Аренда

Про контроль рынка аренды жилья

Очередной законопроект затрагивающий рынок аренды прошел чуть слышно и не всколыхнул волну жарких обсуждений на просторах рунета. Но нет дыма без огня.

Недавно, группой депутатов был внесен законопроект о так называемом социальном вычете на аренду. Предлагалось ввести новый налоговый вычет по расходам на наем жилого помещения, при этом, увы, максимально возможный предел предоставляемых социальных вычетов по НДФЛ сохранили тот же 120 тысяч рублей в год. Для Москвы и не только это смешные цифры.

Законопроектом предлагалось, чтобы получить новые налоговый вычет, необходимо предоставить в ИНФС договор найма жилья или его еще называют «договор аренды», важно, чтобы это было жилое помещение и документы, которые подтверждают расходы на наем или аренду жилого помещения.

Сдается, что законотворцы эти законопроектом преследовали иную цель.

Депутаты своей новеллой рассчитывают одновременно легализовать рынок жилья аренды жилых помещений, около 90% которого, по оценкам экспертов, сегодня находится в тени.

(Проект Закона N 169649-8. Внесен в Госдуму 22.07.2022 группой депутатов)

Ранее уже были подобные предложение и вот одно из них, которое не нашло поддержки у законников.

В конце августа 2021 года Минстрой предлагал проект Постановления Правительства изменяющую госпрограмму «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в котором помимо прочих мер по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан с доходами ниже среднего в программу предлагалось включить меру по предоставлению налогового вычета на сумму в размере арендных платежей (п. 6 раздела «Приоритеты и задачи государственной программы»). Проект постановления Правительства РФ

Т. е. под тем или иным предлогом министерства и ведомства, прямо не имеющие никакого отношения к налогообложению, пытаются протолкнуть идею вывода из тени рынка аренды. Как то это смахивает на сговор с налоговой службой, хотя... могу ошибаться и всё более серьезнее. Тогда странно, почему сама налоговая не выступает лоббистом этой идеи. Хотя вероятно министерство стремилось выступить регулятором, так как сама налоговая служба не может выступать регулятором рынка недвижимости. Либо мы не всё знаем или до нас не доходит информация.

Трудно сказать на сколько жизнеспособно идея приструнить рынок аренды, но если представить такое, то, представьте масштабы проблем для арендодателей, а также это затронет и арендаторов.

Арендодатели как скажут: коль я стану платить налоги с доходов от сдачи в аренду, а арендаторы будут получать налоговые вычеты за аренду жилья, т. е. за счет меня, арендодателя, то получается, что на арендодателях дважды зарабатывают и государство, и арендатор. Само собой разумеется, что при введении налогового вычета за аренду взлетят цены на саму аренду и огульно затронет стоимость квартир, которые изменится в большую сторону и падать цены вряд ли будут.

Давайте на минуточку представим, что контроль уже существует.

И тогда возникает вопрос: «каким образом могут выявлять арендные отношения?»

Расскажу про одно обращение ко мне за консультацией по этому поводу.

У мужчины есть одна квартира, где он сам фактически проживает и есть еще одна квартира, которую он сдает в аренду. Сдается квартира не им лично, а оформлен безвозмездный договор аренды с его супругой, а супруга в свою очередь сдает в аренду, как муж с женой сообщали, своим родственникам, но за плату.

Супруга не оформлялась ни как индивидуальный предприниматель ни как самозанятый, следовательно никаких налоговых отчислений ни женщина, ни ее супруг не производили.

В один прекрасный день приходит из налоговой инспекции приглашение, в котором сообщается, что они (я не вспомню в адрес кого именно пришло письмо из налогового органа) сдают квартиру в аренду, получают доход, а налоги с дохода не платят, декларацию о доходах не сдают. В общем жулики и каких их таких земля носит, платите налог и штраф и пени.

Начинаем выяснять, с чего вдруг налоговый орган заинтересовался супружеской четой и выяснилось следующее (сугубо со слов вопрошаемых):

  • Был договор с арендаторами (само собой разумеется, был, а как же без него) и неизвестно куда арендаторы могли его предоставить;
  • Арендаторы совсем никакие не родственники и даже не близкие знакомые собственникам квартиры и могли сообщить кому угодно и куда угодно (я имею в виду фискалам) об арендных отношениях. Даже, элементарно, сообщить работодателю и получить под расходы на аренду какие-нибудь деньги, а работодатель для закрытия расходов и уменьшения налога н прибыль приобщил к документам договор аренды и следовательно эта информация уже попадает в налоговый орган;
  • Арендаторам регулярно предоставляется временная регистрации. К примеру, у фискалов сразу мог бы возникнуть вопрос, коль систематически предоставляется временная регистрация от чего же не предоставить постоянную регистрацию, если это не арендные отношения;
  • Плата за аренду перечислялась с банковской карты на банковскую карту стабильно из месяца в месяц практически одна и та же сумма, практически в один и тот же день. Банковские счета элементарно отслеживается налоговыми органами в режиме реального времени и им для этого не требуется какие-либо разрешения-дозволения от кого-либо.
  • И вишенкой на торте, выяснилось, что приходил то ли участковый, то ли еще кто-то, в общем из полиции и опросил или допросил арендаторов. Было ли у него основания являться в квартиру к арендаторам, приходил то ли по наводке соседей, либо рамках служебных обязанностей, фиксировал ли полицейский пояснения-объяснения арендаторов и куда их потом дел и выдавал ли полицейский по этому поводу какой-либо документ – не известно.

Это вот один из случаев, как косвенными или прямыми фактами могут выявить арендные отношения, что именно повлияло на решение налоговых органов доначислить НДФЛ – трудно сказать.

Налоговый орган имеет доступ практически к любым базам данный страны, ЗАГС, банковским счетам, ЕГРН, ГИБДД, и само собой ЕГРЮЛ ЕГРИП, сайтам, сотовым операторам (ограниченно), данным паспортных столов и так далее и тому подобное.

Возникнет вопрос: «как же легализовать доходы от арендных отношений?»

В первую очередь – должен быть хороший, подчеркиваю, очень хороший договор аренды (можно назвать договор найма или договор коммерческого найма). Достаточно на один объект сделать один нормальный договор. Не скачанный из интернета на 2 страничках, а нормальный договор со всеми правами и обязанностями, со всеми нюансами, и поставить свои условия, а дальше менять только реквизиты – фамилию имя отчество и паспортные данные арендатора. Поверьте, в большинстве случаев арендаторы безоговорочно принимают условия арендодателей. И еще один из главных моментов в аренде, это акт приема-передачи недвижимости, в котором отражается всё то, что передается арендатору и то, что возвращается и состояние возвращаемого имущества.

«А как быть с налоговой?» –спросите вы.

Коль систематически извлекаются доходы из сдачи в наем или в аренду квартир (ы), то наиболее удобное – это оформление индивидуальным предпринимателем, либо самозанятым. Я пишу немного проще, простыми словами о налоговых обязательствах. Подробности можете узнать у меня.

И так, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя для целей сдачи в аренду – это достаточно утомительное занятие. Это и ежегодная сдача деклараций и авансовые платежи по страховым взносам и пенсионным накоплениям независимо от дохода. Слава Богу, что пока не нужны кассовые аппараты, но и это могут ни с того ни с сего ввести. Но зато нет ограничений, что сдаешь в аренду/наем, свое имущество или не свое, жилое или нежилое.

Более приемлемо, это самозанятый. И отчетности никакой, и налог 4% с дохода если арендаторы физические лица и 6% если юридические лица арендаторы, но правда нужно самостоятельно заботиться о пенсионных накоплениях и страховых взносах, никто принуждать, пока, не будет. Опять же, кассовый аппарат не нужен.

Но, самозанятый не может сдавать нежилые объекты недвижимости (Письмо Минфина России от 22.11.2021 N 03-11-11/94188) (в том числе гаражи, земельные участки и т. д.), но может сдавать жилые помещения, принадлежащие самозанятому так и не принадлежащие самозанятому (Письмо УФНС по г. Москве от 02.09.2021 N 20-21/131926@).

При наличии хорошего договора и акта приема-передачи арендуемого имущества, регистрации в качестве самозанятого (если быть точнее – плательщика на профессиональный доход) решит многие проблемы, которые могут возникнуть при сдаче в наем/аренду жилого помещения.

Что, напугал? Не напугал? Не испугались и правильно сделали. Эти случаи, ПОКА, не часто встречающиеся. Не известно, когда примут законы об регулировании рынка аренды/найма, но от единичных случаев нападок различных органов непробиваемую защиту нужно себе обеспечить.

Рано или поздно номенклатура доберется и до этого рынка и тогда фискалы во главе с Искусственным Интеллектом ФНС будут рыскать в поисках жертв налоговой деспотии. И ЭТО для рынка аренды сулит ой какими проблемами в первую очередь для самих арендодателей и конечно же повышением цен и повышенными требованиями к самим арендаторам.

Между прочим, сделки по аренде одни из наиболее распространенные как у граждан, так и у бизнеса.

Кстати, у меня накопился большой практический опыт работы в сфере арендных отношений коммерческой и жилой недвижимости и налоговых правоотношений, которым можно воспользоваться – обращайтесь.

Удачи

Ваш юрист, налоговый консультант – Константин Чупырь

Начать дискуссию

Официально: даны прогнозы роста основных показателей экономики

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс