.

  • Natalikr

    А в моей практике был случай..... приняла я дела.... а через пару месяцев милиция пришла..... они такого вот безвестно отсутствующего нашли в овраге за предприятием обглоданного лисами..... а он уволенный у нас и даты позже даты смерти.... ох и проблем было..... мне то хорошо, я не работала на момент оформления документов, а предприятие наказали.......

  • Старый ворчун
    книжка сдается в государственный архив.

    После 50 лет хранения на предприятии. Очень нужная информация.

Банки

Суд арестовал имущество исполнительного директора Freedom Holding на 18,9 млн евро и 2 млн долларов

На денежные средства и имущество Тимура Турлова наложили арест по требованию Агентства по страхованию вкладов.

277

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Ведение бизнеса

Российским кемпингам будут присваивать звезды: организовать бизнес станет проще

Роскачество и Национальный Союз Профессионалов индустрии Кемпингов и Автотуризма (НСПКА) заключили соглашение о сотрудничестве, направленном на развитие и популяризацию новых видов туризма, повышение качества инфраструктуры кемпингов и безопасности автопутешествий.

ФССП взыскала долги по алиментам на 66 млрд рублей

Приставы вернули на 39% больше долгов по алиментам. Сейчас в работе 772,4 тысячи исполнительных производств.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Компенсации работникам

Компенсации дистанционным работникам в 2024 году: НДФЛ, взносы, расходы для целей налогообложения

В 2024 году удаленщикам, которые работают на собственном оборудовании, нужно выплачивать компенсации. Законодательство не ограничивает размер выплаты, но не всегда можно избежать начисления НДФЛ и взносов на нее или учесть ее в расходах. Разберем, как считать налоги и взносы при выплате компенсаций дистанционным сотрудникам и можно ли включать ее в расходы.

Компенсации дистанционным работникам в 2024 году: НДФЛ, взносы, расходы для целей налогообложения
Бесплатно с

Может ли муж или жена передать супругу остаток имущественного вычета. Мини-курс

Как имея общую совместную собственность супруги могут получить налоговый вычет и может ли один из них передать другому остаток имущественного вычета, разбираемся в мини-курсе.

Может ли муж или жена передать супругу остаток имущественного вычета. Мини-курс
Банки

Банки начали учитывать цифровые активы на отдельных счетах

В бухгалтерском учете кредитных организаций появились отдельные балансовые счета для учета ЦФА. Сейчас в активах банковского сектора на цифровые финансовые активы приходится 7 млрд рублей.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Внедряем электронный документооборот в учреждении, пошаговая инструкция

Бюджетным (автономным) учреждениям не стоит бояться перехода на электронное применение первичных документов. Цель использования последних исключительно из-за удобства применения и хранения.

Внедряем электронный документооборот в учреждении, пошаговая инструкция
Маркетинг

10 трендов в стратегических коммуникациях, которые изменят подход к маркетингу

Мир стремительно развивается и вносит изменения во все сферы жизни, включая методы и подходы к коммуникации. Новейшие технологии и цифровизация создают возможности для инновационного подхода к маркетинговым стратегиям.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

ИИ все же заменит бухгалтеров, говорят осталось чуть-чуть. Сами бухгалтеры так не считают. 🤖«Ночной бухгалтер» № 1644

Тут одно исследование провели и говорят скоро бухгалтеров и кадровиков можно будет заменить искусственным интеллектом без проблем. А вот сами бухгалтеры уверены, что этому не бывать. Ни один ИИ не справится с такими запутанными штуками как ЕНС или НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
544
Цифровой рубль

Цифровой рубль будет подчиняться антиотмывочному закону

Центробанк будет оценивать подозрительные операции на электронной платформе, блокировать цифровые рубли и отправлять информацию в Росфинмониторинг.

Что такое прогрессивное налогообложение, к которому хотят прийти власти

Прогрессивное налогообложение — это система, построенная на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика. Чем больше доход получаем, тем больше налога платим.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Охрана труда

Что должен знать сотрудник об охране труда. Какая ответственность грозит за ее нарушение

Для многих «охрана труда» — это всего лишь ежегодное посещение кабинета СОТ (службы охраны труда), чтобы поставить подпись в журнале прохождения инструктажа. На самом же деле это сложная система нормативов и мероприятий, которую контролирует государство. Знать все нюансы от рядового сотрудника не требуется, но ему стоит изучить свои права и обязанности в этой области — ведь речь идет в том числе о его личной безопасности.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: цены на пиво вырастут, IT-специалисты стали чаще брать займы «до зарплаты», каждый 3-й россиянин в группе риска по инсульту

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

201

Контент-маркетинг для чайников. Как использовать посты для увеличения продаж

Бизнесу важно найти своего клиента. Но как зацепить и завоевать его доверие, не вкладывая деньги в рекламу? Чтобы оставаться на плаву, компании необходимо постоянно искать новые способы привлечения клиентов. Один из таких способов — контент-маркетинг. В этой статье разберемся, что из себя представляет контент-маркетинг и какую пользу он может принести.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Сотрудник должен выйти на работу на следующий день после заключения договора

Если в условиях трудового не указана точная дата, с которой работник должен приступить к выполнению своих задач, он обязан выйти на работу на следующий день.

47% работодателей оплачивают для сотрудников курсы повышения квалификации

Большинство компаний тратят на образование сотрудников не менее 10% от своих ежемесячных расходов. Работодателям важно, чтобы персонал умел пользоваться современными инструментами и быстро адаптироваться к изменениям.

УК РФ

Будут судить ИП за кражу земельных участков на 530+ млн рублей

В Московской области перед судом предстанет местный предприниматель, обвиняемый в организации преступного сообщества для хищения земельных участков.

НДС

Обновлены данные о безопасной доле вычетов НДС

ФНС обновила сводные статистические данные по НДС по регионам. На сайте службы опубликована форма 1-НДС по состоянию на 1 января 2024 года. Плательщикам НДС их следует использовать для самоконтроля.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Кейс. Переход с 1C:УПП на 1C:ERP с внедрением механизма расчёта себестоимости и учетом продукции «в пути»

Как учитывать товары и комплектующие в пути. Технология быстрого внедрения.

Кейс. Переход с 1C:УПП на 1C:ERP с внедрением механизма расчёта себестоимости и учетом продукции «в пути»

Интересные материалы

Метод GTD: как делать дела сделанными

Говорят, когда у человека много задач, он лучше работает. Да ладно?!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру