KPI

Оцениваем эффективность сотрудников в 2022 году: KPI как навигатор и способ мотивации

Волнения рынка стимулируют предпринимателей взвешивать каждый шаг, сокращать расходы и оптимизировать бизнес-процессы, многие были вынуждены прибегнуть к сокращениям. В это время ключевыми становятся вопросы эффективности: что требовать от команды и как оценивать результат? Основной инструмент, который в этом поможет — старый добрый KPI.
727 265
Оцениваем эффективность сотрудников в 2022 году: KPI как навигатор и способ мотивации

Почему пора было внедрить KPI ещё вчера

Ставить цели и не привязывать их выполнение к конкретным показателям — то же самое, что двигаться по незнакомой дороге без карты. В туман. Куда-то придете, но не факт, что в нужное место, а если и достигнете пункта назначения, то ресурсов потратите больше.

С помощью KPI мы решаем следующие задачи:

  • повышаем результативность работы компании на всех уровнях;
  • рассчитываем планы, ориентируясь на реальные возможности, а не субъективные показатели;
  • разрабатываем корректные алгоритмы и регламенты работы;
  • формируем прозрачную систему оценки персонала.

Внедрив KPI, мы смогли оптимизировать затраты на ФОТ. Большую часть команды перевели на безокладную систему, привязав мотивацию к конкретным цифрам.

Например, маркетологи отвечают за трафик клиентов, их зарплаты могут зависеть от количества новых заявок, объема повторных покупок существующих клиентов. Менеджеры по продажам закрывают сделки, их ключевые показатели — количество сделок, сумма продаж за период, средний чек.

На окладе у нас остаются сотрудники, чья работа напрямую не влияет на финансовый результат. Но и у них есть переменная часть зарплаты. Измерять эффективность HR-специалистов можно по количеству откликов и скорости закрытия вакансий, качеству подготовки кадров, офис-менеджеров оценивать по скорости и качеству выполнения задач руководителя.

Как фиксировать результаты

Это лишь вопрос удобства и скорости обработки информации. Можно вести результаты даже в онлайн-таблице, куда вручную будут загружаться данные из вашего ПО. Это трудозатратно и менее эффективно, но на первых порах закрывает вопрос сбора информации.

Идеально, когда в компании есть CRM-система, которая автоматически собирает данные по всем подразделениям и проводит аналитику за период. Мы используем Zoho — это сервис, в котором можно вести всю операционную деятельность, при этом видеть прогресс каждого сотрудника: сколько исходящих заявок он сделал, сколько входящих запросов отработал, на какой стадии воронки находится его клиент.

По итогам месяца, мы видим, сколько денег принес в компанию каждый сотрудник, кто был самым эффективным, кто отстает и почему, можем ли мы продолжить работу с этим человеком, или это затормозит процессы компании.

Когда KPI мотивирует, а когда нет

Иногда эффект от внедрения KPI может оказаться негативным. Такое случается, когда показатели сильно завышены и не подкреплены реальностью.

Цель, которую невозможно достичь, не драйвит, а демотивирует. Чтобы система работала правильно, нужно обеспечить максимальную прозрачность.

Правильное целеполагание имеет решающее значение. Задачи должны быть конкретными и решаемыми. Прежде чем внедрить новый KPI, мы объясняем, какая в этом выгода для компании и для каждого в частности. Сотрудники должны понимать, за достижение каких показателей они отвечают и владеть необходимыми инструментами. Бывает, перспективному сотруднику просто не хватает навыков, чтобы делать результат. Тогда в интересах руководителя — научить.

На регулярных встречах 1:1 мы выясняем потребности наших людей. Знаем, у кого какие финансовые цели, кто копит на машину или выплачивает кредит. Для нас обычная практика спросить специалиста «сколько ты хочешь зарабатывать, и что тебе мешает к этому прийти?», чтобы помочь сотруднику заработать ту сумму, которая ему интересна. Помогаем разбить задачу на спринты и пошагово расписать план: чтобы заработать Х тысяч рублей, ты должен закрыть столько сделок, а для этого позвонить стольким людям.

Благодаря индивидуальному подходу, наши сотрудники лояльно относятся к нововведениям и понимают, что приложив чуть больше усилий на благо компании, они смогут удовлетворить свои личные запросы. Но по моему опыту, не все готовы прикладывать усилия.

Условно я разделяю сотрудников на три типа: ожидающие, деятельные, результативные.

Ожидающие

Эти люди практически никогда не проявляют инициативу. Свои обязанности «ждуны» выполняют неохотно и действуют, только когда поступают конкретные распоряжения.

Для компании такие сотрудники практически бесполезны, их деятельность никак не влияет на финансовый результат предприятия. В кризисное время работать с «ожидающими» означает вести компанию к провалу и, на мой взгляд, самое разумное решение — не тратить на них время.

Деятельные

В отличие от предыдущего типа, деятельные сотрудники всегда чем-то заняты и в целом, бывают неплохими работниками. В большинстве случаев, это прекрасные исполнители. Такие «рабочие лошадки» нужны в коллективе, они справляются с рутинными задачами и разгружают ключевых игроков.

Однако феерических результатов от них ожидать не стоит, они хороши на линейных позициях, но не на руководящих должностях. В случае с этими сотрудниками хорошо работает связка оклад % от выполнения плана. С одной стороны, это дает необходимое чувство безопасности и стабильности, с другой — вовлекает в достижение результата.

Результативные

С точки зрения бизнеса, именно эти люди являются драйверами компании, так как всегда нацелены на результат. Они разбираются в цифрах, измеряют собственную эффективность, предлагают конкретные решения, чтобы улучшить продукт.

Как руководитель, я стремлюсь работать именно с такими, особенно когда речь идет о приоритетных позициях. Эффективней всего для «результатника» работают за процент от результата.

Определить, к какому типу относится работник, можно с помощью простого вопроса: в чем твоя основная задача? Результативный сотрудник говорит о продукте на языке цифр и приводит в пример конкретные кейсы. Деятельный будет перечислять обязанности без привязки к конкретному результату.

Команда может состоять из обоих типов, но подход к ним нужен разный.

Комментарии

1
  • Natalikr

    ну так себе статья. Много воды и ни капли конкретики.... да и некоторые советы весьма спорные

Выбираем сервис для распознавания бухгалтерских документов: обзор возможностей

Первичная документация — неотъемлемая часть работы бухгалтера. Счета, накладные, акты, кассовые чеки нужно своевременно вносить в учетную систему. Однако ручной ввод данных отнимает много времени и чреват ошибками. Именно поэтому все большую популярность приобретают сервисы автоматического распознавания бухгалтерских документов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

45 уголовных дел и ущерб на 46 млн рублей: как «поработал» кредитный кооператив

В Красноярском крае сотрудники полиции задержали подозреваемых в мошенничестве при получении выплат за счет фиктивных займов.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 10 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в апреле 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
133
Лучшие спикеры, новый каждый день

Модульбанк запустил B2B переводы по СБП

Модульбанк запустил новый тип переводов — переводы между юридическими лицами через Систему быстрых платежей. Раньше можно было вести расчеты по СБП только между физическими лицами, или физлицами и компаниями.

Бесплатно с Трудовые отношения

Перевод работника на полставки по соглашению сторон: как оформить + образцы документов 

Закон не запрещает работодателю нанимать работника на полставки. Часто работник сам предпочитает такой режим работы по личным обстоятельствам. Разберем, как это правильно оформить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
УК РФ

Бухгалтерши обокрали своего же работодателя и расплатились с пособницей подготовкой и сдачей ее отчетности

В Севастополе 3 местных жительницы предстанут перед судом за кражу с банковского счета юридического лица более 13 млн рублей.

53
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Теперь подключить оплату по СБП через QRService могут клиенты СБЕРа и ВТБ

Два крупнейших банка — СБЕР и ВТБ — вошли в доверенную зону НСПК. Теперь огромное число клиентов этих банков могут подключить прием платежей по СБП через QRService и пользоваться всеми преимуществами сервиса — о них расскажем подробнее.

Теперь подключить оплату по СБП через QRService могут клиенты СБЕРа и ВТБ

В WhatsApp будет можно писать заметки к контактам

Владельцы бизнес-аккаунтов смогут писать пояснения к контактам. Заметки появятся в разделе информации о чате. Затем новый функционал будет доступен обычным пользователям WhatsApp.

23

Принципы и технологии поиска линейного персонала

В современном динамичном бизнесе эффективный подбор линейного персонала является одним из ключевых факторов успеха. От качества рядовых сотрудников напрямую зависят производительность, уровень сервиса и в конечном счете прибыль компании. В то же время, найм персонала — это зона серьезной ответственности работодателя как в правовом, так и в этическом плане. 

Принципы и технологии поиска линейного персонала

«Ашан» не собирается уходить с российского рынка

Компания заявила, что будет расширять сферы своей деятельности и увеличивать прибыль. Об уходе из РФ речи не идет.

Курс доллара превысил 94 рубля

Впервые с 30 октября 2023 года курс доллара на Мосбирже поднялся выше 94 рублей.

Планка "крупности" ущерба поднята. Что дальше?

Президент России Владимир Путин подписал закон о повышении пороговых значений при определении крупного и особо крупного ущерба по части экономических статей в Уголовном кодексе РФ

Планка "крупности" ущерба поднята. Что дальше?
1
41
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ЭДО

Оптимизация документооборота: как упростить и ускорить работу с документами в компании

Документооборот — важный процесс в любом бизнесе. Руководители и сотрудники работают с большим объемом документов: это занимает много времени, увеличивает затраты на хранение и обработку информации. Расскажем, как упростить и ускорить работу с документами с помощью электронного документооборота (ЭДО).

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Госкомпании заказали у самозанятых товары и услуги на 2,2 млрд рублей

Крупнейшие заказчики нарастили объем закупок у самозанятых на 160%.

Трудовой патент иностранца. Как уменьшить НДФЛ на сумму патента.

Чтобы снять недоразумения, касающиеся оформления возможности уменьшения НДФЛ на сумму уплаченных взносов, Ассоциация клининговых и фасилити операторов направила официальное письмо в ФНС России с просьбой дать разъяснения относительно необходимого перечня документов.

Трудовой патент иностранца. Как уменьшить НДФЛ на сумму патента.

Как упростить учет в логистике

Грамотная организация логистических процессов, оперативный документооборот и автоматизация на всех этапах грузоперевозок сводят к минимуму рутинные операции, позволяют бухгалтеру вовремя и корректно отражать в учете факты ФХД.

Как упростить учет в логистике

Один маркетплейс начал продавать золотые слитки ручной работы

Сейчас на Мегамаркете представлено 160 золотых слитков 999-й пробы. Изделие можно забрать на пункте выдачи заказов или оформить курьерскую доставку.

Чек от самозанятого: отвечаем на самые популярные вопросы

Несмотря на то, что спецрежим «Налог на профессиональный доход» появился ещё в 2019 году, до сих пор у бизнеса возникают вопросы по работе с самозанятыми. И большинство популярных вопросов связано с чеками. На них эксперты в работе с самозанятыми подготовили понятные и подробные ответы.

Чек от самозанятого: отвечаем на самые популярные вопросы

Какие документы нужны для работы с персональными данными

Все без исключения организации, которые хотя бы однажды работали с частными лицами, рассматриваются как операторы персональных данных (ПД). Все они обрабатывают ПД частных лиц — клиентов, работников и т.п. Для корректной работы с ними необходимо сформировать пакет документов для регистрации в Роскомнадзоре.

Какие документы нужны для работы с персональными данными

Интересные материалы

🛒Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок

Не пропустите бесплатный урок, который откроет вам глаза на новые возможности для бухгалтеров. Это ваш шанс поднять свою профессиональную квалификацию на новый уровень и значительно увеличить доход!

🛒Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок