Расходы ИП на ОСНО

Здравствуйте, подскажите: у нас ИП на ОСНО, вид деятельности - грузоперевозки, в 4 квартале 2023 года мы оказали услуги (допустим на 5 млн.р.), оплатили расходы (ГСМ, услуги поставщиков, зарплата, аренда и пр.), покупатели нам пока не оплатили (дебиторская задолженность 5 млн.р), мы можем принять расходы в налоговом учете за 2023г. или нужно перенести и учесть расходы, когда поступит оплата от покупателей?

  • Надежда Камышева

    Добрый день.

    В Порядке учета для ИП на ОСНО (Приказ Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002) есть вот такой пункт 15:

    Учет расходов индивидуальными предпринимателями ведется с учетом следующих особенностей:

    1) стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг;

    2) расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), не реализованных в налоговом периоде, а также не использованным полностью в отчетном налоговом периоде, учитываются при получении доходов от реализации товаров (работ, услуг) в последующих налоговых периодах;

    Если следовать им, то до оплаты от покупателей вы не можете принимать свои затраты в расходы.

    Однако эти подпункты были признаны не соответствующими Налоговому кодексу РФ и недействующими решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2010 № ВАС-9939/10.

    Есть письмо Минфина от 16.07.2013 № 03-04-05/27723, где написано, в частности:

    В связи с этим при рассмотрении вопроса порядка учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей следует руководствоваться исключительно положениями гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

    ...

    В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 221 Кодекса индивидуальные предприниматели при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеют право на получение профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

    То есть для включения расходов в сумму профессионального налогового вычета требуется одновременное выполнение нескольких условий, а именно расходы должны быть фактически произведены, документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением доходов.

    Таким образом, ждать получения оплаты от клиентов не нужно, если соблюдаются условия - есть документы на расходы, связанные с извлечением доходов и эти расходы оплачены.

  • Спасибо за ответ, но при учёте расходов в 2023 году без оплаты от покупателя возникает убыток (превышение вычетов над доходами), данный убыток в 2024 году не получится признать в расходах?

  • Надежда Камышева

    По НДФЛ нельзя переносить убытки.
    Но ИП может прописать в учетной политике, что расходы принимаются только после оплаты от заказчиков. ФНС точно не будет против. Но такой порядок придется применять все время, а не только к определенным расходам.

Этот ответ эксперта доступен по 

Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны.

Задать свой вопрос