Клерк.Ру

Еще раз о бухучете с 2013 года

Алексей Петров, исполнительный директор интернет-бухгалтерии «Моё дело»

С 1 января 2013 года утратил силу Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтер­ском учете» и вступил в силу закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Из новшеств, внесенных в действовавшее ранее законодательство, мы рассмотрим изменения в организации ведения бухучета.

Для кого обязателен бухгалтерский учет

По-прежнему освобождены от ведения бухгалтерского учета индивидуальные предприниматели, а также те, кто занимается частной практикой (пункт 1 часть 2 статьи 6 закона № 402-ФЗ), но с существенной оговоркой: если в соответствии с налоговым законодательством они ведут учет доходов (доходов и расходов), позволяющий определить размер налога. Таким образом, бухучет необязателен для предпринимателей, которые применяют общую, патентную или упрощенную систему налогообложения, либо перешедшие на уплату единого сельхозналога, а также для тех, кто платит ЕНВД.

Организациям повезло меньше: если ранее те из них, кто применял «упрощенку», имели право вести бухгалтерский учет лишь в части основных средств и нематериальных активов, то теперь, независимо от применяемой системы налогообложения, бухучёт обязателен для всех в полном объеме.

Бухучет для малого бизнеса

Поскольку в основном «упрощенцами» являются представители малых и микропредприятий, то для них предусмотрено послабление – бухгалтерский учет они могут вести в более упрощенном режиме (пункт 3 статьи 20 и пункт 10 части 3 статьи 21 Закона № 402-ФЗ; Приказ Минфина РФ от 18.12.2012 № 164н). Напомним, что критерии отнесения к субъектам микро- и малого предпринимательства установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ. В частности, это организации, которые в 2011 – 2012 годах не превысили среднюю численность работников 15 и 100 человек соответственно, чья годовая выручка составила не более 60 млн. рублей и 400 млн. рублей соответственно (без учета НДС), и не более 25% уставного капитала которых принадлежит компаниям, не являющимся малыми и средними предприятиями, государству, муниципалитетам и иностранным участникам.

Упрощенная форма учета для малых предприятий

Ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме следует закрепить в учетной политике малого предприятия. Также нужно отразить те особые правила, которые, собственно, отличают упрощенный бухучёт от стандартного. Рассмотрим их подробнее.

Рабочий план счетов можно упростить, объединив некоторые счета. В Информации Минфина РФ № ПЗ-3/2010 подробно рассмотрены варианты такого объединения. Например, можно вести учет затрат на производство на счете 20 «Основное производство», а счета 23, 25, 26, 28, 29 не использовать.

Доходы и расходы можно признавать по кассовому методу – по мере поступления и расходования денежных средств. Поскольку в налоговом учете «упрощенцы» признают доходы и расходы аналогичным образом, то это поможет приблизить налоговый учет к бухгалтерскому.

Можно не применять некоторые положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Например, ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» и другие. В учетной политике стоит указать, будут ли они применяться или нет.

Финансовые вложения можно учитывать по их первоначальной стоимости, то есть отражать в учете по займам, вкладам в уставный капитал и другим вложениям сумму, которая впоследствии не меняется и не корректируется (не определяется их рыночная стоимость).

Можно отражать в отчетности текущего периода последствия изменений в учетной политике, которые оказали существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности, а также на движение денежных средств. Другие организации вынуждены пересчитывать показатели отчетности, как если бы изменения произошли в прошлом, причем пересчет делается за два предшествующих года.

Малым предприятиям можно не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов.

Возможно применение упрощенной системы регистров учета для организаций, не занимающихся производством продукции. При объеме операций не более 30 в месяц допускается ведение учета в Книге учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1.

В учетной политике следует также отразить, какие формы бухгалтерской отчетности использует организация. Приказ Минфина РФ от 17.08.2012 № 113н утвердил упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства. В них включаются показатели только по группам статей без детализации показателей. Это не означает, что какие-либо данные могут отсутствовать в отчетности, просто они не выделяются, а включаются в соответствующую группу активов или пассивов.

В приложениях к балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, при отсутствии которой невозможно оценить финансовое положение и результаты деятельности организации. В этом случае в состав бухгалтерской отчетности включаются отчеты об изменениях капитала, о движении денежных средств или пояснительная записка.

Микропредприятия – особенности простого учета

Для микропредприятий Приказ Минфина от 18.12.2012 № 164н утвердил право на ведение бухгалтерского учета по простой схеме, то есть без применения двойной записи.

В простом бухучете отсутствует понятие дебета и кредита, соответственно, учет ведется без отражения операций на взаимосвязанных счетах. В соответствующий регистр записываются все факты хозяйственной жизни предприятия. Не ведутся обобщающие счета для отражения величины собственных средств (капитала) и финансовых результатов (прибылей, убытков). Бухгалтерский баланс составляется на основе полной инвентаризации.

Регистры для простого учета можно разработать самостоятельно с соблюдением требований Закона № 402-ФЗ. Учетная форма должна содержать графы для указания даты, номера, наименования первичного документа и содержания хозяйственной операции. Следует включить графы для отражения поступления (выплаты) денежных средств.

В целом учет в таком регистре напоминает ведение налогового учета при УСН в Книге учета доходов и расходов, но здесь отражаются абсолютно все хозяйственные операции, как влияющие на налоговую базу, так и не влияющие на нее.

Очевидные преимущества бухучета по простой схеме заключаются в том, что для его ведения не требуются исполнители с высокой квалификацией, а также существенно сокращаются временные затраты.

Руководитель или бухгалтер?

Закон № 402-ФЗ не определил обязанности и полномочия главных бухгалтеров, зато впервые установил требования, предъявляемые к их квалификации. Они достаточно высоки, но применяются лишь к ограниченному кругу организаций: открытым акционерным обществам, страховым компаниям, инвестиционным фондам и т.п. К главным бухгалтерам малого бизнеса никаких особых требований закон не предъявляет.

Ответственность за организацию ведения бухучета и хранение бухгалтерских документов, как и прежде, лежит на руководителе экономического субъекта. Но если раньше руководитель всегда мог принять на себя обязанности по ведению бухучета и составлению отчетности, то теперь он обязан возложить их на главного бухгалтера или иное должностное лицо, либо заключить договор об оказании бухгалтерских услуг.

При этом все же есть исключение: руководители микропредприятий, субъектов малого и среднего бизнеса, а также индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, вправе вести бухучет самостоятельно.

Каких-либо требований к квалификации руководителя в области бухгалтерского учета закон не устанавливает, поэтому достаточно оформить соответствующий приказ о принятии на себя функций по ведению бухучета и обязательно отразить это в учетной политике организации.

Для небольших организаций, особенно для микропредприятий с простой схемой бухучёта, это существенный плюс, позволяющий избежать затрат на услуги специалиста-бухгалтера.