Самозанятый-программист или разработчик: как с ним работать

Решение IT-задач требует высоких бюджетов, не упускайте возможность сэкономить на сотрудничестве с самозанятыми. Работу с этой категорией исполнителей легко поставить на поток. Но есть особенности, которые нужно учесть — например, как быть с правами на созданные разработчиком приложения, какие условия включить в договор с айтишником и т. д.

Самозанятый-программист или разработчик: как с ним работать

В чем интерес работы с программистом или разработчиком на НПД

Почти для всех компаний сотрудничество с самозанятыми выгодно:

  • стоимость их услуг дешевле, чем у ООО или ИП;
  • страховые взносы с гонораров самозанятым платить не нужно;
  • обязанности налогового агента при работе с плательщиками НПД не возникают;
  • документальное оформление сделок с ними аналогично другим исполнителям;
  • не требуется оснащать рабочее место;
  • можно привлечь специалиста из-за границы (самозанятыми могут быть граждане ЕАЭС, Украины, ЛНР и ДНР). 

Все эти пункты имеют отношение и к самозанятым айтишникам. А так как эта профессия высокооплачиваемая и требует оснащения по последнему слову техники, то перевод программистов (там где это возможно) в разряд самозанятых позволяет хорошо сэкономить.

О других плюсах работы с фрилансерами на НПД читайте в нашей статье «Как привлечь самозанятых для IT-задач и сэкономить бюджет».

Кроме того, привлечение исполнителей на НПД по разовым договорам позволяет не раздувать штат. Это актуально компаниям, имеющим ограничения по численности наемных работников для подтверждения права применять налоговые спецрежимы.

Кредит на выплаты исполнителям — решение за 2 дня, минимум документов, без залога, до 50 млн рублей. Оставьте заявку.

Зачем айтикомпаниям привлекать самозанятых программистов и разработчиков

С 1 января 2021 года компаниям, получившим статус IT-организации, предоставлены льготы и послабления:

  • налог на прибыль — 3% (с 01.01.2022 по 31.12.2024 — 0%);
  • страховые взносы с выплат персоналу — 7,6%;
  • мораторий на плановые проверки до 01.01.2025;
  • льготные кредиты (ставка 1 — 3%, сумма 5 млн — 5 млрд рублей).

Но чтобы получить все эти преференции надо удовлетворять требованиям:

  • работать по одному из семи кодов ОКВЭД, относящихся к IT-отрасли;
  • выручка по этой деятельности должна быть не меньше 70% всех доходов;
  • зарплата 80% персонала должна быть не ниже средней по стране.

До недавнего времени было еще одно условие: минимальная численность штатных работников — 7 человек. Но 02.08.2022 Минцифры опубликовало новые требования, в которых этот критерий отсутствует. Это значит, что теперь получить аккредитацию IT-компании может студия с численностью штата 3 — 5 человек. И вовсе не обязательно, что все они должны быть программистами или разработчиками.

Вернемся к видам деятельности, подпадающим под IT-аккредитацию. Это:

  • Реализация программ, полностью или частично созданных компанией. Доля стороннего участия и объем прав на ПО при этом не уточняется, но компания все равно будет соответствовать требованию.
  • Передача исключительных прав на программы, базы данных и прав на пользование по лицензионным договорам, а также на предоставление доступа программам и базам через интернет.
  • Разработка, адаптация или модификация программного обеспечения, самостоятельно созданных компанией или с привлечением субподрядчиков. При этом также не важно, кому принадлежат лицензионные права – заказчикам или любым другим лицам.
  • Установка, тестирование и сопровождение ПО или баз данных, как самостоятельно разработанных сотрудниками компании, так и адаптированных или модифицированных.

Это значит, что IT-компания для получения льгот вовсе не обязана делать все полностью сама, а вправе сотрудничать с другой компанией, предпринимателем или частным исполнителем, например, программистом, зарегистрированным в качестве плательщика налога на профессиональный доход или просто физлицом, не имеющим никакого налогового статуса. 

Пример: компания, состоящая из 3 работников и разрабатывающая компьютерную программу, может заказать стороннему исполнителю написать код для отдельного компонента будущего ПО.

На платформе Рокет Ворк вы можете работать не только с самозанятыми, но и  с индивидуальными предпринимателями, с исполнителями-физлицами по договорам ГПХ.

Нюансы заключения договора с самозанятым айтишником

В общем о том, какие документы понадобятся при работе с плательщиком НПД, мы рассказали здесь. Но документы при сотрудничестве с разработчиком или другим IT-специалистом имеют свои нюансы.

Начинать любое сотрудничество надо с договора, тем более, когда речь идет об IT-продукции, ведь часто эта деятельность связана с передачей или использованием прав.

Права на программы

Свидетельство, выданное Роспатентом, не всегда сможет подтвердить авторское право на ПО. Например, в случае кражи или недобросовестности привлеченного исполнителя. Законом охраняется только исходный код. Но если злоумышленник переиначит его, компании-заказчику сложно будет отстоять свою правоту.

По умолчанию, исключительное право на программу принадлежит работодателю. Но компания-заказчик по отношению к самозанятому-подрядчику работодателем не является. Поэтому важно на этапе заключения договора прописать, кто и в каких долях будет являться правообладателем (ст. 1297 ГК). Как правило, организации необходимо полное обладание правами на созданную интеллектуальную собственность и ПО. 

На тот случай, если исполнитель привлечет к разработке субподрядчика, включите в договор пункт о том, что самозанятый заверяет заказчика об обладании исключительными правами (ст. 431.2 ГК), а в случае нарушения этого пункта — выплачивает неустойку или возмещает потери в соответствии со ст. 406.1 ГК.

Кроме того, в договоре должны быть четко прописаны сроки и этапы сдачи работы, размер вознаграждения за каждый этап. Приложением к договору оформите техническое задание, где детально пропишите все, что исполнитель должен сделать, какие перед ним стоят IT-задачи.

Сдачу каждого этапа работ оформляйте актом, где также укажите, что было сделано, какая за это положена оплата, а также пропишите идентификационную информацию о передаваемом ПО.

Обратите внимание! Передача носителя с информацией, данными, кодами, различными техническими схемами и прочими материалами не является передачей прав. Носитель (внешний диск, флэшка, токен и т. п.) сам по себе ценности не имеет, важна хранящаяся на нем информация. Поэтому просто прописать в договоре, что исполнитель передает вам, например, флэшку с созданным кодом приложения, недостаточно.

Коммерческая тайна

Компании, привлекающие к работе IT-специалистов, в том числе самозанятых, подвержены риску утечки ценных сведений. Поэтому в договор с исполнителем включите пункт о неразглашении новых решений и технических знаний, полученных во время исполнения договора, ссылаясь на ст. 727 ГК.

Это необходимо, так как подрядчик может овладеть:

  • охраняемым законом результатом интеллектуальной деятельности;
  • просто информацией, которую заказчик не хочет разглашать.

Кроме того, отсылка в тексте договора на закон «О коммерческой тайне» поможет обезопасить заказчика, так как за нарушение коммерческой тайны предусмотрены:

  • выплата компенсации и иных расходов, возникших из-за ее разглашения;
  • уголовная ответственность по ст. 183 УК.

Работа с самозанятым: особенности

При работе с самозанятым программистом кроме договорных нюансов нужно учитывать и другие:

  • Перед выплатой вознаграждения нужно проверить, действителен ли статус плательщика НПД. Быть самозанятым вправе только тот, чьи доходы не превышают 2,4 млн рублей в год. Если выяснится, что статус утрачен, расчеты с исполнителем нужно вести как с обычным физлицом, то есть удерживать НДФЛ и начислять взносы.
  • Работа с самозанятым должна носить разовый или проектный характер, а отношения выстраиваться именно как с исполнителем, а не с подчиненным. В противном случае компанию могут обвинить в уклонении от исполнения обязанностей работодателя, что повлечет допрасходы в виде доначисления страховых взносов, штрафов за неуплату взносов, за несоблюдение сроков выплаты зарплаты и т. д.
  • Нужно держать на контроле получение чека от самозанятого и своевременное подписание акта выполненных работ. Если вам попадется талантливый, но забывчивый, безответственный или недобросовестный программист, заветных документов, можете и не увидеть. Соответственно подтвердить расход для целей налогового учета будет нечем.
  • Часто договор с самозанятым программистом требует особой юридической проработки, поэтому компании-заказчики вынуждены держать штатного юриста или пользоваться услугами сторонних.

Как упростить работу с самозанятым программистом

Работа с самозанятыми айтишниками имеет свои особенности и требует порой повышенного внимания, так как существует риск дополнительных расходов, вызванных разными факторами. Но это не значит, что нужно отказываться от сотрудничества с программистом-плательщиком НПД. 

Нужно выстроить такую модель работы, которая будет обеспечивать максимум отдачи при минимальных затратах человеческих, временных и финансовых ресурсов.

У Рокет Ворк эти схемы работы выстроены, испытаны и отточены. Наша платформа поможет удаленно:

  • найти исполнителя через биржу или настроить сотрудничество с конкретным специалистом;
  • заключить договор;
  • обозначить задачи и фронт работы;
  • отследить исполнение;
  • подписать акт;
  • перевести вознаграждение.

Все юридически значимые документы у вас всегда будут в личном кабинете Рокет Ворк: заказчик самостоятельно их формирует, и стороны подписывают их дистанционно электронными подписями.

Зарегистрируйтесь и тестируйте платформу в первый месяц бесплатно

Кроме того, Рокет Ворк берет на себя:

  • разработку шаблонов договоров;
  • проверку статуса самозанятого;
  • перечисление гонораров;
  • формирование чеков и направление их заказчику;
  • передачу в МВД уведомлений о начале и окончании работы с иностранными исполнителями (подача таких уведомлений положена по закону, за их отсутствие компании грозят крупные штрафы).

Это особенно важно компаниям, которые работают с фрилансерами массово. Вам не придется погружаться в рутинную работу. Бухгалтер сможет выгрузить документы по проведенным сделкам из личного кабинета прямо в учетную систему 1С Бухгалтерия или 1С ЗУП, для других систем можно использовать интеграцию через API. 

Для самозанятых услуги площадки бесплатны, подключиться к ней можно очень быстро, поэтому исполнителю не придется тратить деньги и время на то, чтобы начать с вами работать.