Бухгалтерия

Открытие расчетного счета и банковские расходы

Согласно Указанию Банка России от 20 июня 2007 года № 1843-У сделки между юридическими лицами, между юрлицом и ИП, а также между самими индивидуальными предпринимателями не могут оплачиваться наличными в сумме свыше 100 000 рублей в рамках одного договора.
Открытие расчетного счета и банковские расходы
Алексей Петров, исполнительный директор интернет-бухгалтерии «Моё дело»

Согласно Указанию Банка России от 20 июня 2007 года № 1843-У (ред. от 28 апреля 2008 года) «О предельном размере расчётов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или в кассу индивидуального предпринимателя» сделки между юридическими лицами, между юрлицом и ИП, а также между самими индивидуальными предпринимателями не могут оплачиваться наличными в сумме свыше 100 000 рублей в рамках одного договора. Расчёты, превышающие указанный лимит, должны производиться в безналичной форме. Так что в современных реалиях взаимодействие с банками уже давно стало неотъемлемой частью любого коммерческого начинания, а наличие расчётного счёта – своего рода залогом стабильности бизнеса.

Открываем расчетный счет

Для открытия расчетного счёта организация должна представить в банк следующие бумаги:

  • учредительные документы;
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • письмо из органов государственной статистики;
  • приказы о назначении на должность директора организации и главного бухгалтера;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, которые будут иметь право подписи банковских документов, их паспорта и копии;
  • заявление на открытие счёта, подписанное руководителем и главным бухгалтером организации.

Для индивидуальных предпринимателей список немного меньше. Они должны представить:

  • свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;
  • выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • письмо из органов государственной статистики;
  • копии страниц паспорта ИП (основной разворот и разворот с пропиской).

Это лишь примерный перечень необходимых бумаг, на своё усмотрение банк может затребовать дополнительные документы как у юрлица, так и у ИП.

Расчётный счёт открывается на основании подписываемого договора банковского обслуживания. Он предполагает оформление карточек с образцами подписей руководителя фирмы или индивидуального предпринимателя, главного бухгалтера или других уполномоченных лиц, имеющих право подписи банковских документов. Эта процедура проводится непосредственно в отделении финансового учреждения в присутствии банковского работника. Юрлицам стоит иметь в виду, что на карточках, оформляемых организациями, необходимо проставить оттиск действующей печати. Соответственно, лицо, занимающееся открытием счёта, должно взять её с собой в банк. После соблюдения предусмотренных банковскими инструкциями формальностей по открытию счёта можно подключить и такие опции, как интернет-доступ или система «Банк-Клиент», которые фактически уже давно являются неотъемлемой частью нормальной ежедневной работы со счётом.

Работать с расчётным счётом можно, как правило, уже на следующий день. Однако, согласно положениям пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса, в течение 7 дней с даты его открытия информацию об этом необходимо передать в ИФНС по месту регистрации. Для этого Приказом ФНС от 9 июня 2011 года № ММВ-7-6/362@ утверждена форма № С-09-1. Данное правило действует в отношении и организаций, и предпринимателей. Штраф за нарушение сроков общий как для юридических лиц, так и для ИП – 5000 рублей (ст. 118 НК РФ). Кроме того, об открытии счёта необходимо сообщить в ФСС и ПФР. Срок тот же – 7 дней, а вот штрафы за просрочку чуть ниже: 1000–2000 рублей для руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

На что обратить внимание

Перечень банковских операций приведён в статье 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1. Среди многочисленных пунктов бизнесменов особо заинтересуют собственно открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, осуществление расчётов по поручению физических и юридических лиц по их банковским счетам, инкассация денежных средств, векселей, платёжных и расчётных документов и кассовое обслуживание, а также купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

Естественно, в большинстве своём банки оказывают услуги не бесплатно, хотя в целях привлечения клиентов или в качестве какого-то стратегического шага некоторые кредитные учреждения могут значительно снижать или даже вовсе отменять комиссии за те или иные операции.

С какими же списаниями может столкнуться бизнесмен при открытии расчётного счёта и работе с ним? Определённая плата, как правило, взимается при заключении договора банковского обслуживания. Последующее ведение счёта также предполагает в большинстве случаев регулярные затраты на оплату услуг кредитного учреждения. Комиссией облагается каждый перечисляемый стороннему контрагенту платёж, а кроме того, фиксированная плата часто взимается за ежемесячное обслуживание, причём в большинстве случаев вне зависимости от факта осуществления операций за этот период деятельности. Возможность работать со счётом удалённо, через онлайн-доступ или программу «Банк-Клиент», также может стоить определённых денег. Конкретные размеры всех этих комиссий варьируются и в конечном итоге могут играть решающую роль, если при выборе финансового учреждения для организации или ИП основным является принцип экономии.

С точки зрения удобства обслуживания и работы со счётом следует обратить внимание на возможности доступа к нему без непосредственного посещения офиса банка. Традиционные и уже успевшие зарекомендовать себя системы «Банк-Клиент» сегодня имеются, пожалуй, во всех банках. Однако данная технология предполагает установку специализированного программного обеспечения с подтверждающим ключом цифровой подписи на один конкретный компьютер. Это не всегда бывает удобно в эксплуатации, так как бухгалтеру приходится заниматься «перекидыванием» банковских документов между «Банком-Клиентом» и учётной программой, а нередко и вводить в неё выписки вручную. При этом кредитных учреждений, системы которых могут обмениваться данными с бухгалтерскими приложениями в автоматическом режиме, единицы, да и те в большинстве своём предлагают только одностороннюю связь. К тому же очень многие ИП и компании малого и среднего бизнеса не работают в стационарных бухгалтерских системах, так как для них это может быть попросту невыгодно и неудобно, а используют облачные технологии, ведут учёт в режиме онлайн.

Для таких предпринимателей ключевым фактором при выборе банка может оказаться возможность интеграции онлайн-банкинга с сервисом интернет-бухгалтерии. Подобная технология позволяет клиенту, авторизовавшись в системе, видеть в режиме реального времени все движения по расчётному счёту, запрашивать выписки и готовить платёжные поручения на оплату. То есть фактически пользователь работает с одним приложением, а не с двумя. В качестве примера такой интеграции можно привести совместный проект интернет-бухгалтерии «Моё дело» и СБ Банка, с помощью которого удалось полностью автоматизировать документооборот между системой интернет-банка «SBANK.RU Бизнес» и Личным кабинетом пользователя «Моё дело». Помимо СБ Банка к числу партнёров интернет-бухгалтерии «Моё дело» по интеграции присоединился «Альфа-Банк». Такие альянсы выгодны как финансовым учреждениям, так и разработчикам интернет-сервисов, поскольку привлекают и к тем и к другим дополнительных клиентов. Так что подобные предложения на рынке услуг по бухгалтерскому обслуживанию малого и среднего бизнеса будут только множиться.

Банковские расходы

Однако вернёмся к расходам на услуги банков, точнее, к их учёту. Организации на общей системе налогообложения вправе принять суммы, взимаемые банком, в качестве расходов по налогу на прибыль сразу по двум основаниям. Во-первых, затраты на оплату банковских услуг поименованы в подпункте 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, то есть относятся к прочим расходам, связанным с производством или реализацией. Во-вторых, возможность учесть расходы на услуги банков прямо прописана в подпункте 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса. В данном случае речь идёт о внереализационных расходах.

Для «упрощенцев» со ставкой 15% возможность уменьшить единый налог за счёт банковских списаний предусмотрена подпунктом 9 пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Для «вменёнщиков», конечно, банковские затраты налогового бремени не уменьшат, так как они рассчитывают свой налог на основании базовой доходности, не принимая при этом никаких текущих расходов. Что же касается предпринимателей-плательщиков НДФЛ, то они, как известно, могут уменьшить свой налог за счёт так называемых профессиональных налоговых вычетов (ст. 221 НК РФ). Суть последних сводится к тому, что при подсчёте налоговой базы ИП может учесть все свои фактически произведённые и документально подтверждённые расходы, если они связаны с извлечением доходов. При определении перечня таких расходов коммерсант должен руководствоваться принципами, прописанными в соответствующих статьях главы 25 Налогового кодекса. А следовательно, никаких проблем в списании банковских расходов у него не возникнет. 

Комментарии

5
  • Ната бухгалтер

    Аноним, Вы писали:
    "Теперь и в пенсионный фонд штраф 5000 руб. если вовремя не сообщить об открытии счета." Что - то я не нашла нормативный документ. Дайте ссыль плиз.

  • serenasan
    Спасибо за статью, насущная тема) По-моему, лучше выбирать банк надежный, а не тот, который дешевле в обслуживании. А вот если вести бухгалтерию в онлайн, то как там реализуется система электронных подписей?
  • Над. К

    Цитата:
    "Кроме того, об открытии счёта необходимо сообщить в ФСС и ПФР. "

    ИП без работников в ФСС об открытии счета не сообщают

    Цитата:
    " Срок тот же 7 дней, "

    7 рабочих дней.

    Цитата:
    "К тому же очень многие ИП и компании малого и среднего бизнеса не работают в стационарных бухгалтерских системах, так как для них это может быть попросту невыгодно и неудобно, а используют облачные технологии, "

    Насчет "очень многих" Вы сильно загнули. В масштабах страны единицы используют эти технологии ;)

    Ни о чем статья. Ну если, конечно, не считать рекламу МД )))


Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.