Аутсорсинг

Аутсорсинг: что это такое и как его учесть

Кризис, вызванный западными санкциями, вынуждает бизнесменов сокращать расходы. Аутсорсинг – один из вариантов, который позволяет сэкономить. Что он собой представляет, каковы его преимущества и недостатки, как учесть расходы на аутсорсинг, расскажем далее в нашей статье.
33,8 тыс. 3 тыс.
Аутсорсинг: что это такое и как его учесть

Аутсорсинг простыми словами

Слово «аутсорсинг» произошло от английского «outsourcing», которое переводится как «внешний источник». Им обозначают получение заказчиком определенных услуг или работ от другой компании. Обычно они необходимы, чтобы решить задачу, связанную с непрофильными для заказчика функциями.

Примером может служить уборка помещений, доставка еды в офис, юридическое и бухгалтерское сопровождение компании.

Отношения между заказчиком и сторонней организацией оформляются договором возмездного оказания услуг или подряда. Независимо от названия, к нему будут применяться исключительно нормы ГК. Положения трудового законодательства здесь не работают.

Аутсорсинг не подпадает под понятие заемного труда. Исполнитель оказывает заказчику услуги или выполняет работы, а не предоставляет персонал. Следовательно, сотрудники не работают под управлением и контролем чужого работодателя. Таким образом, не нарушается запрет, установленный .

Плюсы и минусы аутсорсинга

К плюсам аутсорсинга относят:

  • сокращение затрат на персонал и социальные обязательства. Заказчик избавлен от необходимости выплачивать заработную плату, премии, пособия по временной нетрудоспособности, отпускные и различного рода компенсационные выплаты. В случае спада спроса на продукцию он не будет, сокращая сотрудников, выплачивать выходные пособия и сохраняемый средний заработок на период трудоустройства;

  • экономию управленческих ресурсов. Контролирует сотрудников их непосредственный работодатель, заказчику не нужно тратить на это время и силы;

  • повышение качества получаемых услуг. Это актуально для компаний, которым проблематично нанять квалифицированных сотрудников на отдельные позиции, например, из-за невозможности платить достойную зарплату. Для аутсорсинговой фирмы это основное направление деятельности, поэтому ей проще предоставить сотруднику высокую зарплату, обучение, а также регулярное повышение квалификации;

  • возможность быстро перестроить бизнес. Достаточно прекратить отношения с одной аутсорсинговой компанией и начать их с другой. Не нужно принимать и увольнять сотрудников.

Среди минусов выделяют:

  • нарушение конфиденциальности. Поручиться за сохранность приватных данных в сторонней компании нельзя, тогда как контролировать своих сотрудников проще и надежнее;

  • риск некачественного выполнения функций. У заказчика отсутствует возможность «на берегу» оценить квалификацию специалистов исполнителя. Проблемы могут выявиться уже по ходу сотрудничества с аутсорсинговой компанией, например, низкая квалификация юристов проявится в проигрыше дел в суде, а бухгалтера – в наложении на компанию штрафов из-за не вовремя сданной отчетности или наличия ошибок в ней;

  • отсутствие контроля над переданными функциями.

Отличие аутсорсинга от аутстаффинга

Аутстаффингом обычно называют привлечение одним лицом (заказчиком) работников, которые оформлены у другого лица (исполнителя). Такие работники трудятся в интересах, под управлением и контролем заказчика, но не заключают с ним трудовой или гражданско-правовой договор. Зарплату, отпускные и прочие им выплачивает исполнитель (их работодатель).

Заказчик и исполнитель составляют договор о предоставлении персонала, в котором определяют условия и срок, в течение которого будут трудиться работники. Если принимающей стороне нужен не персонал, который перейдет под его контроль, а конкретная услуга, то это уже не аутстаффинг. В этом случае можно говорить об аутсорсинге.

Условия, при которых допустимо заключать договор о предоставлении персонала, и требования к нему установлены в ст. 18.1 закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 и . Предоставлять свой персонал другим лицам может:

1. Частное агентство занятости, которое:

  • является юридическим лицом, зарегистрированным на территории РФ;

  • прошло аккредитацию на право предоставлять сотрудников;

  • не применяет специальные налоговые режимы, в частности, упрощенную систему налогообложения (п. 8 ст. 18.1 закона № 1032-1).

Частное агентство занятости по общему правилу может предоставить персонал юрлицу или ИП ():

  • для замены временно отсутствующего сотрудника, за которым сохраняется его рабочее место;

  • выполнения работ, которые связаны с временным (до 9 месяцев) расширением производства или увеличением объема оказываемых услуг.

Физлицу, не являющемуся ИП, агентство может предоставить персонал только для личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства ().

Частное агентство занятости обязано включить в трудовой договор с работником условие о том, что он будет выполнять свою трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем юрлица или гражданина, не являющихся его работодателями ().

2. Другое юридическое лицо, но только:

  • своему аффилированному юрлицу;

  • юрлицу, вместе с которым они являются сторонами акционерного соглашения, либо самому акционерному обществу, в отношении прав на акции которого заключено такое соглашение.

Если договор о предоставлении персонала заключен с нарушением этих условий, то такие отношения могут быть признаны заемным трудом, который запрещен в силу .

Для наглядности приведем отличия аутсорсинга и аутстаффинга в таблице.

Признак сравнения

Аутсорсинг

Аутстаффинг

Цель заключения договора

Выполнение работ, оказание услуг, в том числе относящихся к функциям или предмету деятельности заказчика, исполнителем по гражданско-правовому договору, например об оказании курьерских или IT-услуг (, )

Временное предоставление заказчику сторонних работников, чтобы они трудились в его интересах, под его управлением и контролем (п. 2 ст. 18.1 закона № 1032-1)

Кто может быть исполнителем

По общему правилу любое лицо. Однако для отдельных видов деятельности могут быть установлены ограничения, например, требования к наличию лицензии, членства СРО, аккредитации

Ограниченный круг юридических лиц:

частное агентство занятости, имеющее аккредитацию;

другая организация, но с условием о передаче персонала определенным лицам, в частности, аффилированным

Место, где трудятся работники

Как правило, на территории исполнителя ()

Как правило, на территории заказчика (п. 2 ст. 18.1 закона № 1032-1)

Кто руководит персоналом и контролирует его

Исполнитель (, )

Заказчик (п. 2 ст. 18.1 закона № 1032-1)

Требуется ли согласие персонала на работу у другого лица

Нет, поскольку персонал продолжает работать на исполнителя аутсорсинга

Да

Нужно ли указывать срок исполнения

Необязательно, если исполнитель оказывает заказчику услуги; обязательно, если он выполняет работы ()

Срок, в течение которого работники будут трудиться у заказчика, должен быть определен (п. 2 ст. 18.1 закона № 1032-1)

Как оплачивается труд персонала

Согласно договорам, заключаемым исполнителем с персоналом

Условия оплаты труда работников исполнителя должны быть не хуже, чем у работников заказчика с теми же трудовыми функциями и квалификацией ()

Примеры аутсорсинга

Организации решают воспользоваться услугами аутсорсинговой компании по нескольким причинам:

  • необходимый объем услуг или работ настолько мал, что нет смысла нанимать работника;

  • определенные работы и услуги нужны не постоянно, а время от времени;

  • обстоятельства вынуждают сокращать расходы на оплату труда и зарплатные налоги.

Приведем несколько примеров аутсорсинга

Производственный

Компания передает исполнителю часть своих функций, таких как разработка новых образцов продукции, изготовление полуфабрикатов, хранение готовой продукции и так далее.

Примером может служить шведская корпорация IKEA, которая занимается только разработкой дизайна и выстраиванием структуры продаж. Непосредственно продукцию изготавливают ее партнеры, которых насчитывается более 2,5 тысяч.

IT

Зачастую компании приходят к выводу, что обслуживание компьютеров и оргтехники выгоднее передать на аутсорсинг, чем содержать собственного программиста.

Бухгалтерский

Он востребован среди небольших компаний и индивидуальных предпринимателей. Им выгоднее передать функции бухгалтерии организации со стороны, чем нанимать сотрудника. В этом случае заказчик также экономит на приобретении специальных бухгалтерских программ.

Юридический

Здесь исполнитель берет на себя полностью или частично функции юриста организации. Небольшие фирмы, не имеющие штатного юриста, передают на аутсорсинг всю правовую работу: от написания инструкций и приказов до представления интересов фирмы в судах.

Более крупные предприятия со штатным юристом привлекают сторонние компании для решения специфических задач, например, для заключения внешнеторгового контракта. Проще привлечь специалиста, разбирающегося в законодательстве нужной страны, чем поручить своему юристу в срочном порядке изучить его.

Как составить договор об аутсорсинге

Договор аутсорсинга следует составлять по правилам договора об оказании услуг или подряда. Эти договоры могут быть абонентскими, если исполнитель оказывает услуги или выполняет работы по требованию заказчика.

В договоре аутсорсинга согласовываются следующие основные условия, а именно.

Предмет

Это необходимо, чтобы договор был заключен (). Нужно описать, что именно должен делать исполнитель: вести бухгалтерский, налоговый учет, оказывать IT-поддержку (п. 1 ст. 702, ).

В договоре подряда следует указать, каким должен быть результат (), например, описать программу, которая будет создана.

Для согласования предмета необходимо определить также объем услуг или работ. Если у вас абонентский договор, можно ограничить объем исполнения, например, установить его верхний предел (п. 32 постановления Пленума ВС от 25.12.2018 № 49).

Сроки оказания услуг (производства работ)

Для подрядного договора срок выполнения работ – это существенное условие (). При его несогласовании он считается незаключенным. А для договора об оказании услуг данное условие необязательно. По общему правилу договор нельзя признать незаключенным только из-за того, что в нем не прописаны сроки оказания услуг (п. 8 обзора судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными – приложения к информационному письму Президиума ВАС от 25.02.2014 № 165).
Если исполнитель или подрядчик работают по заявкам, можно согласовать сроки их исполнения или указать, что срок будет определен в заявке.

В абонентском договоре можно определить срок абонентского обслуживания — в какой период исполнитель будет его осуществлять. Следует указать календарные даты, период времени или событие, которое обязательно должно наступить ().

Цена

Как правило, в договоре указывается цена всех услуг (работ), которые заказчик получит. Приложить также можно смету, прайс-лист исполнителя (подрядчика) или другой подобный документ. В абонентском договоре допустимо указать размер абонентской платы и порядок ее внесения.

Если не согласовать цену, то придется брать за основу стоимость аналогичных услуг (работ) при сравнимых обстоятельствах (). В итоге цена может отличаться от той, на которую рассчитывали стороны.

Порядок выполнения договора

Здесь важно описать, как стороны будут взаимодействовать. Можно, например, указать уполномоченных представителей сторон, порядок передачи друг другу сведений и документов, порядок обработки заявок заказчика, если услуги или работы выполняются по заявкам и так далее.

Ответственность сторон

Например, можно установить неустойку за наиболее существенные нарушения, в частности, за просрочку выполнения стороной своих обязательств. Иногда из-за некачественной услуги, например, ошибки при ведении налогового учета, заказчика могут привлечь к ответственности.

На этот случай можно предусмотреть, что исполнитель возмещает суммы штрафов, уплаченных по его вине.

Скачать образец договора об аутсорсинге.

Бухгалтерский учет расходов на аутсорсинг

Стоимость оказанных услуг или выполненных работ по договору аутсорсинга (без учета НДС, принимаемого к вычету), как правило, включают в расходы по обычным видам деятельности (пп. 5, 6, 6.1 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Обычно на аутсорсинг передают выполнение непрофильных задач, поэтому в большинстве случаев такие траты относятся к косвенным расходам или расходам на продажу. В зависимости от конкретного вида услуг, работ их стоимость может относиться, в частности:

  • к общепроизводственным расходам (например, если оказаны услуги по обслуживанию производственного оборудования);

  • управленческим расходам (например, если оказаны юруслуги);

  • расходам на продажу (например, если исполнитель выполняет логистические функции торговой организации или оказывает ей курьерские услуги).

Расходы в общем случае признают в периоде составления акта приемки-сдачи оказанных услуг (выполненных работ) или другого первичного документа, подтверждающего их оказание или производство (пп. 16, 18 ПБУ 10/99).

Курс «Бухгалтер на аутсорсе» поможет вам уйти из найма и работать на себя, если вы еще не решились. Вы научитесь:

  • правильно определять и описывать свои услуги;

  • привлекать клиентов и создать стабильные потоки новых заказов;

  • строить бизнес так, чтобы как можно скорее выйти в плюс.


Вы получите экспертные гайды, чек-листы, методики ведения переговоров и заключения договоров, секреты грамотного тайм-менеджмента. Вы узнаете, как и где находить новых клиентов в 2024 году и избавитесь от страха потерять гарантированный доход. Сейчас стоимость курса с удостоверением ФИС ФРДО 32900 7600 руб.
Начать учиться по акции

Договор может быть абонентским, с фиксированным ежемесячным платежом, и в нем может отсутствовать условие о ежемесячном составлении акта. Примером может служить договор о ведении бухгалтерского и налогового учета. Расходы по нему признают на последнее число каждого месяца в течение срока действия договора в сумме, равной величине оплаты за месяц, за вычетом НДС, принимаемого к вычету (п. 16 ПБУ 10/99). Для этого ежемесячно составляется бухгалтерская справка, содержащая обязательные реквизиты первичного учетного документа. В ней будет зафиксирована стоимость оказанных за месяц услуг или выполненных работ (ч. 1 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Операции по договору аутсорсинга отражают следующими проводками.

Операция

Дебет

Кредит

Отражена стоимость услуг (работ)

25 (26, 44 и другие)

60

Отражен НДС со стоимости услуг (работ)

19

60

НДС принят к вычету (при соблюдении общих условий для вычета)

68

19

Оплачены услуги (работы) по договору аутсорсинга

60

51

Курс «Бухгалтер на аутсорсе» поможет вам уйти из найма и работать на себя, если вы еще не решились. Вы научитесь:

  • правильно определять и описывать свои услуги;

  • привлекать клиентов и создать стабильные потоки новых заказов;

  • строить бизнес так, чтобы как можно скорее выйти в плюс.


Вы получите экспертные гайды, чек-листы, методики ведения переговоров и заключения договоров, секреты грамотного тайм-менеджмента. Вы узнаете, как и где находить новых клиентов в 2024 году и избавитесь от страха потерять гарантированный доход. Сейчас стоимость курса с удостоверением ФИС ФРДО 32900 7600 руб.
Начать учиться по акции

Налоговый учет расходов на аутсорсинг

Стоимость оказанных услуг или выполненных работ по договору аутсорсинга при расчете налога на прибыль учитывают (в зависимости от их характера):

1. В материальных расходах, если оказываются услуги, выполняются работы производственного характера, например, обслуживание производственного оборудования или IT-услуги ().

2. В прочих расходах, связанных с производством и (или) реализацией, если исполнитель оказывает:

  • юридические или консультационные услуги ();

  • услуги по управлению организацией или ее подразделениями (

  • услуги по ведению бухгалтерского учета ().

3. В стоимости материалов, если услуги или работы связаны с их приобретением, например, если исполнитель осуществляет доставку материалов до склада организации ().

Важно, чтобы расходы компании по договорам аутсорсинга были обоснованными и документально подтвержденными ().
Документальным подтверждением факта оказания услуг или производства работ по могут быть следующие документы:

  • договор аутсорсинга;

  • задание заказчика;

  • отчет исполнителя;

  • акт об оказании услуг (выполнении работ).

Документальное оформление факта оказания услуг или выполнения работ должно быть достаточно детализировано, чтобы можно было установить конкретные виды услуг (работ) и определить их стоимость.

Нужно, чтобы такие услуги и работы не дублировали функции, которые выполняют сотрудники компании. В противном случае будет трудно доказать, что заключение договора аутсорсинга не имело основной целью снижение суммы налога на прибыль к уплате и применение налогового вычета по НДС (, письмо Минфина от 13.12.2019 № 01-03-11/97904).

Расходы признают на дату:

  • составления акта приемки-сдачи оказанных услуг или выполненных работ, другого первичного документа, подтверждающего оказание услуг или выполнение работ, если стоимость услуг (работ) учитывается как услуги производственного характера ();

  • расчетов по договору, на дату составления акта или на последний день отчетного (налогового) периода – если стоимость услуг (работ) относится к прочим расходам ();

  • передачи материалов в производство, если стоимость услуг (работ) связана с их приобретением ().

Начать дискуссию

Новости ФНС

Как восстановить пароль от своего личного кабинета налогоплательщика

Иногда налогоплательщик не может войти в личный кабинет на сайте ФНС по причине утери пароля доступа. Пароль можно восстановить.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Сколько зарабатывает аналитик 1С без опыта

Обошли весь сайт hh.ru и нашли вакансии для начинающих аналитиков 1С. Оказалось, что в среднем выпускники курсов без опыта могут получать до 75 тыс. рублей, а стажеры около 40-50 тыс. рублей.

За год Роструд восстановил права 300 тысяч сотрудников

Работодатели погасили долги по зарплате на 12 млрд рублей, число жалоб от сотрудников на нарушение их трудовых прав сократилось на треть.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Законопроекты

Кабмин против того, чтобы производители крупно писали объем и вес продуктов

Правительство не согласилось с тем, чтобы информация о весе и объеме продуктов питания занимала не меньше 15% от площади упаковки или этикетки.

Банки

Банк «Точка»: все сервисы и услуги работают бесперебойно

В Трибуне «Клерка» пользователь написал пост, в котором постарался разобраться, что же произошло в результате отзыва лицензии у Банка КИВИ и как это повлияло на клиентов другого банка — «Точки». Пост получился жестким и набрал много комментариев, в которые заглянули и представители банка.

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: букет к 8 Марта обойдется в 3,2 тыс руб., колонку Алису отдели в пальто

Подготовили для вас дайджест главных событиями дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

2
114
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Платежные системы

Contact удалили из реестра платежных систем Центробанка

Платежная система Contact, которая принадлежит QIWI банку, исключена из реестра ЦБ.

Зарплата

Сверхурочную работу будут оплачивать по-новому

Работодатели будут оплачивать сверхурочную работу исходя из зарплаты, включающей компенсационные и стимулирующие выплаты, а не только из голого оклада.

Инвестиции

На Мобирже начали продаваться акции алкогольной группы «Кристалл»

Компания привлекла на IPO 1,15 млрд рублей. Стоимость одной акции — 9,5 рублей.

Что бухгалтеры дарят мужчинам на 23 февраля. «Ночной бухгалтер» №1629

Носки, пена для бритья...это все не для дам-бухгалтеров. Они поздравляют своих мужчин куда как креативнее.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
252

Внесите эти изменения в локальные акты, чтобы не оштрафовала ГИТ

В 2023 году Конституционный суд выпустил сразу шесть постановлений, которые касаются трудовых отношений. Узнайте, что нужно сделать работодателям, чтобы не нарушать основной закон страны.

Валютный контроль

ИП может не отчитываться за личный счет в банке Казахстана, но должен отчитаться за счет в Узбекистане

Физлица должны сдавать отчеты о движении средств по своим зарубежным счетам. Но есть нюансы для счетов в странах ЕАЭС.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Личный кабинет налогоплательщика ИП / БухСтрим

Личный кабинет ИП меняется и появляются новые функции. А впереди сдача декларации по УСН за 2023 год и новые функции кабинета нам в помощь. Поэтому самое время разобраться с личным кабинетом и провести по нему экскурсию.

ФНС рассылает налоговые уведомления на уплату имущественных налогов по почте или через личный кабинет

Обязанность по исчислению имущественных налогов физлиц (транспортного, земельного, налога на имущество) возлагается на ФНС.

Многодетные семьи

Многодетным семьям дадут скидку на обучение детей в вузах

Дети из многодетных семей смогут сэкономить 50% на оплате высшего образования. Льгота будет доступна при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Вебинары для бухгалтера в марте: тренды проверок, новые правила по зарплате, исправление ошибок в отчетах ЕФС-1, РСВ, 6-НДФЛ, бюджетный учет, маркировка, управленка

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. Потому что, во-первых, «Клерк» приглашает на свои вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему, во-вторых, в чате можно задавать спикеру вопросы, он ответит на них в конце встречи. Собрали для вас анонсы вебинаров на март 2024 года. Не пропустите!

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3
160
Реклама

Контракты для наружной рекламы разрешат продлевать до 10 лет

Операторам наружной рекламы могут разрешить продлевать действующие государственные и муниципальные контракты не на год, а на 10 лет.

Бесплатно с Зарплата

Как выполнить индексацию зарплаты с 1 февраля 2024 года. Мини-курс

Расскажем в мини-курсе, как выполнить индексацию зарплаты с 1 февраля 2024 года.

Как выполнить индексацию зарплаты с 1 февраля 2024 года. Мини-курс
Интернет и IT

«Сбер» начнет создавать человекоподобных роботов

В разработку роботизированных технологий и искусственного интеллекта Сбербанк вложит 450 млрд рублей.

Кассовые операции

❗ Бухгалтеры-кассиры будут оформлять новый документ

Кассовые операции надо будет оформлять не только приходными и расходными кассовыми ордерами, но и квитанциями.