Госзакупки

Как оценить эффективность работы отдела закупок?

Бизнес обычно ведёт два основных вида деятельности: закупочную и сбытовую. Поговорим о первой.
Как оценить эффективность работы отдела закупок?

Бизнес обычно ведёт два основных вида деятельности: закупочную и сбытовую. Поговорим о первой.

Итак, в разных компаниях закупочная деятельность организована по-разному:

  • где-то она ведётся по остаточному принципу в нагрузку административно-хозяйственному персоналу;
  • а где-то есть целые департаменты, которые разрабатывают специальные документы и правила для закупок.

Поскольку закупки напрямую сопряжены с издержками организации, они играет стратегическую роль в общей эффективности компании.

Известный факт: предприятия с сильными отделами закупок опережают конкурентов по своим финансовым показателям. Причина проста проста: такие компании могут оптимизировать «полезные издержки» и сокращать «вредные издержки». «Полезные издержки» — это те, которые жизненно важны для будущего роста бизнеса; «вредные издержки» же отвлекают финансовые ресурсы и препятствуют их оптимальному использованию.

О том, какие существуют требования к закупочной деятельности российских госкомпаний, расскажем в статье.

Общие правила

Закупки госкомпаний регулируются на законодательном уровне отдельным федеральным законом № 223-ФЗ. Он носит рамочный характер, то есть устанавливает общие границы, в которых компании с госучастием могут довольно свободно действовать, выработав собственное Положение о закупках (ПОЗ).

Такие положения есть у РЖД, «Почты России», Ростелекома, Росатома, Ростеха, Росавтодора и всех госкомпаний, это их обязанность.

Поскольку госкомпании являются крупнейшими рыночными игроками, совокупные закупки которых по итогам этого незавершённого года составляют 16 трлн рублей, их закупки должны подчиняться определённым принципам и правилам.

Принципы закупок по законодательству

Разберем принципы для закупок, которые устанавливает закон.

Принцип информационной открытости

О проводимых закупках госкомпаний должен знать широкий рынок и иметь равный доступ к участию в них.Поэтому такие закупки размещаются на электронных площадках, у которых сотни тысячи пользователей.

Формируемый госкомпаниями спрос позволяет функционировать большому числу предпринимателей из разных уголков страны.

И хотя не все закупки госкомпаний проходят в полностью электронной форме, топ-20 таких игроков однозначно к этому стремятся.

В среднем порядка 80% закупок по 223-ФЗ проводятся в электронной форме.

Принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки

Большие бюджеты привлекательны для многих, для госкомпании как для организатора торгов важно позволить всем подходящим участникам поучаствовать в закупке.

При этом все участники должны находиться в равном положении относительно друг друга вне зависимости от истории сотрудничества с организатором торгов.

Принцип целевого и экономного расходования денежных средств

Поскольку госкомпании — это организации с более 50% участия государства, а значит, их закупки происходят за счёт бюджетных средств, то их расходование должно быть максимально эффективным.

Приобретение товаров, работ, услуг (ТРУ) должно производиться по наименьшей цене с учётом обеспечения нужного уровня качества.

Кроме того, все закупки должны носить целевой характер в соответствии с целями бюджетных документов.

Принцип не ограничения допуска

Совершая любую закупку, заказчики составляют большой документ, который называется техническая документация. В нём помимо подробного описания закупаемых ТРУ указываются критерии потенциальных участников. Закон регламентирует важный момент: среди таких требований не должно быть неизмеряемых требований, то есть тех, у которых нет объективных критериев.

Установленного определения у этого термина нет, однако практический подход к этому принципу сформирован.

Все указанные в закупочной документации требования к участникам должны быть формализованы, однозначно поняты всеми участниками и такие требования должны быть документально подтверждены. Примером неизмеряемых требований может быть, к примеру, отсутствие негативной информации в отношении деловой репутации участника, если критерий «негативности» детально не прописан.

Критерии эффективности закупок

Помимо общих принципов, которыми должны руководствоваться в своей закупочной деятельности заказчики, мы рекомендуем анализировать ряд конкретных показателей как критериев оценки эффективности своей работы.

Уровень конкуренции в закупках

Чем выше уровень конкуренции в закупках, тем эффективнее работают закупочные службы и тем лучше результат закупки. Экономические законы никто не отменял: высокий уровень конкуренции ведёт к справедливому ценообразованию.

Безусловно, есть олигополистические отрасли, но в большинстве своём закупки должны быть конкурентными, то есть участие в них должны принимать больше 1 поставщика.

Некоторые эксперты говорят о том, что конкуренция в закупках не должна измеряться только количеством участников. Готовность потенциального поставщика снизить цену может быть высокой в закупке с тремя участниками, и низкой в закупке с девятью участниками.

Экономия денежных средств

Это показатель отношения цены заключённого контракта в результате закупки к указанной начальной максимальной цене.

Казалось бы, чем выше этот показатель, тем эффективнее работает закупочная служба. Однако это не совсем так, ведь заказчики определяют начальную цену договора на основании рыночных цен или предыдущих закупок. Таким образом, при высокой экономии напрашивается вывод, что, либо неверно были выставлены рыночные цены, либо прошлые закупки осуществлялись по завышенной цене.

И то и другое — не очень хорошо. Поэтому процент экономии в норме должен находиться в пределах 5-10%.

Точность расчёта начальной максимальной цены договора (НМЦД)

Этот критерий вытекает из предыдущего. Обычно заказчики из года в год закупают примерно одинаковые позиции с небольшим отклонением.

Следовательно, они должны хорошо знать свои рынки и ценообразование на них. Следить за влиянием инфляции и учитывать её при публикации извещений.

Во многих госкомпаниях организована серьёзная аналитическая работа по сбору информации о характеристиках необходимых ТРУ, изменении цен, ключевых игроках, прогнозах.

Доля закупок у субъектов МСП

За последний год большое внимание на государственном уровне уделяется объёму закупок у субъектов МСП.

Для госкомпаний обязательная доля таких закупок со следующего года составит 25%. Эти закупки заказчик планирует в плане закупок на следующий год в предыдущем: выбирает, какие закупки будут предложены только участникам среди субъектов МСП.

В первую очередь, такая мера нацелена на поддержку малого бизнеса как основу экономического роста страны, особенно истощённого за последние 1,5 года.

Взаимодействие между ответственными отделами

Закупка — это сложный процесс, в который требуется вовлечение многих отделов компании: экономического (для планирования и расчёта), маркетингового (для выстраивания стратегии продвижения), юридического (для согласования законности корпоративных действий) и других.

Отсутствие необходимого звена в этой цепочке может полностью обнулить результат закупки: будет закуплено не то, неподходящего качества, в процессе закупки поступят жалобы от участников и так далее.

Негативные показатели закупок

Среди таких показателей есть два наиболее важных:

  • высокая доля несостоявшихся закупок;
  • высокая доля отменённых процедур.

Несостоявшейся считается конкурентная закупка, в которой не было подано ни одной или была подана только одна заявка от участника. Причин у такой закупки может быть несколько: неверно прописанные или избыточные требования к участникам закупок, непривлекательная, заниженная цена закупки, сложный предмет закупки.

Отменённая процедура — это размещённая закупка, которая отменена заказчикам по каким-то причинам. Такую отмену можно сделать не позднее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок.

Причины у отмены процедур могут быть разные: отсутствие необходимых денежных средств, изменение потребности в закупаемых ТРУ, форс-мажор и другие.

Наличие большого числа запросов на разъяснения к закупке

На практике у любого потенциального участника есть возможность подать 3 запроса на разъяснения до момента подачи своей заявки. В среднем, участники пользуются такой опцией единожды. Если же заказчик по своей закупке получает большое количество таких запросов — это означает только одно: техническое задание написано неграмотно, оно непонятно участникам.

В госкомпаниях с большой историей проведения закупочных процедур уже есть свои шаблоны технических заданий, выработанные на основе разнообразного и длительного опыта, а вот новичкам такие шаблоны необходимо разработать.

Наличие жалоб в УФАС

Нежелательный результат проведения закупочной процедуры — это подача жалобы в УФАС потенциальным участником. Причиной такой жалобы могут стать ошибки в документации к закупке. По итогам рассмотрения жалобы УФАС выносит решение и предписание сторонам жалобы.

Негативным показателем работы закупочной службы будет большое количество таких жалоб за период или применение административных санкций к заказчику по итогам таких жалоб.

Количество незаключённых или неисполненных договоров

Даже после вынесения решения УФАС в пользу инициатора жалобы, закупка может состояться при условии устранения причин жалобы. А вот крайний случай результата закупки — это отказ победителя от заключения договора или ненадлежащее им исполнение договора.

В первом случае причин может быть несколько: длинный цикл закупки и низкая маржинальность закупки для участника в итоге; дефицит необходимого товара или невозможность найти компромисс с заказчиком по каким-то вопросам закупки. Во втором случае единственной причиной может быть недобросовестность поставщика, отсутствие системы проверки контрагентов на стороне заказчиков.

Сейчас есть большое предложение сервисов по проверке контрагентов, которые позволят нивелировать подобные риски.

Практику организации закупочной деятельности госкомпании довольно универсальна и может быть адаптирована под себя любым бизнесом из коммерческого сегмента. В ней есть проверенные временем и весьма эффективные инструменты. При этом главный принцип всегда останется непоколебим: любым делом должны заниматься профессионалы.

Начать дискуссию

Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.