Менеджмент

Россиян заставят раскошелиться. Обострение конкуренции на российском потребительском рынке

Обострение конкуренции на российском потребительском рынке заставляет рекламодателей в России перейти от простого «оглушения» потребителя рекламой к более «продвинутым» маркетинговым технологиям. Правда, в большинстве случаев это сводится лишь к простому заимствованию западных методов без какой-либо адаптации их к российским условиям

Отдел экономики
Олег Леонов, 30.06.2003

Обострение конкуренции на российском потребительском рынке заставляет рекламодателей в России перейти от простого «оглушения» потребителя рекламой к более «продвинутым» маркетинговым технологиям. Правда, в большинстве случаев это сводится лишь к простому заимствованию западных методов без какой-либо адаптации их к российским условиям

В последнее время крупные продавцы потребительских товаров в России резко усилили давление на покупателя. Причина этого связана с обострением конкуренции на российском потребительском рынке. Для того чтобы убедить потребителя приобрести определенный товар, уже недостаточно просто «завалить» его рекламой на улице и в СМИ – для этого необходимы более сложные, «научные» методы. Сейчас крупнейшие российские ритейлеры, что особенно хорошо заметно в Москве, стараются использовать в своем бизнесе широко используемые на западе маркетинговые технологии вроде различных программ лояльности, директ-маркетинга и т.д. Правда, по мнению опрошенных RBC daily экспертов, все эти начинания может полностью испортить «скупость» российских компаний. Например, многие торговцы сначала проводят масштабную рекламную кампанию своих дисконтных карт, а по прошествии некоторого периода времени, как это было с «Аптеками 36,6», говорят, что «скидку можно получить только на крайне немногочисленные товарные группы». Это, естественно, вызывает недовольство покупателя.

По оценкам Госкомстата, объем российского потребительского рынка составляет порядка 140-150 млрд долл. Правда, по мнению исследовательской компании Interactive Research Group (IRG), данные госстатистики занижены на 80%, т.е. получается, что россияне тратят на потребительские расходы 240-270 млрд долл. За эти деньги сейчас начинается острая борьба между крупными отечественными и западными ритейлерами. «Сейчас на российском рынке изменилась конкурентная среда, - сказала RBC daily эксперт консалтинговой компании BKG Римма Чайникова. – Из-за насыщения рынка новых клиентов можно получить, только отняв их у конкурентов». До недавнего времени производители и продавцы потребительских товаров пытались решать эту задачу очень простым методом – буквально «оглушая» россиян со всех сторон рекламой. По данным Российской ассоциации рекламных агентств (РАРА), в первом квартале 2003 года объем рекламного рынка в России составил 520-540 млн долл., что на 35% больше, чем за аналогичный период годом ранее. «На мой взгляд, с начала 90-х годов все маркетинговые вопросы решались только рекламным способом, - сказал RBC daily Сергей Исаев, начальник отдела рекламы управления. – Сейчас вся Москва буквально заставлена рекламой. Схожая ситуация отмечается и с рекламой в СМИ. В результате у потребителя наступает период отторжения рекламы».

По словам Риммы Чайниковой, с «пресыщением» потребителя на Западе в течение последних десяти лет борются с помощью так называемых CRM-систем (Customer Relationship Management - управление отношениями с клиентами). Суть CRM заключается в адресной работе с потребителем, когда между продавцом и покупателем товаров или услуг выстраиваются личные персонифицированные отношения. Сейчас многие российские компании пытаются активно использовать подобную маркетинговую практику в своем бизнесе. «Хорошим примером является сотовый оператор «Би Лайн», - сказала RBC daily Римма Чайникова. – Ценовая война между сотовыми компаниями закончилась, поэтому единственный способ привлечения новых клиентов заключается в предоставлении большего, чем у конкурентов, набора услуг. Сейчас в качестве основного рекламного слогана «Би Лайн» выбрал лозунг «С нами удобно». Одновременно компания создала современный call-центр, операторы которого могут ответить практически на любой вопрос клиента». Другой способ привлечения клиентов заключается в адресной рассылке потребителям определенных рекламных предложений. «Если просто разослать какую-нибудь рекламу всем адресатам, находящимся в базе данных какого-нибудь ритейлера, то ее прочтет не более 3%, - рассказывает г-жа Чайникова. – В этой ситуации нужно действовать аккуратнее. Сеть магазинов «Арбат-Престиж» с момента основания выдает практически каждому покупателю свою дисконтную карту, узнав при этом не только его имя и контактную информацию, но и дату рождения. Потом в месяц его рождения ему присылается приглашение совершить покупку».

Правда, как говорят опрошенные RBC daily эксперты, пока что количество успешных случаев применения «продвинутых» маркетинговых технологий существенно меньше неудачных. «Прямая рассылка рекламных объявлений практически не работает, - говорит Сергей Исаев. - Во многих случаях потребитель просто выкидывает всю ту кипу рекламных объявлений, которая кладется ему в почтовый ящик». Схожая ситуация сейчас отмечается и с многочисленными дисконтными программами. Сначала компания-эмитент дисконтной карты заманивает покупателя предоставляемыми по ней скидками, а потом выясняется, что дешевле он может купить далеко не все товары. «Некоторые ритейлеры стали злоупотреблять с системами накопительных скидок, - рассказывает Римма Чайникова. – «Рамстор» или аптеки «36,6» предлагают потребителям свои дисконтные карты, позволяющие в теории экономить на каждой покупке. Однако впоследствии выясняется, что получить скидку на ходовой товар нельзя. В результате потребитель просто теряет интерес к таким программам».

Эксперты объясняют низкую эффективность маркетинговых программ несколькими факторами. «В большинстве случаев у компании, рекламирующей свои товары и услуги, просто нет объективной информации о своих потенциальных клиентах, - говорит Сергей Исаев. - В лучшем случае известен их доход, а где они работают, какую должность занимают, что им интересно, остается загадкой. Вследствие этого эффективность таких рассылок очень низкая. Одновременно наши компании зачастую просто заимствуют какой-нибудь западный маркетинговый метод без его адаптации к российским условиям. Грубо говоря, какой-нибудь ритейлер решает, что ему необходимо запустить собственную сложную маркетинговую программу и выделяет на эти цели определенную сумму денег. При этом на детальную проработку ее функционирования средства ему тратить жалко – отсюда и низкая эффективность работы маркетинговых схем».

По мнению Риммы Чайниковой, для того чтобы маркетинговые программы эффективно работали, необходимо делать их максимально персонифицированными. «Например, в компаниях, работающих в сфере B2B, самое главное - выстроить личные отношения менеджеров и клиентов, - сказала Римма Чайникова. – Сейчас для того, чтобы удержать клиента, уже мало регулярно предоставлять ему скидки. Нужны специальные партнерские программы. Например, каждый год награждать лучшего дистрибутора, подарить лучшему клиенту машину или же «свозить его на Канары». При такой персонификации клиентской базы фактор цены уже не будет решающим. Клиент как бы привязывается к своему поставщику».

Начать дискуссию

Налоговая просит пояснения по УСН даже если по вашим данным вышло больше доходов. 🤯«Ночной бухгалтер» № 1680

Казалось бы, указал налогоплательщик доходов больше, чем насчитала по своим данным ФНС, ну и пусть радуются налоговики. Не тут то было! Требуют пояснить расхождения. Бухгалтеры разбираются, откуда вообще взялась разница.

Иллюстрация: Вера Ревина, Клерк.ру
1

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ОСАГО

Финуполномоченный обличила недобросовестные практики с ОСАГО и каско

Финансовый уполномоченный Светлана Максимова выявила недобросовестные практики по смешиванию договоров ОСАГО и каско.

Экономический эффект от внедрения искусственного интеллекта оценили в 1 трлн рублей

Процент внедрения технологий на базе ИИ у крупных и средних компаний из разных сфер экономики составил 20%.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Суд взыскал долг по оплате коммуналки с актрисы Елизаветы Боярской и актера Максима Матвеева

Дело о взыскании задолженности за услуги ЖКХ с Елизаветы Боярской рассмотрел мировой суд Москвы.

Прогноз ЦБ: годовая инфляция будет 7,7%

Ожидается, что жесткая денежно-кредитная политика Центробанка приведет к снижению инфляции до 4% в 2025 году.

Как вести бухгалтерский учет на Яндекс.Маркете: памятка для бухгалтера

Счета, проводки и правила учета операций — главное, что нужно знать бухгалтеру для работы на Яндекс.Маркете.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Создается официальный реестр российских отелей

Росаккредитация провела встречу с представителями онлайн-сервисов бронирования гостиниц, в рамках которой рассказала о ходе создания реестра отелей России.

Российские миллиардеры начали возвращать активы в РФ

Попавшие под западные санкции российские миллиардеры стали постепенно переводить активы на родину.

⚡️ Итоги дня: в Японии будут продавать препарат для роста зубов, магнитные бури вызывают технические сбои, а ChatGPT внедрят в iOS

Подготовили обзор главных событий дня — 13 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Налоговый учет

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка

Разбираем, что означает КПП в реквизитах компании, как расшифровывается и что значит каждая цифра кода. Также рассмотрим, кому присваивают КПП и в каких документах его указывают.

Что такое КПП в реквизитах организации в 2024 году: расшифровка
Проверки

Генпрокуратура проверила обоснованность тарифов за отопление

По поручению Генерального прокурора России Игоря Краснова проведена проверка обоснованности формирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Инвестиции

СПБ Биржа возобновила торги после сбоя

С 15:50 инвесторы могут снова проводить операции с ценными бумагами на СПБ Бирже. Также участники торгов имеют право отозвать заявки, которые были поданы ранее.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким был индекс деловой среды в апреле

В апреле 2024 года РСПП провел очередной раунд опроса промышленников и предпринимателей и рассчитал индекс деловой среды в этом месяце.

Зарплата

44% работодателей не повышают зарплату после испытательного срока

После трех месяцев работы 56% сотрудников начинают зарабатывать больше. В среднем оклад поднимают не более чем на 10%.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!

Будьте в курсе последних изменений в законодательстве! Выбирайте из 7 вебинаров интересные именно вам и записывайтесь. Учитесь, не выходя из дома или офиса! Забирайте в закладки календарь вебинаров для бухгалтера, которые пройдут в мае 2024. Подписчикам «Клерк.Премиум» — бесплатный доступ.

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Выбирайте и смотрите!
13

Владельцы карт Ozon Банка смогут купить товары на маркетплейсе за 1 рубль

Ozon Банк запустил новую программу лояльности для физических лиц. Нужно собирать звезды, оплачивая покупки картой Ozon в других магазинах.

Некоторые примеры защиты корпоративной собственности через банкротные механизмы

Предпринимательская деятельность сопряжена с огромным количеством рисков, которые могут привести к потере активов бизнеса. В каких случаях необходима защита корпоративной собственности?

Банки

Банк «Точка» выплатил 8 млрд рублей клиентам Киви-банка

Из собственных средств банк «Точка» перевел 8 млрд рублей клиентам, которые пострадали от отзыва лицензии и Киви-банка.

Майские праздники и прочие отдыхи — так ли хорош общегосударственный отпуск

Замахнёмся на святое — на прелесть майских праздников. Собрали за и против длинных официальных выходных и отдельно прошлись по перерыву между ними. И сделали возможность высказаться в опросе.

Интересные материалы

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации

RPA (Robotic Process Automation) — это технология, которая позволяет автоматизировать рутинные задачи и процессы, выполняемые человеком. Ее можно применять в различных областях, таких как финансы, бухгалтерия, HR, производство, логистика и другие.

RPA: технология, которая меняет подход к автоматизации