Дивиденды
В ООО они выплачиваются каждому участнику пропорционально его доле в уставном капитале организации. Дивиденды как правило начисляют не чаще одного раза в квартал — это прописывается в уставе ООО.
Когда нельзя выплачивать дивиденды
учредители оплатили уставный капитал не полностью;
у компании нет чистой прибыли, только убытки;
выбывающему учредителю еще не выплатили стоимость его доли;
у ООО есть признаки банкротства, или выплата дивидендов может привести к такому положению компании.
Подписка Клерк.Школа дает доступ ко всему каталогу курсов «Клерка» сразу: не нужно искать и оплачивать обучение под каждую отдельную задачу, достаточно открыть нужную тему. Видеолекции, конспекты, тесты, шаблоны документов и сертификат в одном месте. Подключить подписку.
Как правильно выплачивать дивиденды
Чтобы провести оплату, необходимо решение общего собрания участников ООО или его единственного участника. В качестве подтверждающего документа выступит протокол собрания (в случае с одним участником он не потребуется).
Дивиденды можно выплатить двумя способами: перечислить на банковский счет или выдать наличными. Это нужно сделать в течение 60 дней со дня принятия решения о выплате.
Предприятие, которое выплачивает дивиденды, признается налоговым агентом. Поэтому организация должна удержать и перечислить в налоговую НДФЛ. Взносами дивиденды не облагаются.
Ставка НДФЛ варьируется так:
Если сумма дохода не превышает 2,4 млн руб. — 13%;
Если сумма доходов превышает 2,4 млн руб. — 15%.
Важно сделать оговорку: ставка 15% применяется не ко всей сумме выплат, а только к той части, которая превышает установленный лимит.
Договор займа
ООО может выдать деньги учредителю в долг — для этого составляется договор займа, в котором прописываются сумма, сроки, порядок возврата средств, а также проценты.
Заем может быть беспроцентным, но тогда у заемщика возникнет материальная выгода, она облагается НДФЛ.
Учредитель — сотрудник он или нет, не может просто взять заем и не возвращать его.
Если не возвращать средства, то ФНС может заподозрить учредителя в выводе дивидендов или скрытом получении зарплаты. В соответствии со ст. 122 НК налоговая начислит и взыщет сам налог, а в случае с признанием выплаты зарплатой еще и взносы. Придется заплатить штраф в размере 40% от суммы неоплаченных налогов.
Выдача средств под отчет
Под отчет деньги выдаются, например, при командировке, если необходимо что-то купить для компании или оплатить какие-то услуги или работы.
Под отчет деньги могут получать только сотрудники. Просто учредитель не может. Для выдачи средств составляется приказ, в нем прописываются цели и назначение денег под отчетом.
Существуют предельные сроки в рамках кассовой дисциплины, когда за полученные средства надо отчитаться. Сотрудник должен сдать авансовый отчет, а к нему подкрепить чеки и квитанции — то есть документы, подтверждающие расходы.
Если не отчитываться о выданных под отчет деньгах, то их, как и невозвращенные займы ФНС может признать доходом. Придется уплатить НДФЛ, взносы и штрафы.
Зарплата
Как обычный сотрудник, учредитель может получать зарплату. Обычно он занимает место директора. Зарплату нужно выплачивать два раза в месяц, удерживать из нее НДФЛ и платить с нее взносы.
Существует минимальный размер зарплаты, который обязан работодатель платить сотруднику. Федеральный МРОТ в 2026 году составляет 27 093 рубля, но в отдельных регионах минимальная зарплата может быть выше. Если учредитель работает неполный день, то зарплата ему выплачивается пропорционально отработанному времени.
Налоговые риски выплат учредителям
Частую выдачу средств под отчет ФНС может переквалифицировать в получение зарплаты или дивидендов. Тогда инспекция доначислит НДФЛ и штрафы. Чтобы избежать претензий, необходимо грамотно оформлять выдачу средств и авансовый отчет с подтверждающими документами. Средства должны быть направлены на обеспечение хозяйственной деятельности компании, а не на личные нужды учредителя.
Также ФНС может заинтересоваться частой выплатой дивидендов (например, ежемесячной) и переквалицифировать ее в доход. Чтобы избежать претензий стоит исчислять дивиденды пропорционально долям в уставном капитале и привязывать их к чистой прибыли.




Уважаемый автор, исправьте, пожалуйста, последнее слово в этой фразе - дивиденды выплачиваются на основании не приказа, а решения участника (или участников).
При чем тут учредитель и командировки (и авансовые заодно?) Он что, работник что ли? Тогда так и надо писать... И деловую цель (обоснованность) подотчетных сумм и командировок никто не отменял, иначе здравствуй НДФЛ и взносы с "командировок" на отдых в Дубай и авансовых на походы в ресторан. А то некоторые участники таких статей поначитаются и начнут себе налево и направо выдавать под отчёт и на командировки.
И почему пишете, что заём нельзя беспроцентный? Можно, только НДФЛ с матвыгоды начислять надо...
И если ещё немного позанудствовать, то неверно называть участника учредителем, он учредитель только в момент собственно учреждения, дальше по жизни компании у неё есть участники.
В общем, не статья, а какая-то недоработка сплошная.