Управление персоналом

Разруха в головах. Антикризисный кейс одной компании

Припомните‑ка, когда ваше руководство последний раз общалось с сотрудниками? Ах, ему некогда — кризис... А может быть, сейчас самое время? Илья Гордеев рассказывает, как простые слова спасли его компанию в кризис.

Припомните‑ка, когда ваше руководство последний раз общалось с сотрудниками? Ах, ему некогда — кризис... А может быть, сейчас самое время? Илья Гордеев рассказывает, как простые слова спасли его компанию в кризис.

В ожидании бури

Я был гендиректором маленькой веб‑студии с 99‑й строчки «Рейтинга Рунета». Мы успешно работали в двух офисах — в Подмосковье и в Гамбурге. Причем 70 % работы всегда были на аутсорсе. Мы органично росли, пока не наступила осень 2014 года.

С первыми поползновениями курса рубля все ощутили тревогу, а вскоре и опустошенность в карманах:

  • Сотрудникам в Германии стало невыгодно работать (прежняя зарплата в пересчете на евро здорово уменьшилась).

  • Подрядчики в Белоруссии и на Украине потребовали оплату только в долларах и изредка называли нас оккупантами.

  • Сотрудники в России бросились закупать дорожающие макбуки, меняя рацион с роллов на лебеду.

Панические настроения охватили не только сотрудников и подрядчиков, поддались им и руководители. Запахло керосином. Я отчетливо осознал, что кризис — как и разруха — в головах!

Усугублялось все тем, что ситуация объективно была нерадужной:

  • Дебиторская задолженность по сравнению с прошлыми годами выросла в десять раз — нам перестали отдавать заработанные деньги.

  • Лента «Фейсбука» запестрила сообщениями о новой практике клиентов — использовать акты в целях интимной гигиены, а не по назначению.

  • Конверсия из личных встреч в продажи сократилась вдвое — пошли разговоры о том, что клиенты не вкладывают в веб.

  • Да просто денег в кармане стало меньше!

Внутреннее и внешнее

Для начала я решил разделить проявления кризиса на внутренние и внешние. Это было логично, так как с объективными внешними обстоятельствами нужно бороться в объективной реальности. А с химерами — в головах.

Внешнее было очевидно. Из‑за роста доллара стоимость услуг на аутсорсе увеличилась. Мы посчитали, что содержание сотрудника в подмосковном офисе теперь выгоднее. Мы в ста километрах от столицы и работник на маленькой ставке c большим процентом от проектов:

  • достойно зарабатывает (по городу);

  • обходится дешевле долларовых аутсорсеров (даже с учетом затрат на рабочее место, налоги и прочее);

  • более мотивирован, то есть мотивируется не только деньгами;

  • дешевле в плане менеджмента — им дешевле управлять;

  • вообще, управляем и лоялен, например, не считает нас предателями и захватчиками :)

С внутренним кризисом дела обстояли несколько сложнее.

В теории все понятно. Есть пирамида потребностей. Эти потребности различны на разных этапах развития личности. Если мы поймем, на какой ступени потребностей стоит коллега, то поймем и его мотивацию. Тогда останется только применить к нему стимул, сонаправленный с его мотивацией! Ура — дело в шляпе!

То есть в шляпе оно чисто теоретически. На практике бывает и иначе:

  • Христианин постится (не удовлетворяет потребность низшего уровня), чтобы почувствовать свою принадлежность к церкви.

  • Сотрудник уходит на меньшую зарплату (теряя в безопасности), чтобы написать диссертацию и получить признание. И так далее.

Работа с мотивацией

Когда мы начали переводить работы с аутсорса в подмосковный офис, то стали терять в прибыли. Часть работ еще была у «подорожавших» подрядчиков, а часть — у «вникающих» сотрудников. Чтобы остаться на плаву, мы урезали зарплаты. Работы добавилось: трудиться мы стали больше, а получать меньше. Мало кто воспринял это с энтузиазмом.

Я коротко проанализировал потребности... в среднем по больнице. Оказалось, что:

  • Физиологические потребности закрыты у всех сотрудников. Всем есть что кушать, все высыпаются и здоровы даже при сниженной зарплате.

  • Потребность в безопасности не удовлетворена. Мы не чувствуем себя в безопасности. Почему? Потому что эта потребность находится в грядущем! А если сейчас все так плохо, то что же будет там, в этом далеком и страшном будущем?

  • Потребность в принадлежности удовлетворяется: у нас дружная команда, синие футболки, совместные конференции, все дела. Хотя над этим можно и еще поработать.

  • Потребность в признании есть у некоторых сотрудников. Именно они могут стать тягачами прогресса в это сложное время.

  • Потребность в самореализации — не просматривается.

Самым критичным местом оказалась потребность в безопасности. Людям не страшно за сегодня — сегодня они уже сыты. Но они боятся неопределенного «Завтра». Значит, одна из главных задач — убедить всех в том, что завтра будет лучше, чем теперь.

Я решил воздействовать на следующие мотивы коллег:

  • Безопасность в будущем. Те, кто под угрозой сейчас — ломаются или пашут, но им не до мыслей о будущем — страшит уже текущий момент. А наши сотрудники, напротив, знают, что выживут сегодня. Их истерия — от боязни будущего.

  • Принадлежность. Мы команда, мы вместе, мы добились того, добьемся этого и прочее.

  • Признание и статус. Выявить тех, кого это мотивирует и дать им стимулы по условиям сделки.

Я собрал благоприятные факты. То есть просто нашел хорошее в происходящем:

  • Работы стало больше, чем квалифицированных рук. Не то чтобы это здорово, но даже тут есть положительные моменты, хотя и видны не сразу.

  • Один клиент узнал в ноябре, что мы заняты до марта 2015 года, и... сообщил, что готов подождать.

  • Приходили клиенты из Европы, хоть и не так много. Они платили в евро. Когда евро вырос в два раза, прибыль российского офиса от этих клиентов так же удвоилась!

  • Урезав зарплаты, мы собрали полезный фонд, который направили на... стимулы для сотрудников.

Создание легенды

Это уже процесс творческий. Нужно придумать правдоподобную картину нашего посткризисного величия, перспективы роста и основания для таких заявлений. Причем больше всех в эту легенду должен поверить я сам.

Вот краткое изложение созданной легенды:

Этот кризис — лучшее, что могло с нами случиться. Я очень ему рад! Это, безусловно, большая удача. Он поможет нам значительно вырасти и стать гораздо сильнее! Шокирующее вступление выбивает из привычной колеи и заставляет сконцентрировать внимание, далее пояснения.

Сложные времена очистят рынок от слабых сотрудников и руководителей — останутся только сильные ребята. Им будет просторнее работать и проще достигать! Психологическая идентификация: никто после этих слов не относит себя к слабым. На этой почве мы объединяемся — срабатывает принадлежность: мы все сильные, мы вместе!

Кстати если у нас есть сотрудники, настолько сомневающиеся в себе, что не относят себя к сильным, то самое время задуматься: нужны ли они нам?

Уже сейчас крупные компании режут отделы разработки, разваливаются мелкие студии. Куда пойдут хорошие и сильные специалисты? Тоже психологическая идентификация: каждый при таких словах считает себя сильным, а значит, сильным место только с нами! И снова принадлежность: я сильный, значит, мы все сильные!

Они пойдут к нам! Потому что мы лучшие в том, в этом! Мы достигли того, этого! Тут я пересказываю наше позиционирование и его подтверждения.

У нас море позитивной энергии и мы увлекаем людей, заражаем их своими стремлениями! Психологическая идентификация.

Мы самые лучшие в нашем городе, в районе и во всей округе. То же самое.

Клиенты идут из Европы и платят евро, а он вырос в два раза по отношению к рублю! А значит, мы скоро сможем платить выше рынка и кризиса у нас не будет! Поэтому мы не только не собираемся закрываться, но даже увеличиваем штат — формируем проектный отдел. Тут мы отрабатываем безопасность в будущем.

Работы у нас не убавляется — клиенты готовы ждать нас до марта, все расписано до лета! Тоже безопасность в будущем.

Когда корпорация сократит отдел разработки, кто будет оказывать ей услуги? Когда студия закроется, куда пойдут ее клиенты? К нам, потому что... Уже не так важно, почему это произойдет, ведь они уже готовы ждать нас до марта, к тому же платят в два раза больше, так как они из Европы. Дальнейшие аргументы излишни.

Да, в этот год нам будет тяжело, но когда буря утихнет... тогда многие падут. Кто‑то съежившись переждет и разогнет спину. А мы к тому времени будем выше их на три головы! Причастность: мы все будем выше и лучше. Безопасность в будущем: я пообещал, что все будет хорошо! Главное — самому в это верить и заразить всех своей энергией.

* * *

Конечно, сначала я энергично и бодро поведал легенду руководителям. И был достаточно убедительным, поэтому истерия прошла. Появились уверенность, напор, желание работать. После скайповой планерки, где я обкатал легенду, все были воодушевлены.

Теперь нужно было заразить этим «вирусом» как можно больше людей. Не только сотрудников — всех вообще. Чтобы об этом говорили, чтобы это не вызывало сомнений у тех, кто о нас хоть когда‑то слышал. В такое время все тянутся к островкам стабильности. Создав такой островок, мы сохраним лучших партнеров, клиентов, сотрудников. А может, и приобретем новых!

Именно так я рассуждал. На почве этих рассуждений родилась идея. Мы решили провести бесплатный фуршет‑конференцию для разработчиков, менеджеров и дизайнеров. Назвали это веб‑елкой. Готовя мероприятие, я бомбардировал легендой всех подряд:

  • коллег,

  • конкурентов,

  • знакомых,

  • клиентов,

  • подрядчиков,

  • партнеров.

Всем я говорил, что дела у нас идут очень хорошо. Постепенно легенда пошла из уст в уста. Каждый рабочий день мы находили все больше подтверждений тому, что наша легенда является правдой. Теперь уже случалось, что ребята из других студий при встрече пересказывали мне ее своими словами.

Упоение в дуновении чумы

Дальше — дело техники. Наша веб‑елка прошла 20 декабря. Это был пир во время чумы. Конечно, двое из пяти докладчиков были нашими сотрудниками. Мы зарядили своей энергией три километра округи и сразу получили желающих работать и сотрудничать. Все это происходило в эйфории.

Однако есть и результаты, выраженные в цифрах.

Что мы получили благодаря кризису:

  • Повышение качества соискателей. Раньше не более 10 % претендентов были компетентны в нужной для работы мере; сейчас 30 % имеют достаточную квалификацию. Соискатели с низкой квалификацией готовы работать за копейки и бесплатно.

  • Снижение уровня ожиданий к заработной плате в среднем в два раза — как у соискателей, так и у сотрудников.

Это, предполагаю, произошло у всех, кто удержался на плаву. У нас же есть нечто большее. Через три месяца работы с личным составом (февраль 2015‑го) можно с уверенностью утверждать следующее:

  • Рост рентабельности проектов, благодаря отказу от аутсорса и энергичности сотрудников, в среднем на 30–50 % (сравнение типовых проектов в сентябре — октябре и в январе — феврале).

  • Улучшился микроклимат в коллективе, что пока трудно оценить количественно.

  • В два раза уменьшилась дебиторка. Ее уровень все еще выше, чем в прошлом году, но половину наших денег мы забрали к концу января.

  • Главное — ключевые задачи решаются, работа идет. Никто не впал в депрессию, показатели не падают, а растут!

Конечно, это имело смысл. Затраты на всю «кампанию» состояли только из тридцати тысяч рублей на фуршет‑конференцию и окупились в январе. Отсроченный эффект продолжается до сих пор.

Но главное наше ощущение описал Александр Сергеевич:

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы.

Это упоение испытываем я и мои коллеги. Это эйфория и одновременно ясность. Понимание того, что все вокруг объяты паникой и дезорганизованы, а мы в это время четко видим цель, полны решимости и азарта. И сложности лишь сильнее горячат кровь.

Источник: http://www.hr-journal.ru/articles/oc/kak-nashi-sotrudniki-pobedili-krizis.html

Комментарии

1
  • Мария Кононенко
    Замечательный слог! Отличная статья! Вот только...... ежели дебиторская задолженность увеличилась в 10, а затем упала в 2 - у Вас все еще траблы не решены.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Лучшие спикеры, новый каждый день
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Банки

Минфин начал принудительно переводить Альфа-банк в юрисдикцию РФ

Суд может приостановить корпоративные права иностранной компании в отношении Альфа-банка и АльфаСтрахования. Экономически значимая организация может получить свои акции в прямое владение по решению суда.

Передача долей (акций) российских компаний в ЗПИФ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в ЗПИФ и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.

Проверки

Цифра дня. Про плановые проверки

В 2024 году количество индикаторов риска для предупреждения нарушений закона увеличится до 500.

Цифра дня. Про плановые проверки
Отпуска

Кто и как решает рабочие вопросы в отпуске: итоги опроса

35% сотрудников считают, что могут выполнять рабочие задачи и не жертвовать отдыхом.

Зарплата

К каким расходам относить компенсацию за задержку зарплаты

В Трудовом кодексе закреплено, что работодатель обязан выплачивать компенсации (проценты) за задержку зарплаты и других выплат, присужденных работнику судом. Это значит, что выплаченные суммы можно относить расходам, уменьшающим базу по прибыли. А к каким именно и в каком размере? Прописали в ТК.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Проверки

📌 Расширят индикаторы риска для проверок компаний, их будет 500. Но как и когда работать бизнесу при их таком количестве — неясно, считает юрист

Минэкономразвития уже утвердило больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

3

Должники стали больше отдавать коллекторам в месяц: сколько

Переход к сберегательной модели поведения улучшил платежную дисциплину должников. Они отказываются от необязательных расходов и быстрее рассчитываются с долгами.

Интересные материалы

Бесплатно с Жилищное законодательство

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду

С 3 апреля 2024 года вступили в силу поправки в ЖК, которые всколыхнули общественность. Арендодатели решили, что теперь сдавать жилье в аренду, в том числе посуточно, вообще нельзя, или только с согласия соседей. На самом деле революции не произошло.

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду