Права потребителей

Как оформить уголок потребителя в 2023-2024 году и зачем это нужно

В статье рассмотрим, обязательно ли бизнесу оформлять уголок потребителя. Поговорим о его оснащении и той информации, которую он должен содержать. В материале приведены требования, которые применяются в этой области.
20,5 тыс. 2,6 тыс.
Как оформить уголок потребителя в 2023-2024 году и зачем это нужно
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Нужен ли уголок потребителя

Уголок потребителя обязателен для торговли, исполнителей услуг, изготовителей продукции и других подобных представителей бизнеса. Чтобы потребитель мог защитить свои права в случае их нарушения, такой уголок должны иметь самые разные заведения: и общепит, и салон красоты, и часовая мастерская, и платное медицинское учреждение.

Хотя законодательство не содержит термин «уголок потребителя», законом от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено, чтобы определенная информация была доступна покупателям или клиентам, причем в наглядном виде.

В статьях 8 и 9 этого документа прописана обязанность бизнеса доводить до потребителя необходимые и достоверные сведения об изготовителе, исполнителе или продавце, его рабочем времени и продаваемых товарах или выполняемых работах. Также это касается данных о госрегистрации компании или коммерсанта и названия зарегистрировавшего его органа.

Даже при торговле во временных помещениях, на ярмарках или с лотков и в других случаях, когда товары и продукция продаются вне постоянного местонахождения продавца, необходимо наличие такого уголка. На это указывает пункт 3 статьи 9 закона от 07.02.1992 № 2300-1.

Правила продажи товаров в розницу должны в наглядной и доступной форме доводиться продавцом до сведения покупателей. Об этом говорится в пункте 11 правил, утвержденных постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2463.

Именно в уголке потребителя, как правило, содержится информация о продавце: его государственной регистрации, виде его деятельности, номер лицензии, срок ее действия. Также там должно присутствовать законодательство о защите прав потребителей.

Обустроить его должны все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые продают товары, производят или предоставляют свои услуги.

Такой уголок важно обустроить правильно, а не размещать его в дальнем углу, подальше от покупателей. Это не только поможет избежать штрафов от контролирующих органов, но и вызовет доверие у клиентов. Там может быть размещена и другая информация, помимо требуемой по закону. Так, компания или коммерсант могут представить материалы, говорящие об их достижениях.

Оформление уголка потребителя может быть разным — четких указаний на этот счет в законодательстве нет. Важно, чтобы размещаемая там информация была изложена в наглядной и доступной форме (п. 2 ст. 8 закона от 07.02.1992 № 2300-1).

Продавец может подготовить информационный стенд, который нужно разместить на виду у посетителей, чтобы они без помех могли ознакомиться со всеми представленными данными. Также это может быть доска с прозрачными файлами, где размещены необходимые бумаги либо папка с перекидными файлами с правовой информацией. Главное, чтобы сведения были в доступном для потребителя месте. Если стенд расположен неудобно, это может быть признано нарушением.

Отметим, что требование об электронном уголке потребителей действует и для интернет-магазинов. Так, согласно пункту 19 правил, утвержденных постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2463, российские компании, продающие товары дистанционно, обязаны указывать определенные сведения: полное фирменное название, ОГРН, адрес и место нахождения, имейл и телефонный номер.

Коммерсанты, работающие подобным образом, также должны указывать фамилию, имя, отчество, ОГРНИП, имейл и номер телефона. Такая информация может быть размещена на сайте организации или предпринимателя в разделе «Контакты». 

Сейчас рынок остро нуждается в бухгалтерах, которые умеют работать в интернет-торговле, разбираются, как вести учет при сотрудничестве с маркетплейсами и знают все требования. Пройдите курс повышения квалификации «Бухгалтер маркетплейса», прокачайте навыки и станьте востребованным специалистом в этой сфере. Сможете выйти на новый уровень зарплаты. Получите удостоверение на 72 ак. часа, внесем его в ФИС ФРДО. 

В честь Дня бухгалтера на курс действует скидка: 9 900 ₽ 26 000 ₽. Торопитесь, акция скоро закончится.

Купить курс

Что должно быть в уголке потребителя

Перечень сведений и документов, которые размещаются в уголке потребителя:

1. Данные о продавце или исполнителе (ст. 8, пп. 1, 2 ст. 9 закона от 07.02.1992 № 2300-1):

  • фирменное название, местонахождение и рабочее время продавца или исполнителя, а также уполномоченной компании или ИП;

  • сведения о виде деятельности, которую ведет продавец или исполнитель, если она подлежит лицензированию или исполнитель имеет госаккредитацию;

  • данные о номере лицензии и периоде ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию, если осуществляемый продавцом или исполнителем вид деятельности подлежит лицензированию;

  • номер свидетельства о госаккредитации, период его действия, а также информация об органе, выдавшем свидетельство, если исполнитель имеет госаккредитацию.

2. Нормативные документы в области защиты прав потребителей. В первую очередь это закон от 07.02.1992 № 2300-1. Кроме того, потребуется представить правила, в соответствии с которыми производится продажа товаров или оказание услуг. К примеру: правила продажи товаров в розницу, утвержденные постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2463.

3. Прочие документы или оборудование, как то:

  • книга жалоб и предложений;

  • средства измерений, которые используются для проверки покупателем соответствия приобретенного товара его стоимости, если его цена формируется исходя из единицы измерения — веса, длины и так далее;

  • информация об органах госвласти, уполномоченных осуществлять контроль и надзор в соответствующей сфере деятельности, в том числе о территориальном органе Роспотребнадзора;

  • иная информация в зависимости от сферы деятельности продавца или исполнителя.

Полный список документов зависит от того, в какой области работает компания или предприниматель.

Особые требования установлены специальными нормативными актами: п. 2 ст. 55 закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ, п. 4 правил, утвержденных постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2463, п. 3 правил, утвержденных постановлением Правительства от 21.09.2020 № 1514, п. 53 постановления Правительства от 22.12.2006 № 785

Документы для уголка потребителя

Документы, необходимые для оснащения уголка потребителя:

  • копия свидетельства о государственной регистрации или лист записи соответствующего реестра — ЕГРЮЛ или ЕГРИП, который с 1 января 2017 года выдается вместо указанного свидетельства;

  • копия лицензии;

  • книга жалоб и предложений, образец которой можно найти в Интернете и распечатать самостоятельно или приобрести в книжном магазине;

  • перечень всех контролирующих ведомств и органов с указанием адреса и номера телефона, журнал проверок с отметками органов;

  • Закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

  • правила, в соответствии с которыми осуществляется продажа товаров или оказание услуг;

  • режим работы.

Листы записи единого реестра, свидетельства, сертификаты и лицензии размещаются в виде заверенных копий документов.

У компаний и предпринимателей часто возникает вопрос о том, нужно ли приобретать бумажный вариант закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» в магазине или можно просто распечатать его, взяв текст из сети либо нормативно-правовой базы.

Статья 3 закона от 07.02.1992 № 2300-1 возлагает именно на продавца обязанность по  информированию покупателей об их правах и действиях по защите этих прав. Поэтому бумажный вариант закона относится к обязательной документации, и его необходимо разместить в уголке потребителя.

При этом нужно исходить из следующего:

  • потребители должны иметь достоверную и актуальную информацию;

  • приобретенный в книжном магазине экземпляр закона может иметь недействующую редакцию;

  • распечатывать из сети Интернет или нормативно-правовой базы актуальную редакцию закона не запрещено.

Таким образом, можно выбрать любой из приведенных вариантов, главное — предоставить покупателю актуальную редакцию закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»

Телефоны контролирующих органов для уголка потребителя

Роспотребнадзор на своем официальном сайте отмечает о необходимости предоставить информацию о контролирующих ведомствах и органах в уголке потребителя.

Поэтому отсутствие информации о контролирующих органах может повлечь за собой штраф. Эти сведения нужны для соблюдения прав покупателей и клиентов, поскольку они имеют право на обращение в эти органы с претензиями и жалобами.

В уголке потребителя нужно не просто перечислить такие организации, но и указать их адреса и телефоны. Можно указывать сведения как об общероссийских организация и ведомствам, которые контролируют деятельность компании или предпринимателя, так по местным.

Приведем номера горячих телефонов общероссийских контролирующих органов:

  • Роспотребнадзор — 8 (800) 100-00-04;

  • Федеральная налоговая служба — 8 (800) 222-22-22;

  • Федеральная антимонопольная служба — 8 (499) 755‑23-23;

  • Санэпидемстанция — 8 (800) 707-99-18.

Контакты региональных отделений организаций и ведомств можно найти на их официальных сайтах или на ресурсе правительства данного субъекта. Так, региональные горячие линии Роспотребнадзора следующие:

  • в Москве — 8 (495) 106-36-69;

  • в Московской области — 8 (800) 100-50-14;

  • в Санкт-Петербурге — 8 (812) 712-29-81, 8 (812) 571-62-00. 

Уголок потребителя для ИП

Для защиты прав покупателей и клиентов, а также скорейшего разрешения возникающих споров, предприниматели тоже обязаны обустраивать уголок потребителя. Поэтому все, о чем говорится в данном материале, применимо не только к юрлицам, но и к частным коммерсантам. 

Штраф за отсутствие уголка потребителя

За отсутствие обустроенного в соответствии с российским законодательством уголка потребителя может наступать административная ответственность по ч. 1 ст. 14.5 КоАП. Эта норма предусматривает в качестве меры наказания административный штраф:

  • для предпринимателей — от 1 500 до 2 тыс. рублей;

  • должностных лиц — от 3 до 4 тыс. рублей;

  • компаний — от 30 до 40 тыс. рублей.

Правда, если правонарушение совершено впервые, обычно нарушитель отделывается предупреждением.

Возбуждение дела об административном правонарушении в такой ситуации возможно также и по ч. 1 ст. 14.8, ст. 14.15 КоАП.

Нужно иметь в виду, что если в месте реализации товара, работ, услуг отсутствует уголок потребителя и покупатель лишен возможности ознакомиться с информацией и документами, он может обратиться к продавцу или исполнителю с письменным требованием оборудовать такой уголок.

Продавец обязан подготовить и направить ему ответ в отношении заявленных требований (п. 5 правил, утвержденных постановлением Правительства от 31.12.2020 № 2463).

Кроме этого, покупатель или клиент может подать жалобу в уполномоченные органы госвласти или правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к административной ответственности. Об этом говорят подпункты 1, 3, 4 статьи 4 закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, п. 1 ст. 42.3 закона от 07.02.1992 № 2300-1, п. 1 ч. 1 ст. 12 закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ.

Также потребитель может обратиться непосредственно в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Это может послужить поводом к возбуждению Роспотребнадзором дела об административном правонарушении (пп. 2, 3 ст. 40 закона от 07.02.1992 № 2300-1).

Недовольный клиент может направить заявление и в органы прокуратуры, которые также наделены полномочиями по возбуждению производства об административном правонарушении (п. 1 ч. 1 ст. 25.11, ч. 1 ст. 28.4 КоАП, п. 3 ст. 27 закона от 17.01.1992 № 2202-1). 

Начать дискуссию

Налоговики напомнили, кому придется использовать электронную доверенность с 1 марта

С 1 марта некоторые категории уполномоченных представителей налогоплательщиков будут обязаны использовать только электронные доверенности при представлении налоговых деклараций (расчетов).

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Цифра дня. Про зубы

Житель Санкт-Петербурга отсудил у стоматологической клиники три миллиона рублей за некачественную имплантацию зубов.

Цифра дня. Про зубы

Установлен рекорд по суммам кредитов бизнесу под поручительства Нацгарантсистемы

Корпорация МСП отчиталась о сумме выданных в 2023 году малому и среднему бизнесу кредитов - это свыше 1 трлн рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

💥Все платные и бесплатные вебинары от «Клерка» в марте 2024. Выбирайте и записывайтесь!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 18 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в марте 2024. Подписчикам Клерк.Премиум — бесплатный доступ.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
2
32

Госдума запретила размещать рекламу у иноагентов

Депутаты приняли закон о полном запрете рекламы на всех информационных ресурсах иностранных агентов, а также рекламы таких ресурсов.

RPA-роботизация работы с 1С. Интеграции без изменения конфигурации и доработок

1С — как много в этом звуке, для сердца русского (клерка) слилось… А уж сколько всего отозвалось… в одной статье и не опишешь. Начинаем серию постов нашего блога о программных роботах RPA и 1С. 

RPA-роботизация работы с 1С. Интеграции без изменения конфигурации и доработок
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Рекорд за 2 месяца. Как оперативно и эффективно перевести учет на отечественную платформу 1С и стать лучшим проектом года

В 2022 году многим российским компаниям потребовалось в сжатые сроки осуществить импортозамещение ряда систем. Одно из самых сложных и при этом быстрых решений удалось внедрить в нефтесервисной компании «Технологии ОФС» в сотрудничестве с лидерами рынка — «RG-Soft». Именно это внедрение было признано лучшим территориально-распределенным проектом в главной номинации премии «1С:Проект года».

Рекорд за 2 месяца. Как оперативно и эффективно перевести учет на отечественную платформу 1С и стать лучшим проектом года

💥Справка о сальдо ЕНС станет более понятной. Расскажем, что изменится

Налоговики предлагает добавить в справку дополнительные сведения в справку о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС.

Календарь вебинаров для бухгалтера в марте 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на март 2024 года. Не пропустите!

1
269

Предприниматели смогут выбрать площадки для бизнеса на инвестиционной карте России

Минэкономразвития разработало инвестиционную карту России. Карта включает данные о почти 14 тыс. площадках, которые предприниматели могут использовать для открытия и ведения своего бизнеса.

Как завести блог на «Клерке». 3 шага до своего блога. Мануал пользователям со скринами

Всем привет! Меня зовут Наталия Лукина, и я шеф-редактор рубрики «Трибуна». Когда я рассказываю нашим пользователям и будущим потенциальным блогерам про нашу классную «Трибуну», то часто слышу вопросы. Как завести блог? Куда жать? Что дальше делать? Подготовила мануал со скринами.

Как завести блог на «Клерке». 3 шага до своего блога. Мануал пользователям со скринами
10
567

Ведение учета информации о бенефициарных владельцах по статье 6.1 ФЗ № 115

Главное, о чем нужно помнить: неправильный учет и нарушение порядка представления информации о бенефициарных владельцах, как того требует ст. 6.1 № 115-ФЗ, может стоить полумиллионных штрафов. Это, не считая претензий контролирующих органов — ФНС, Росфинмониторинга. Учет и представление информации о бенефициарах — обязанность всех юридических лиц.

Ведение учета информации о бенефициарных владельцах по статье 6.1 ФЗ № 115
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДФЛ

🙏 ФНС обещает дать разъяснения по НДФЛ 15% с зарплаты и дивидендов

Интрига с НДФЛ 15% скоро разрешится. ФНС направила запрос в Минфин по этой проблеме и обещает сообщить результат.

💥Успейте купить билеты на IV всероссийскую бухгалтерскую конференцию «Клерка»: годовая и квартальная отчетность, изменения-2024, ФСБУ и воинский учет

Если вы думаете, что учеба — это скучные лекции и море сложной информации, то вы просто не были на бухгалтерской конференции «Клерка»! Здесь вы получите заряд энергии и мотивации, познакомитесь с коллегами и топовыми спикерами, станете участником увлекательной программы с играми и розыгрышами!

💥Успейте купить билеты на IV всероссийскую бухгалтерскую конференцию «Клерка»: годовая и квартальная отчетность, изменения-2024, ФСБУ и воинский учет
1
248
РСВ

Организации без зарплаты тоже должны сдавать РСВ

Неважно, начисляет компания выплаты физлицам или нет. РСВ все равно надо сдавать. Отчет будет нулевой.

ФСБУ

🎓Вебинар. Бухучет в 2024 году: кто имеет право вести упрощенный учет + практика по ФСБУ. 12 марта в 11:00 мск!

Разберитесь, кто имеет право на упрощенные способы бухучета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность и как применять новые ФСБУ этим субъектам.

Сколько НДФЛ удерживать из зарплаты после выплаты дивидендов?

Коллеги, добрый день. Выплатили дивиденды учредителю (он же ген.дир) дивиденды 5 млн. Завтра день ЗП, сколько НДФЛ удерживать из ЗП 13 или 15%?

30

Мошенники пугают пользователей несуществующим налогом на СВО

Клиенты банков начали получать поддельные уведомления о том, что каждый месяц будет нужно платить налог на СВО в размере нескольких тысяч рублей. Чтобы отменить платежи, мошенники просят ввести личные данные на фишинговом сайте.

113

Сервисы по бронированию билетов объединятся в Ассоциацию туристических агрегаторов

Некоммерческая ассоциация будет разрабатывать отраслевые стандарты сервисов по бронированию отелей и билетов.

40 вопросов про воинский учет с ответами  эксперта: продолжение 

Вторая часть подробного материала с ответами на все нюансы ведения воинского учета: от образцов заполнения документов до рекомендаций в самых неоднозначных случаях. 

40 вопросов про воинский учет с ответами  эксперта: продолжение