Больничные ИП и самозанятых: сколько взносов платить и сколько потом получать + таблица условий для выплаты больничных

Больничные ИП и самозанятых: сколько взносов платить и сколько потом получать + таблица условий для выплаты больничных

Система добровольного страхования для оплаты больничных кардинально меняется. Теперь получать пособие смогут не только ИП, но и самозанятые.

Материалы в разборе

Что случилось

Минтруд подготовил проект с поправками в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Новые нормы касаются добровольного страхования. В законе пропишут новый порядок расчета взносов и оплаты больничных для добровольцев.

Новые правила заработают с 1 июля 2023 года.

Кто может платить добровольные взносы

Добровольцами могут стать:

  • самозанятые;
  • ИП;
  • адвокаты;
  • члены КФХ;
  • нотариусы;
  • члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Чтобы иметь право на оплату больничных, им надо подать заявление в СФР на вступление в правоотношения по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности.

Причем сейчас у ИП-добровольцев идет страхование как на случай временной нетрудоспособности, так и на случай материнства.

Материнство из добровольного страхования вычеркивают.

В заявлении надо указать счет, куда СФР будет перечислять оплату больничных.

Взносы

Добровольные взносы зависят от страховой суммы, которую бизнесмен выбирает сам. Можно застраховаться на 2 МРОТ или 3 МРОТ.

Страховая сумма, соответственно, будет 32 484 руб. или 48 726 руб.

Тариф взноса – 3,84%.

Таким образом, ежемесячный взнос составит 1247,38 руб. или 1

Дата публикации: 25.11.2022, 20:03

Вы видите 30% этого разбора

Подпишитесь, чтобы получить полный доступ ко всему экспертному контенту, а также к другим сервисам Клерк.Системы

Подписка «Клерк.Система»

Готовые решения рабочих задач бухгалтера: быстро, понятно, каждый день

Ежемесячно

599 ₽в месяц

Можно отменить в любой момент
Выгоднее на 50%

На 12 месяцев

479 ₽в месяц

5 750 ₽ за год вместо 11 400 ₽

Можно оплатить картой, по счету или в рассрочку

Что входит в оба тарифа:

  • База решенных вопросов
  • Разборы законов
  • Мини-курсы
  • Конспекты вебинаров
  • Доступ к ИИ Клерк
  • Сервис проверки контрагентов
  • Полезные калькуляторы и справочники
  • Отключение рекламы
Начать дискуссию

Другие материалы по этой теме

Смотреть все

Консультации по этой теме

12

Оперативные ответы практикующих экспертов по бухгалтерии, налогам, кадрам, праву, работе с 1С и другим темам, которые важны бухгалтерам, предпринимателям и кадровикам

Расчет больничного по беременности и родам по ГПХ

Сотрудница работает в образовательной организации по договору ГПХ. При наличии нагрузки читает лекции. Договор заключен на 5 лет. Заработка за 2024 год не было, за 2025 год он составил 5760 руб. У сотрудницы помимо нашей организации есть основное место работы с приличным заработком.

В октябре 2026 года приходит больничный по беременности и родам на данную сотрудницу.

Созвонились с СФР, где дали комментарий, что в связи с тем, что по всем работодателям за предшествующий год за нее были уплачены страховые взносы в СФР в сумме больше стоимости страхового года, то оба работодателя должны направить сведения для расчёта больничного. При этом по нашей организации сумма среднего заработка считается исходя из МРОТ.

Таким образом, получается, что сотрудница получит выплату и по основному месту, исходя из своего реального среднего заработка, так и нашей организации исходя из МРОТ.

Так ли это на самом деле? Какая-то растрата бюджетных средств получается...

Эксперт:

Екатерина К.

Больничный ген директору без зп

Добрый день. подскажите как поступить, получили входящий запрос от фсс по больничному ген. директора, который является ген-директором- учредителем в одном лице, трудовой дог с ним не заключен, зп не получает, компания на аусн. Должны ли мы ему начислить больничный за первые 3дн из расчета мрот?

Эксперт:

Оксана М.

Выплата по листку нетрудоспособности

Добрый день. В марте при передаче ЭЛН в СФР данные о доходе за 2024 год указали больше, СФР деньги сотруднику перечислил исходя из неверного расчета (Предоставленного работодателем). В июле сотрудник опять ходил на больничный, в новом ЛН доходы за 2024 год указали верные. СФР прислал работодателю Извещение ко второму ЛН, с требованием скорректировать мартовский ЛН, и вернуть излишне выплаченную сотруднику сумму пособия в СФР из средств работодателя.

Правомерны ли их действия. В течение какого времени они должны проверять расчет ЛН.

Эксперт:

Екатерина К.

Больничный совместителя

В компании №1 работает сотрудник по внешнему совместительству на одной должности и в то же время по внутреннему совместительству на другой. Основное место работы другая компания № 2. Как начислять больничный по внешнему и внутреннему совмещению в компании № 1?

Эксперт:

Екатерина К.

Больничный лист

Добрый день, подскажите, пожалуйста, по больничному листу (первый БЛ у работодателя).

Сотрудник был принят на работу по ТД в апреле текущего года, заболел в июне. Больничный открыт в конце июня, пока еще не закрыт.

 Я правильно понимаю последовательность действий работодателя: дожидаемся закрытия БЛ, если это будет июль, то периодом начисления будет июль и, соответственно, в отчеты за полугодие БЛ не попадает. Далее запрашиваем в СФР зарплату сотрудника за последние два года (можно уже сейчас или ждем закрытия БЛ?). Проводим расчет за три первых дня болезни и выплачиваем в ближайшую зарплату? Спасибо

Эксперт:

Екатерина К.

Возврат пособия по временной нетрудоспособности

Добрый день!
Сотрудник находился на больничном по собственному заболеванию в мае 2026 года. Первые 3 дня оплаты произведены работодателем.
От СФР в 1С:ЗУП был получен статус «Выплачено», однако на расчетный счет сотрудника (карта MasterCard) деньги не поступили. Банк подтвердил возврат денежных средств обратно в СФР.
В настоящее время на Госуслугах статус изменился на «Получен возврат. Тип выплаты: первичная. Обратитесь к работодателю для уточнения способа получения».

Сотрудник ранее успешно получал на данную карту MasterCard детские пособия, однако при выплате больничного по собственному заболеванию банк произвел возврат. Сотрудник сказал, что оформлять МИР пока не будет, если еще раз не придут, тогда поедет в банк разбираться.

В связи с этим прошу уточнить:
Возможно ли отправить исходящее сообщение о страховом случае и возможна ли повторная выплата со стороны СФР на текущие реквизиты MasterCard, если банк уже осуществил возврат денежных средств?
Что вообще делать в данной ситуации?

Эксперт:

Оксана М.

Расчет больничного листа

Добрый день, подскажите пожалуйста при заполнении электронного б/л, например в сбис, надо из расчетного периода вычитать предыдущие больничные листы и отпуска? Или в принципе информация в СФР есть?А как быть, если новый сотрудник и данных нет за прошлые года и справка 182-Н уже не обязательна?

Эксперт:

Оксана М.

Расчет больничного после увольнения: нужно ли применять к МРОТ правило 60%?

Добрый день!

Сотрудница уволилась 15.05.2026.  18.05.2026 открыла больничный лист.

Среднедневной заработок для расчета больничного у нее получается из МРОТ.

Нужно ли получившуюся сумму больничного уменьшать на 60% (как уволенному сотруднику) в соответствии п.2 ст. Закона 7  № 255-ФЗ?

Эксперт:

Екатерина К.

Нужно ли пересчитывать больничный?

Здравствуйте. Сотрудник работал устроен на работу в феврале 2026, уволен в марте 2026.

В конце февраля он ходил на больничный. Из СФР пришёл больничный и Сведения о заработной плате за 2024 - 1 500 000, за 2025 - 1 157 000 руб. Мы выплатили больничный.

В мае от СФР пришло уведомление о том что они передали в банк на оплату перерасчет по больничному.

Я запросила Сведения о заработной плате, прислали исправленные, за 2025 - 1 436 000 руб.

Нам нужно пересчитывать пособие? Ведь запроса на пересчёт больничного от СФР не было

Эксперт:

Екатерина К.

Смотреть все консультации
ГлавнаяПодписка