Кто такой «страховой брокер»?

На сегодняшний день у большинства россиян, вряд ли, есть четкое представление о том, кто такой страховой брокер. Даже не любой специалист финансовых кругов сможет увидеть разницу между страховой компанией и страховым брокером. Причина в том, что еще не так давно страховое брокерство в России развивалось слабо.

I Кто такой «страховой брокер»?

На сегодняшний день у большинства россиян, вряд ли, есть четкое представление о том, кто такой страховой брокер. Даже не любой специалист финансовых кругов сможет увидеть разницу между страховой компанией и страховым брокером. Причина в том, что еще не так давно страховое брокерство в России развивалось слабо. Для сравнения: на Западе подавляющее большинство клиентов (как предприятий, так и частных лиц) покупают страховой продукт не в самих страховых компаниях, а у страховых брокеров. Согласно данным СМИ на Западе непосредственно и самостоятельно страховыми компаниями и их агентами собирается всего около 20% страховых премий, а остальные 80% - через страховых брокеров. Некоторые западные страховые компании вообще не ведут прямые продажи страховых продуктов, а передали эти функции страховым брокерам, что уже стало вековой традицией, допустим, в Англии. Возьмем, к примеру, известную корпорацию Lloyd ' s , ведущую брокерскую деятельность.

Однако за последнее время значимость страховых брокеров в отечественном страховании заметно выросла, и они уже занимают отдельную нишу в страховом бизнесе.

Такая динамика развития не случайна: рост спроса страхователей на услуги страховых брокеров естественнен и очевиден, а «поле» для брокерской деятельности еще достаточно свободно.

Причина спроса, в частности, в разнице между страховой компанией и страховым брокером, а точнее выполняемыми ими функциями.

Рассмотрим в следующей последовательности трех участников страхового рынка: страховую компанию – страхователя – страхового брокера.

Так, основная задача страховой компании - разработать страховой продукт (страховые услуги) и выгодно его продать.

Задача страхователя – выбрать ту страховую компанию, которая максимально удовлетворяла бы его потребности при минимальных затратах. Но на какой из сотни страховых компаний лучше остановить свой выбор? Как грамотно провести переговоры и наиболее выгодно для себя заключить договор страхования? Или как гарантированно получить страховую выплату при наступлении страхового случая?

Все эти вопросы – в области компетенции страхового брокера . Таким образом, мы видим, что страховой брокер – даже не столько посредник между страховой компанией и клиентом-страхователем, сколько личный профессиональный представитель и гид клиента на страховом рынке.

2. Почему страхователю выгодно иметь своего страхового брокера?

1. Брокер знает состояние рынка, в том числе финансовую устойчивость и позиции страховых компаний на рынке, какие страховые услуги продаются на рынке и их цены. Кроме того, Брокер знает все нюансы страхования и те «подводные камни»,, на которые может «нарваться» Клиент, заключая напрямую договор страхования со страховой компанией. Страховой брокер всегда может дать рекомендацию и разъяснения Клиенту по вопросам страхования, в том числе по вопросу «Какую страховку и в какой Страховой компании лучше купить?».

Страховой брокер, исходя из потребностей Клиента, сам отбирает ему надежную страховую компанию и оптимальную для Клиента страховку, при необходимости проводя переговоры со Страховой компанией и внося изменения в условия стандартного договора страхования.

При этом у Страхового брокера, как правило, всегда есть несколько вариантов страховок, который он сам может выдать Клиенту, и тогда последнему не придется обзванивать страховые компании и ездить по их офисам. В некотором (а иногда и прямом) смысле Брокер проводит конкурс среди страховых компаний.

Кроме того, в отдельных случаях, когда надо, допустим, застраховать имущественный комплекс от нескольких рисков, выгоднее одни риски разместить в одной страховой компании, а другие – в другой, либо организовать совместное страхование несколькими страховщиками данного комплекса, когда в отдельности ни один из них не состоянии принять на себя все риски и большую страховую ответственность…. Такую координационную работу – организацию страхования комплекса – лучше всего поручить Страховому брокеру…

2. Брокер ведет договор страхования и контролирует выполнение страховой компанией ее обязательств перед Клиентом.

В частности, что немаловажно, Брокер окажет поддержку Клиенту при наступлении страхового события: даст разъяснения, что надо сделать, чтобы получить страховую выплату, поможет в сборе документов и в ином.

При окончании срока действия страховки, Брокер напомнит Клиенту о желательной пролонгации; Клиенту очередной раз не придется самому думать о страховании – все за него сделает Брокер.

3. Настоящий Брокер не зависит от Страховой компании, поэтому всегда, в том числе, в случае спора между Страховой компанией и Клиентом, должен помочь последнему в разрешении спора.

При этом Страховые компании не идут, как правило, на конфликт с Клиентом Страхового брокера, так как Страховой брокер реализует страховые продукты данных компаний, тем самым принося им доход. В случае же конфликта Страховой брокер может профессионально защитить интересы Клиента – вплоть по судебных инстанций… Однако такие случаи редко, когда случаются: страховым компаниям невыгодно идти на конфликт, т.к. Брокер может перестать реализовывать их страховые услуги…

4. Брокер проводит консультирование и информирование Клиента по вопросам страхования.

5. Клиент в случае страхования через Брокера тратит не только меньше времени и нервов. Клиент, как правило, тратит меньше денег, чем при прямом контактировании со страховыми компаниями. Учитывая, что для любого страховователя вопрос о денежных затратах на страхование является одним из важнейших, в настоящей статье он выделен в отдельный подраздел настоящей статьи.

6. Решение страховой компании о выплате Клиенту во многом зависит от того, перестраховала ли страховая компания риск (риск выплаты Клиенту). Поэтому в целях контроля за выполнением страховой компанией ее обязательств перед страхователем - Клиентом Брокера - Брокер иногда договаривается со страховой компанией о том, что ее страховая ответственность будет перестрахована через него у перестраховщика. Соответственно, будучи уверенной в том, что перестраховщик возместит страховой компании ту сумму, которую ей придется выплатить Клиенту, эта страховая компания скорее примет положительное решение о выплате Клиенту, чем отрицательное решение об отказе Клиенту в выплате.

7. При наличии желания у Клиента многие Брокеры заключают с ним договоры о брокерском абонентском обслуживании Клиента. Цель такого договора, как правило, в письменном принятии на себя Брокером обязательств по обслуживанию (обычно - бесплатному) Клиента в страховой сфере. По такому договору на Клиента, как правило, не налагается каких-либо денежных и иных материальных обязательств.

Почему страхование через Брокера выгоднее Клиенту и в денежном плане

1. Ошибочным будет мнение, что участие Брокера в организации заключения договора страхования обязательно повышает страховой тариф по такому договору. Напротив, Клиенту в денежном плане также выгоднее заключить страховой договор через Брокера.

Дело в том, что страховые компании предоставляют Клиентам страховых брокеров, продающих их страховые продукты, скидки.

Кроме того, страховая компания фактически платит за работу Брокера, передавая Брокеру комиссионное вознаграждение – определенный процент из уплаченной страхователем суммы премии за страхование.

В результате: Брокеры имеют и реализуют возможность снизить Клиенту страховой тариф за счет предоставленных страховщиками скидок, а также за счет снижения своей комиссии.

2. Такие услуги Брокера, как отбор Клиенту оптимального страхового покрытия (оптимальных условий страхования и надежной страховой компании), консультирование, представление интересов Клиента перед страховой компанией и ряд других услуг на сегодняшнем рынке брокерских услуг являются у многих брокеров бесплатными для Клиента. Исключение составляют в основном случаи, когда необходимо провести объемную работу для Клиента: организовать и провести тендер между страховщиками и т.п.

Иными словами, обратившись к Брокеру, Клиент потратит меньше денег, чем обратившись напрямую в страховую компанию.

Если Потребитель страховых услуг решил установить отношения со страховым брокером, ему желательно знать, что

  1. все страховые брокеры регистрируются Минфином России (Департаментом по надзору за страховой деятельностью) в Реестре страховых брокеров. Информация о данном Реестре и включенных в него страховых брокерах Вы можете узнать на официальном сайте Минфина России в разделе Департамента по надзору за страховой деятельностью. Последний выдает каждому брокеру документальное подтверждение о внесении брокера за конкретным номером в Реестр. Не будет лишним попросить ознакомиться с данным документом, выданный Минфином;
  2. страховое дело настолько обширное, включающее в себя сотни видов страхования (страхование автотранспорта и медицинское страхование, накопительное страхование жизни и титульное страхование), и настолько сложное, имеющее свою специфику и множество нюансов, что сотрудники страхового брокера должны быть высокими специалистами в области страхования. В последнее время выгодность брокерского бизнеса стала приводить к появлению большого количества компаний, называющих себя страховыми брокерами. Однако качество услуг и уровень профессионализма сотрудников высоки не во многих брокерских компаниях. Поэтому целесообразно узнать, как давно работает страховой брокер и его сотрудники на страховом рынке, с какими страховыми компаниями у них договорные отношения;
  3. брокеры, выдающие полисы страховых компаний, могут действовать в пределах полномочий, предоставленных им данными компаниями. Данные полномочия должны быть указаны в договоре между брокером и страховом компанией и/ или в выданной брокеру страховой компанией Доверенности. Так, как правило, брокер не может продавать страховку (заполнять и выдавать страховой полис), лимит ответственности страховой компании по которой (страховая сумма) будет превышать квоту, установленную страховой компанией. К примеру, брокер не вправе застраховать от имени страховой компании автомобиль стоимостью 50 000 долпаров, если страховая компания предоставила ему возможность выписывать полисы на страховую сумму, не превышающую 40 000 долларов (установленную квоту).

В завершение хочется сказать: задача Брокера – будучи помощником своего Клиента на страховом рынке, сохранить его время, нервы и деньги.

Гацалов К.А.,
Главный юрисконсульт ООО «Страховой брокер «Аргумент»
( г. Москва)

Материалы настоящей статьи предоставлены сотрудниками ООО «Страховой брокер «Аргумент» ( www.AGUMENTonline.ru ).

Начать дискуссию

3-НДФЛ

Налоговики не будут штрафовать, если просрочка 3-НДФЛ произошла из-за технических ограничений

Штрафовать за просрочку из-за технических сбоев инспекторы не будут. Инспекторы разъяснили, что делать, если неквалифицированная электронная подпись (НЭП) для подачи декларации 3-НДФЛ не сгенерировалась.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Финансовые мошенники могут первое время реально выплачивать доход

В Москве сотрудники полиции задержали подозреваемого в многомиллионном мошенничестве под предлогом инвестирования.

Маркетинг

На майских праздниках хотят запретить продажу алкоголя

Чтобы снизить число преступлений и защитить здоровье населения, депутат предложил по всей стране запретить продажу спиртного во время майских праздников.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Отпуска

Сотрудники имеют право уйти в отпуск за свой счет без согласия работодателя

В особых случаях работники могут не согласовывать с работодателем период отпуска без сохранения зарплаты.

Налоговой системе грозит модернизация: Минфин пообещал «донастройку» налогов. ⚡«Ночной бухгалтер» № 1672

Антон Силуанов сообщил, что в стране назрела необходимость налоговой «донастройки» и конкретные предложения по ней Минфин будет обсуждать с бизнесом в середине мая этого года. Интересно, бухгалтеров на обсуждение позовут?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Криптовалюта

Минфин: Россия занимает 3-е место по майнингу

Министерство финансов ожидает, что Госдума примет законопроекты, которые разрешат применять криптовалюту для расчетов по внешнеэкономическим контрактам.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Предпринимателя вызывают на опрос в полицию. Тактика успешного прохождения и защиты

Все изложенное в данной статье можно использовать и при вызове для дачи пояснений в рамках доследственной проверки, проводимой в отношении предпринимателя.

Платежные системы

Клиенты провели более 2,5 млрд операций через СБП

Пользователи Системы быстрых платежей оплатили 700 млн покупок на общую сумму 1,2 трлн рублей.

Мошенничество

Через сервис поиска попутчиков можно никуда не уехать и остаться без денег

В Алтайском крае осудят участников группы, похитивших почти 1 млн рублей у 53 клиентов сервиса поиска попутчиков.

Собеседования

Какие распространенные страхи кандидатов перед собеседованием нерациональны

Собеседование является неотъемлемой частью процесса поиска работы, и многие кандидаты испытывают страх перед ним. Однако, некоторые из этих страхов являются нерациональными и необоснованными. В этой статье предлагаю рассмотреть несколько распространенных страхов кандидатов и расскажу, как их преодолеть.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Больничные

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным

В общем случае ни ИП, ни самозанятые права на оплату больничных не имеют. Но ИП могут оформить добровольное страхование в СФР. Самозанятые – тоже, но только если они ИП на НПД.

Как ИП в 2024 году оформить право на пособия по больничным
Бесплатно с Самозанятые

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс

Какие обязательные и необязательные документы оформить при сотрудничестве с самозанятыми, рассказываем в мини-курсе.

Обязательные и необязательные документы в работе с самозанятыми. Мини-курс
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: в поезде появился спа-вагон, в Дагестане начали выращивать голубику, а собака родила зеленого щенка

Подготовили обзор главных событий дня — 25 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Социальный вычет

Вскрыта афера с получением вычетов за стоматологию

В Смоленской области направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при получении социальных налоговых вычетов по НДФЛ за лечение.

Инвестиции

Как продать заблокированные активы

Появился механизм, который позволит инвесторам продать ценные бумаги, заблокированные из-за санкций. Рассказываем, как это будет происходить.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Криптовалюта

Аномальная нагрузка на электросеть помогла выявить майнинг криптовалюты

В Новосибирской области полицейские задержали подозреваемых в незаконном потреблении электроэнергии для майнинга криптовалюты.

Кадровый учет

Медосмотры офисных работников: для кого обязательны, как проводить, ответственность

Многих работодателей интересует вопрос: обязательно ли проводить для своих офисных сотрудников медицинские осмотры? Какие риски с этим связаны и как все организовать, рассмотрим в статье.

Иллюстрация: freepik/freepik

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании

Советы по трудоустройству дают, как правило, HR или психологи. Но не менее полезной информацией обладают эксперты с солидным опытом в сфере продаж. Как сделать так, чтобы потенциальный работодатель из всех кандидатов выбрал именно вас, а какой компании стоит точно отказать рассказала Гульнара Гумарова, коммерческий директор Wazzup.

Как правильно и выгодно «продать» себя на собеседовании
Социальный вычет

💪 Известен размер вычета НДФЛ за сдачу норм ГТО. Подготовиться к сдаче норм может выйти и дороже, считает эксперт

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Интересные материалы

Маркетплейсы

«Мегамаркет» начал продавать автомобили LADA

При оформлении заказа с покупателем свяжется менеджер «СберАвто», чтобы уточнить технические моменты и варианты доставки.