План счетов

Новый план счетов: готовимся к переходу

В данной стать рассмотрены комплекс мероприятий, которые должна осуществить организация при переходе на новый План счетов, а также некоторые методологические аспекты этого перехода и работы бухгалтера организации с новыми для него счетами.
45,9 тыс. 17,8 тыс.

Как известно, организации, которые еще не перешли на новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, должны это сделать с 01.01.2002. В данной статье, которая, как мы надеемся, окажется полезной большому количеству организаций, будут рассмотрены комплекс мероприятий, которые должна осуществить организация при переходе на новый План счетов, а также некоторые методологические аспекты этого перехода и работы бухгалтера организации с новыми для него счетами.

Учитывая сложный и комплексный характер решаемых при переходе на новый План счетов вопросов, мы рекомендуем в крупных и средних организациях организационно-методическую работу, связанную с указанным переходом, возложить на специально созданную для этой цели комиссию, в состав которой, помимо работников бухгалтерии, целесообразно включить сотрудников финансовой, плановой и других экономических служб организации.

Вполне возможно поручить организацию перехода высококвалифицированным специалистам аудиторских или консультационных фирм, которые в процессе подготовки к такому переходу дадут рекомендации по исправлению имеющихся ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, сформируют оптимальный рабочий план счетов, грамотно осуществят перенос остатков по счетам бухгалтерского учета, отработают изменения и дополнения, вносимые в учетную политику организации в связи с этим переходом, а также введением в действие с 01.01.2002 главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций", проведут настройку имеющихся у организации компьютерных автоматизированных систем.

Итак, за оставшийся период текущего года в организации, переходящей на новый План счетов, должны быть подготовлены следующие документы:

  • приказ руководителя, утверждающий состав рабочей комиссии, на которую возлагается исполнение организационно-технических мероприятий, связанных с переходом на новый План счетов;
  • приказ руководителя, утверждающий перечень подготовительных мероприятий по переходу на новый План счетов (с указанием конкретной даты перехода);
  • приказ об утверждении нового рабочего плана счетов;
  • приказ о внесении соответствующих изменений в учетную политику организации;
  • приказ о внесении изменений в действующую в организации систему документооборота.

Приведем отдельные примеры (с комментариями) указанных распорядительных и нормативных документов организации.

љ

Российская Федерация

г. Нижний Новгород

ООО "Эдельвейс"

Приказ

от 01.11.2001 N 189

О переходе на новый План счетов

В связи с переходом с 01.01.2002 на План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать рабочую комиссию в следующем составе:

А.Д. Крайняя, главный бухгалтер - председатель;

В.С. Заволошина - зам. главного бухгалтера;

Л.Н. Лисютина - старший бухгалтер-экономист;

М.И. Чеплыгина - заведующая складом готовой продукции;

Ю.В. Сковородкин - инженер-программист.

2. Рабочей комиссии в срок до 05.11.2001 представить мне на утверждение план (программу) подготовительных мероприятий по переходу на новый План счетов.

3. Возложить на указанную в п. 1 комиссию исполнение необходимых организационно-технических мероприятий, связанных с переходом на новый План счетов.

Директор предприятия В.В. Звонарев

Российская Федерация

г. Нижний Новгород

ООО "Эдельвейс"

Приказ

от 05.11.2001 N 197

Об утверждении плана мероприятий по переходу на новый План счетов

Рассмотрев представленный рабочей комиссией план (программу) подготовительных мероприятий по переходу на новый План счетов,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Представленный план (программу) утвердить и принять к исполнению всеми указанными в нем службами и сотрудниками предприятия.

2. Осуществить переход на новый План счетов, начиная с отражения хозяйственных операций 01.01.2002.

Директор предприятия В.В. Звонарев

љ

Утвержден Приказом от 05.11.2001 N 197

ПЛАН (ПРОГРАММА)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ПЕРЕХОДУ НА НОВЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ

NN

пп.

Наименование мероприятия

Дата

исполнения

Ответственное лицо (служба)

1.

Пересмотр и утверждение нового рабочего плана счетов

15.11.2001

Гл. бухгалтер

2.

Определение корреспонденции счетов по операциям, совершаемым организацией

26.11.2001

Зам гл. бухгалтера

3.

Подготовка изменений и дополнений в учетную политику

01.12.2001

Гл. бухгалтер

4.

Модификация применяемых учетных регистров

05.12.2001

Зам гл. бухгалтера

5.

Пересмотр форм учетной документации

10.12.2001

Зам гл. бухгалтера, зав. складом

6.

Модернизация и настройка компьютерных автоматизированных систем учета

15.12.2001

Инженер-программист

7.

Обучение сотрудников бухгалтерии и служб, связанных с ведением складского, оперативного и управленческого учета, работе с новым Планом счетов (с представлением нового рабочего плана счетов или соответствующей выписки из него)

20.12.2001

Гл. бухгалтер

8.

Проведение инвентаризации имущества и обязательств

25.12.2001

Гл. бухгалтер

9.

Перенос остатков со счетов и субсчетов всех уровней действующего Плана счетов на счета и субсчета нового Плана счетов

31.12.2001

Гл. бухгалтер

Главный бухгалтер ООО "Эдельвейс" А.Д. Крайняя

љ

Прокомментируем отдельные положения утверждаемого плана подготовительных мероприятий.

1. Рабочий план счетов.

Естественно, что при переходе на новый План счетов организацией должен разрабатываться и новый рабочий план счетов, так как часть счетов действующего в организации в 2001 году рабочего плана счетов, составленного на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, аннулирована, некоторые счета изменили свое наименование, изменилась нумерация ряда счетов.

О необходимости составления рабочего плана счетов на основе нового Плана счетов говорится теперь и в Инструкции по его применению.

При переходе на новый рабочий план счетов организация имеет возможность еще раз проработать степень детализации учета, максимально приспособив его к целям и задачам бухгалтерского, управленческого и оперативного учета. Основные рекомендации здесь сводятся к следующему. Рабочий план счетов должен формироваться для отражения аспектов хозяйственной деятельности организации, которые имеются у нее на конец отчетного года, и учитывать те изменения, которые произойдут (или могут произойти) в 2002 году. Если организация "не угадает", то допускается (например, при появлении у нее в 2002 году новых видов деятельности) и в 2002 году внести соответствующие дополнения в уже утвержденный в рамках рассматриваемого перехода рабочий план счетов и положение по учетной политике.

Далее. Помимо отражения специфики деятельности организации, которую рабочий план счетов обеспечивает достаточным набором синтетических и аналитических счетов (субсчетов), рабочий план счетов должен обладать гибкостью, т.е. возможностью "встраивания" в него дополнительных позиций без кардинальной ломки этого плана в целом. Отрицательным примером здесь может служить неиспользование субсчета по какому-либо синтетическому счету ввиду отсутствия на сегодняшний момент потребности в дифференциации данного счета. Однако это может привести к серьезным проблемам при применении некоторых компьютерных систем бухгалтерского учета в том случае, когда необходимость такой дифференциации все-таки появится.

Отметим и то, что в соответствии с Инструкцией по применению нового Плана счетов для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином РФ вводить в рабочий план счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов типового Плана.

При необходимости в рабочий план счетов может быть введена отдельная система счетов для управленческой бухгалтерии (счета 30 - 39). В этом случае должны быть разработаны детальные процедуры увязки такой системы с показателями финансовой бухгалтерии.

Субсчета, предусмотренные в новом Плане счетов, используются исходя из требований анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять в своем рабочем плане счетов содержание отдельных из них, исключать и обЪединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции к новому Плану счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, производственных запасов и т.д.).

Мы рекомендуем организации составить подробную инструкцию по применению разработанного рабочего плана счетов, содержащую корреспонденции счетов по отражаемым в учете организации (и прогнозируемым к отражению) хозяйственным операциям.

2. Определение корреспонденции счетов по операциям, совершаемым организацией.

Данная позиция плана мероприятий тесно увязана с предыдущей, так уже при составлении рабочего плана счетов бухгалтер должен продумывать предстоящие между ними корреспонденции. Этот вопрос является наиболее сложным, так как новый План счетов во многом изменяет устоявшуюся методологию учета.

Организация должна тщательно продумать и определить состав хозяйственных операций исходя из осуществляемых ею видов деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой. При этом учитывается, что в зависимости от вида деятельности организации выручка от продажи относится либо к обычным видам деятельности, либо к операционным доходам и расходам, а также уточняется производственная структура организации, устанавливаются виды производства - основное, вспомогательные, обслуживающие производства и хозяйства, определяются обЪекты учета.

На основе полученной информации организация разрабатывает схемы корреспонденции счетов всех хозяйственных операций по участкам бухгалтерского учета: внеоборотным активам; заготовлению и использованию материально - производственных запасов; производственным затратам; выпуску и продаже готовой продукции (товаров, работ и услуг); расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками; определению финансовых результатов.

При этом в учете организации появляются новые для нее корреспонденции счетов, например, для отражения выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг), продажи других активов, расходов будущих периодов, долгосрочных финансовых вложений, расчетов по претензиям, имущественному и личному страхованию, с банками и другими заимодавцами по предоставленным организации кредитам и иным займам, дочерними, зависимыми и головными организациями. Кроме того, необходимо иметь в виду, что приведенные в Инструкции по применению нового Плана счетов схемы корреспонденций являются типовыми и не охватывают всего круга возможных хозяйственных и финансовых операций организации. Они включены в указанную Инструкцию в качестве ориентира. Если же в процессе хозяйственной деятельности организация встречается с операцией, корреспонденция счетов по которой не предусмотрена в данной Инструкции, то она должна составить собственную учетную запись, следуя общим методологическим подходам, установленным Инструкцией и другими нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет.

3. Подготовка изменений и дополнений в учетную политику.

Переход на новый План счетов сопровождается существенным изменением учетной политики организации, так как потребуется ее корректировка в вопросах, непосредственно связанных с применением Плана счетов. Например, может потребоваться внести изменения в порядок начисления амортизации по нематериальным активам; отражения в бухгалтерской отчетности запасов материальных ресурсов; классификации финансовых вложений на долгосрочные и краткосрочные; финансирования некоторых расходов; распределения прибыли.

Замена рабочего плана счетов в связи с переходом на новый План счетов может также затронуть правила организации документооборота и другие аспекты учета в организации, что должно найти отражение в ее приказе об учетной политике.

Бухгалтеру следует иметь в виду, что согласно Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утвержденному Приказом Минфина РФ от 09.12.98 N 60н, произведенные в связи с переходом на новый План счетов изменения и дополнения в учетной политике организации должны быть отражены в пояснительной записке к отчету за 2001 год.

4. Модификация применяемых учетных регистров.

Модификация применяемых организацией учетных регистров обусловливается, во-первых, изменением методик учета отдельных видов имущества и операций и, во-вторых, перестройкой структуры счетного плана, повлекшей за собой изменения наименований и номеров синтетических счетов. Например, при ведении учета по единой журнально-ордерной форме, необходим пересмотр большинства журналов-ордеров (N 1, 2, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15) и вспомогательных ведомостей (N 1, 2, 7, 16) с точки зрения зафиксированных в них счетов первого порядка, аналитических позиций, а также взаимосвязи регистров (в связи с изменением корреспонденции счетов).

5. Пересмотр форм учетной документации.

Выполняя данный раздел программы перехода, следует еще раз пересмотреть формы первичной учетной документации, имея в виду, во-первых, возможное появление новых участков учетной работы (центров ответственности), а во-вторых, внося исправления в заранее пропечатываемые на бланках первичных документов коды корреспондирующих счетов.

љ6. Модернизация и настройка компьютерных автоматизированных систем учета.

Данный, крайне ответственный этап работы предполагает (помимо корректировки названий и номеров счетов) внесение существенных изменений в алгоритмы ряда учетных операций (например, в порядок формирования и распределения конечного финансового результата деятельности организации), а также проведение тщательной настройки и отладки применяемых организацией компьютерных автоматизированных систем бухгалтерского учета.

7. Обучение сотрудников бухгалтерии и служб, связанных с ведением складского, оперативного и управленческого учета, работе с новым Планом счетов (с представлением нового рабочего плана счетов или соответствующей выписки из него).

На данном этапе работы следует обратить особое внимание учетных работников на методологические особенности отражаемых в соответствии с новым Планом счетов на их участках хозяйственных операций. Учеба должна подготовить работников к проведению учетных операций по существующим, а также прогнозируемым хозяйственным операциям. Службы и сотрудники организации, связанные с ведением бухгалтерского учета, должны быть обеспечены новым рабочим планом счетов (или соответствующей выпиской из него), а также инструкцией по его применению, содержащей корреспонденции счетов по отражаемым в учете организации (и, возможно, прогнозируемым к отражению в ближайшее время) хозяйственным операциям.

8. Проведение инвентаризации имущества и обязательств.

Проведение инвентаризации имущества и обязательств организации при переходе на новый План счетов необходимо для подтверждения полноты и достоверности данных бухгалтерского учета в части остатков по счетам, подлежащим переносу на новые счета бухгалтерского учета. В ходе инвентаризации также возможно выявить и устранить имеющиеся недостатки при осуществлении бухгалтерского учета и контроля за сохранностью имущества организации. Инвентаризацию имущества и финансовых обязательств следует провести в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 N 49. При этом особое внимание следует обратить на инвентаризацию имущества, расчетов, обязательств, отраженных по тем счетам, остатки по которым переносятся на другие счета, либо по тем счетам, которые исключаются из Плана счетов. Это относится, в частности, к МБП, их износу, расчетам по полученным и выданным авансам, финансовым вложениям, расчетам по договорам простого товарищества и с дочерними и зависимыми обществами, оценочным резервам и т.д. Рекомендуется составить отдельные инвентарные описи на малоценные предметы, которые исходя из сроков их полезного использования подлежат переводу в состав основных средств или производственных запасов. Принятие обЪектов к учету в составе основных средств должно оформляться актами приемки-передачи по форме N ОС-1. На каждый такой обЪект должна быть заведена инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6).

9. Перенос остатков со счетов и субсчетов всех уровней действующего Плана счетов на счета и субсчета нового Плана счетов.

С учетом новой редакции Плана счетов, включающей в себя перегруппировку счетов по разделам Плана счетов, перераспределение, разделение или слияние операций по счетам учета, исключение отдельных счетов и введение новых счетов, возникает необходимость разработки схемы переноса данных со счетов действующего в организации рабочего плана счетов на счета вновь утвержденного рабочего плана счетов.

При переходе на новый План счетов с 01.01.2002 остатки по новым счетам на дату перехода будут являться одновременно и вступительными остатками по соответствующим статьям бухгалтерской отчетности.

Для закрытия старых счетов и формирования показателей счетов по новому Плану счетов перечень счетов и субсчетов, ранее применявшихся организацией, вначале сопоставляется с новым рабочим планом счетов организации. В результате такого анализа составляется таблица закрываемых и открываемых счетов. По каждому счету определяются остатки на дату перехода. Мы разделяем точку зрения ведущих специалистов, согласно которой при переходе от старого Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного Приказом Минфина СССР от 01.11.91 N 56, к новому Плану счетов не следует выполнять корреспонденции (проводки) между соответствующими счетами старого и нового Планов счетов. Списание же остатков по старым счетам и перенос их на новые счета должен быть зафиксирован справкой бухгалтерии или другим аналогичным документом за подписями исполнителей и главного бухгалтера организации. В справке приводятся счета по старому Плану счетов, которые закрываются, и вновь открываемые счета по новому Плану счетов.

При закрытии счетов, переносе остатков и учете хозяйственных процессов в практической работе могут возникнуть следующие варианты:

    • сохранение номера счета. Со старого счета остатки переносятся на новый счет с прежним номером и наименованием, при этом по отдельным счетам наименование изменяется частично или полностью.

Это относится к счетам по учету:

- внеоборотных активов - 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств" (прежнее наименование - "Износ основных средств"), 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 04 "Нематериальные активы", 05 "Амортизация нематериальных активов", 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы" (прежнее наименование - "Капитальные вложения");

- производственных запасов - 10 "Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" (прежнее наименование - "Заготовление и приобретение материалов"), 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" (прежнее наименование - "Отклонение в стоимости материалов"), 19 "НДС по приобретенным ценностям";

- затрат на производство - 20 "Основное производство", 21 "Полуфабрикаты собственного производства", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 28 "Брак в производстве", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства";

- готовой продукции и товаров - 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 45 "Товары отгруженные";

- денежных средств - 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" (прежнее наименование - "Расчетный счет"), 52 "Валютные счета" (прежнее наименование - "Валютный счет"), 55 "Специальные счета в банках", 57 "Переводы в пути", 58 "Финансовые вложения" (прежнее наименование - "Краткосрочные финансовые вложения");

- расчетов - 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 68 "Расчеты по налогам и сборам" (прежнее наименование - "Расчеты с бюджетом"), 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 79 "Внутрихозяйственные расчеты";

    • изменение номера счета. Со старого счета остатки переносятся на счет с новым номером, при этом по отдельным счетам изменяется их наименование.

В указанном порядке открываются следующие счета (в скобках приводится номер счета по старому Плану счетов): 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" (37), 43 "Готовая продукция" (40), 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам" (36), 80 "Уставный капитал" (85), 82 "Резервный капитал" (86), 83 "Добавочный капитал" (87), 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" (88), 86 "Целевое финансирование" (96 "Целевые финансирование и поступления"), 96 "Резервы предстоящих расходов" (89 "Резервы предстоящих расходов и платежей"), 97 "Расходы будущих периодов" (31), 98 "Доходы будущих периодов" (83);

    • разЪединение счетов. Например, остатки по счету 12 "МБП" переносятся на новые счета 01 и 10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности", а остатки по счету 13 "Износ МБП" переносятся на новый счет 02 (в части, не снятой одновременно с остатками на субсчете 12-2 "МБП в эксплуатации");
    • обЪединение счетов. Например, остатки по счету 06 "Долгосрочные финансовые вложения", субсчету 08-10 "Вложения в ценные бумаги", счету 58 "Краткосрочные финансовые вложения" переносятся на новый счет 58 "Финансовые вложения", счет 44 "Расходы на продажу" обЪединяет прежние счета 43 "Коммерческие расходы" и 44 "Издержки обращения"), счет 99 "Прибыли и убытки" обЪединяет старые счета 80 "Прибыли и убытки" 81 "Использование прибыли";
    • открытие новых счетов первого порядка вместо ранее действовавших субсчетов. Например, открываются счета 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги" вместо субсчета 82-2, 63 "Резервы по сомнительным долгам" вместо субсчета 82-1, 81 "Собственные акции (доли)" вместо субсчета 56-3. Имеется и принципиально новый счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", применение которого предусмотрено в п. 25 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01), утвержденного Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 N 44н и вступающего в силу с 01.01.2002.
    • открытие принципиально новых по методике учета счетов взамен ранее действовавших. Например, взамен счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" открывается счет 90 "Продажи", взамен счетов 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств", 48 "Реализация прочих активов" и др. - счет 91 "Прочие доходы и расходы";

Покажем в таблице соответствие между счетами и субсчетами старого и нового Планов счетов.

Таблица.

Счет по старому Плану счетов

Счет по новому Плану счетов

06 "Долгосрочные финансовые вложения"

58 "Финансовые вложения"

12 "МБП"

01 "Основные средства"

10-9 "Инвентарь и хозяйственные принадлежности"

13 "Износ МБП"

02 "Амортизация основных средств"

Списывается в кредит счетов по учету затрат на производство

30 "Некапитальные работы"

08 "Вложения во внеоборотные активы"

23 "Вспомогательные производства"

46 "Реализация продукции (работ, услуг)"

90 "Продажи"

47 "Реализация и прочее выбытие основных средств"

48 "Реализация прочих активов"

91 "Прочие доходы и расходы"

56 "Денежные документы", кроме субсчета "Собственные акции, выкупленные у акционеров"

50-3 "Денежные документы"

56 "Денежные документы", субсчет "Собственные акции, выкупленные у акционеров"

81 "Собственные акции (доли)"

61 "Расчеты по авансам выданным"

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

63 "Расчеты по претензиям"

76-2 "Расчеты по претензиям"

64 "Расчеты по авансам полученным"

62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

65 "Расчеты по имущественному и личному страхованию"

76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию"

67 "Расчеты по внебюджетным платежам"

68 "Расчеты по налогам и сборам"

74 "Расчеты по выделенному на отдельный баланс имуществу":

субсчет "Расчеты по договору доверительного управления"

субсчет "Расчеты по договору простого товарищества"

љ

љ

субсчет "Расчеты по долгосрочным вложениям"

љ

79-3 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом"

58-4 "Вклады по договору простого товарищества"

76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам"

80 "Вклады товарищей"

75-2 "Расчеты по выплате доходов"

76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам"

77 "Расчеты с государственным и муниципальным органом"

75 "Расчеты с учредителями"

78 "Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами"

58 "Финансовые вложения"

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"

62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам"

67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам"

75 "Расчеты с учредителями"

76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"

81 "Использование прибыли":

81-1. "Платежи в бюджет из прибыли"

81-2. "Использование прибыли на другие цели"

99 "Прибыли и убытки"

91 "Прочие доходы и расходы"

82 "Оценочные резервы"

82-1. "Резервы по сомнительным долгам"

82-2. "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги"

63 "Резервы по сомнительным долгам"

59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги"

90 "Краткосрочные кредиты банков"

93 "Кредиты банков для работников"

94 "Краткосрочные займы"

66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам"

92 "Долгосрочные кредиты банков"

93 "Кредиты банков для работников"

95 "Долгосрочные займы"

67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам"

Статьи бухгалтерского баланса и других форм бухгалтерской отчетности приводятся в соответствие с новым Планом счетов.

Так, отдельные показатели бухгалтерского баланса изменяются следующим образом.

Строка 130 "Незавершенное строительство" (счета 07, 08, 15, 16, 60). В расшифровку данной статьи включен счет 60 в части авансов, выданных заказчиками подрядчикам на капитальное строительство. В прежнем балансе в расшифровку этой статьи был включен счет 61 "Расчеты по авансам выданным". Остатки по счетам 15 и 16 отражаются в части стоимости оборудования в пути и отклонений фактической стоимости оборудования от учетной цены.

Строка 140 "Долгосрочные финансовые вложения" включает остаток на счете 58 "Финансовые вложения" в части вложений долгосрочного характера, выделяемых на основании аналитического учета.

Строки 210 и 211 "Запасы, в том числе сырье, материалы и другие аналогичные ценности" (счета 10, 15, 16). Из состава данной статьи исключены счета 12 и 13.

Строка 213 "Затраты в незавершенном производстве (расходах на продажу)" (20, 21, 23, 29, 44, 46). Из состава этой статьи исключается счет 30 "Некапитальные работы". Остаток незавершенного производства по данному счету переносится на счет 08 (в части незаконченных работ по возведению титульных временных зданий и сооружений) и на счет 23 (в части незавершенных затрат по нетитульным временным сооружениям, приспособлениям и устройствам). Счет 36 "Выполненные этапы по незавершенным работам" заменен на одноименный счет 46.

Несмотря на отсутствие в новом Плане счетов 78 "Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами" строки 233, 243, 623, по которым отражались расчеты с дочерними и зависимыми обществами, из баланса не исключены. Указанные статьи заполняются на основании должным образом организованного аналитического учета на соответствующих новых счетах 58, 60, 62, 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", 75 и 76.

Аналогично, строки 234, 245 и 627, по которым ранее отражались расчеты по выданным (счет 61) и полученным (счет 64) авансам, из баланса не исключаются. В соответствии с Инструкцией к новому Плану счетов расчеты по выданным и полученным авансам учитываются обособленно в составе счетов 60 и 62, соответственно. Можно рекомендовать учитывать эти расчеты на вновь открытых субсчетах к указанным счетам

Организация аналитического учета на счете 84 нового Плана счетов должна позволять разносить остатки по строкам 440, 450, 460, 465, 470 и 475 баланса.

По другим строкам баланса необходимо изменить разноску остатков исходя из нового Плана счетов.

При этом за организацией остается право, в соответствии с Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.01.2000 N 4н, модифицировать (укрупнять и "мельчить") статьи отчетности, сохраняя коды строк итоговых строк и коды строк итоговых разделов и групп статей Бухгалтерского баланса (форма N 1), приведенных в образце его формы (согласно п. 2 данных Указаний).

В аналогичном порядке вносятся изменения, вытекающие из нового Плана счетов, и в другие формы бухгалтерской отчетности.

Специфика деятельности организации может вызвать необходимость в проведении других мероприятий, связанных с практическим внедрением требований нового Плана счетов и Инструкции по его применению.

Важно, чтобы при переходе на новый План счетов все эти требования были учтены.

Переходные положения

Бухгалтеру следует иметь в виду, что при переходе на новый План счетов одновременно возникает и ряд вопросов, связанных с вступлением в силу с 01.01.2002 главы 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". Эти вопросы определены ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах", в соответствии с которой по состоянию на 01.01.2002 налогоплательщик обязан включить в состав расходов суммы, подлежащие единовременному списанию в связи с различиями в классификации обЪектов или операций, не подлежащих учету в целях налогообложения.

К таким обЪектам или операциям, в частности, относятся активы налогоплательщика, числящиеся в бухгалтерском учете до вступления в силу этой главы на счетах учета нематериальных активов, но не относящиеся к таковым в соответствии с положениями главы 25 НК РФ. Суммы недоначисленной амортизации единовременно принимаются в качестве расхода, уменьшающего доходы.

ПРИМЕР 1. В учете ООО "Антарес" по состоянию на 31.12.2001 на счете 04 числится компьютерная программа автоматизации бухгалтерского учета с балансовой стоимостью 10000 руб. Сумма начисленных по данной программе амортизационных отчислений, отраженных на счете 05, - 2800 руб.

Так как ООО "Антарес" не является владельцем исключительного права на рассматриваемую программу, то она должна быть выведена (и согласно главе 25 НК РФ, и согласно Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2001 "Учет нематериальных активов", утвержденному Приказом Минфина РФ от 16.10.2000 N 91н) из состава нематериальных активов организации.

Неамортизированная часть бухгалтерской программы - 7200 руб. (10000 - 2800) должна быть списана 01.01.2002 при переходе ООО "Антарес" на новый План счетов в дебет счета 91 в качестве прочих расходов.

Активы же налогоплательщика, наоборот, не числящиеся в бухгалтерском учете по состоянию на 01.01.2002 в составе нематериальных активов, но в соответствии с главой 25 НК РФ относящиеся к нематериальным активам, включаются в состав нематериальных активов для целей налогообложения с 01.01.2002, и начисление амортизации по ним осуществляется в порядке, установленном статьями 256 - 259 НК РФ.

Особенности работы с МБП

Однако рассмотренный выше алгоритм единовременного зачисления на затраты не позволяет решить проблему МБП, числящихся на балансе организации по состоянию на 31.12.2001. Как известно, данные активы организации в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету ПБУ 5/01 и ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н, должны быть зачислены в состав хозяйственных принадлежностей, инвентаря или основных средств.

Рассмотрим этот вопрос более подробно.

При инвентаризации предметов, учитываемых на счете 12 "МБП", в организации должны быть составлены инвентарные описи по группам однородных МБП, в которых должен быть указан первоначальный срок их использования в соответствии с имеющейся технической документацией. А если таковая документация отсутствует, то должен приниматься в расчет имеющийся в организации (или в подобных ей организациях) опыт эксплуатации аналогичных обЪектов имущества.

Затем те МБП, которые в ходе инвентаризации были признаны непригодными для дальнейшего использования, должны быть списаны в составе заключительных оборотов 2001 года следующими проводками:

Д20 (26,31,44...) К13

- доначислен износ по МБП при их выбытии (в случае, если в организации применяется схема начисления износа МБП "50% + 50%");

Д13 К12-2

- списаны первоначальная стоимость МБП, непригодных для дальнейшего использования, и их износ;

Д10 (41) К80

- оприходованы материальные ценности, пригодные к дальнейшему использованию, а также отходы (лом, утиль и т.д.).

После этого приказом руководителя организации должно быть произведено перераспределение МБП, имеющихся в организации по состоянию на 31.12.2001 и отраженных на субсчетах 12-1 и 12-2,для зачисления их по первоначальной (остаточной - для находящихся в эксплуатации) стоимости на субсчет 10-9 и по первоначальной стоимости на счет 01 (с отнесением начисленной ранее суммы износа на счет 02). Главными критериями перераспределения МБП выступают срок полезного использования обЪектов указанного имущества организации и их назначение в организации. (Как известно, основные средства - это средства труда, которые имеют срок полезного использования свыше 12 месяцев.)

На основании решения руководителя должны быть составлены акты о переводе находящихся на складе организации или в эксплуатации и пригодных для дальнейшего использования МБП в состав основных средств или инвентаря. В этих актах следует указать:

    • перечень групп МБП, которые переводятся в состав иного имущества, если их очень много; в противном случае каждый предмет перечисляется отдельно;
    • количество предметов по каждой группе МБП или единичным обЪектам;
    • первоначальную стоимость;
    • сумму начисленного износа;
    • дату передачи в эксплуатацию (для имущества, переводимого в состав основных средств);
    • срок полезного использования (для имущества, переводимого в состав основных средств).

Обращаем внимание на то, что если в организации была принята схема 100%-ного начисления износа при передаче МБП в эксплуатацию, то зачисление на указанный выше субсчет 10-9, по нашему мнению, производить не следует. В этом случае в организации должен быть организован надлежащий контроль за дальнейшим движением данного имущества по индивидуальным пользователям в соответствии с общеустановленными правилами. Отражать же его в системном учете нет никакой необходимости.

Имеющиеся на складе МБП, зачисленные в состав инвентаря и хозяйственных принадлежностей, при передаче их в эксплуатацию после 01.01.2002 должны списываться в расходы организации, например, следующей проводкой:

Д20 (23,25,26) К10-9

.

Далее. На каждый инвентарный обЪект, который должен быть переведен из состава МБП в состав основных средств, открывается инвентарная карточка. Кроме того, учет по каждому такому обЪекту ведется в инвентарной книге. Записи как в инвентарных карточках, так и в инвентарной книге делаются на основании приемо-сдаточных актов по форме N ОС-1.

Отметим, что в налоговом учете бывшие МБП даже при переводе их на счет 01 попадают в соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ в категорию неамортизируемого имущества, стоимость которого подлежит включению в состав материальных расходов по мере ввода данного имущества в эксплуатацию.

В бухгалтерском же учете такие "новообретенные" обЪекты основных средств стоимостью не более 2000 руб. за единицу, а также ранее приобретенные книги, брошюры и т.п. издания в соответствии с п. 18 ПБУ 6/01 также разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих обЪектов в организации должен быть налажен надлежащий контроль за их движением.

Часть организаций, зачисляя в 2001 году данные обЪекты в состав МБП, все-таки не проводили их списание при передаче в эксплуатацию, так как существующее в текущем году налоговое законодательство не позволяло этого сделать.

При переходе на новый План счетов указанное имущество, будучи вначале зачисленным на счета 01 и 02 или на счет 01, должно быть списано на расходы организации со счетов 01 и 02 (в составе первых оборотов 2002 года - если малоценное имущество находилось в эксплуатации, проводка Д02 К01) или со счета 01 (при передаче имущества в эксплуатацию после 01.01.2002 - если по состоянию на 01.01.2002 оно находилось на складе организации, проводка Д20,25,26: К01).

Что же касается основных средств, ранее входивших в состав МБП, находящихся в эксплуатации или передаваемых в нее, остаточная стоимость которых выше 2000 руб., но не более 10000 руб., то в соответствии с положениями главы 25 НК РФ в налоговом учете их стоимость должна быть полностью включена в состав материальных расходов в полной сумме. При этом возникает вопрос - необходимо ли производить начисление амортизации по таким обЪектам в бухгалтерском учете с отражением соответствующих сумм на счете 02? Нам представляется, что этого не избежать в силу действующих в настоящее время правил бухгалтерского учета основных средств и исчисления налога на имущество. Возможно, Минфин РФ и МНС РФ дадут "послабление" организациям и разрешат списать такое имущество в расходы при переходе на новый План счетов. Пока же мы можем рекомендовать проводить начисление амортизации по нему, начиная с февраля 2002 года, по норме, рассчитанной исходя из оставшегося срока полезного использования поставленного на учет обЪекта основных средств. Руководитель организации своим приказом должен установить порядок начисления амортизации по таким обЪектам. Этот порядок должен быть зафиксирован в качестве элемента учетной политики организации.

Разумеется, если в организации была принято 100%-ное списание МБП при передаче их в эксплуатацию, то продолжать начисление амортизации нет необходимости, так как на счетах 01 и 02 такое имущество будет отражено в равных суммах. Как известно, само по себе 100%-ное начисление амортизации по обЪекту основных средств не является основанием для списания такого обЪекта с баланса организации и поэтому МБП со 100%-ным износом, переведенное в состав основных средств организации, должно также зачисляться на ее баланс.

И, наконец, так как в налоговом учете указанное имущество попадает в разряд неамортизируемого, суммы начисляемой амортизации не должны увеличивать себестоимость продукции (работ, услуг) и в налоговых регистрах по расчету налога на прибыль, которые теперь обязана вести организация, на эти суммы должна быть скорректирована облагаемая прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета.

Напомним еще раз, что к концу текущего года МНС РФ планирует подготовить документы, которые разЪяснят порядок применения главы НК РФ 25 "налог на прибыль организаций". В настоящее время разрабатываются Методические рекомендации по применению указанной главы НК РФ и формы налоговых деклараций по налогу на прибыль. Кроме того, МНС РФ разрабатывает Порядок налогового учета и формы его регистров. Обязательными для применения будут только формы деклараций. Остальные документы станут носить рекомендательный характер, так как в соответствии с главой 25 НК РФ налогоплательщик сам может разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных аналитического учета.

ПРИМЕР 2. В учете ООО "Антерес" по состоянию на на 31.12.2001 числятся:

    • на складе (субсчет 12-1) - калькулятор стоимостью 2000 руб. (гарантийный срок эксплуатации по паспорту - 5 лет);
    • в эксплуатации организации в течение 3 лет находится копировальный аппарат (субсчет 12-2) стоимостью 6000 руб. (в организации применялась схема начисления износа МБП - "50% + 50%"). Гарантийный срок эксплуатации по паспорту копировального аппарата - 10 лет.

При переходе на новый План счетов и калькулятор, и копировальный аппарат должны быть зачислены в состав основных средств. При этом по копировальному аппарату должно быть отнесено на счет 01 6000 руб., а на счет 02 - 3000 руб.

При отпуске в 2002 году калькулятора в эксплуатацию его стоимость должна быть сразу включена в затраты как в налоговом, так и в бухгалтерском учете.

При этом в последнем должна быть выполнена, например, проводка Д26 К01.

Что же касается копировального аппарата, то в дальнейшем в бухгалтерском учете организации по нему следует начислять амортизацию с отражением соответствующих сумм на счете 02 исходя из оставшегося полезного срока службы данного обЪекта основных средств (например, при линейном способе - в размере 35 руб. 72 коп. ((6000 - 3000) : 7 : 12) в месяц).

В налоговом же учете в 2002 году, попав в разряд неамортизируемого имущества стоимостью до 10000 руб., копировальный аппарат должен быть сразу списан в расходы организации (согласно пп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Комментарии

11
  • Борис Мальцев
    Весьма нужная статья
    с подробными примерами
    Большое спасибо автору
    Прочел,распечатал,сделаю переход по предлагаемому образцу.
  • Хранитель_врат
    Побольше таких прекрасных статей! Очень трудно найти такую подробную информацию. Большое спасибо!
  • Хранитель_врат
    Вау!!!!
    Да это просто руководство к действию!
    на сколько мелочей автор обратил внимание!
    Всем рекомендую распечатать

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

Лучшие спикеры, новый каждый день

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
57
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

74

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

32
Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

💥 Налоговики на всякий случай сравнивают показатели 6-НДФЛ, которые не должны сходиться. В 1 уведомление можно включать много всего. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости этой недели, которые вы могли пропустить.

ВЭД

Таможенная служба рекомендовала развивать внешнеторговые расчеты в рублях

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.

ФНС обновила документы для составления мотивированного мнения

Теперь компании могут отозвать запрос о предоставлении мотивированного мнения, а из документов убрали информацию о штрафах.

Может ли ФНС начислить налог на всю сумму дохода без учета расходов

Суть дела: организация выполняла подрядные работы в пользу контрагента и не учитывала в составе своих доходов вознаграждение по договору подряда. Налоговики посчитали это необоснованным занижением налогооблагаемой прибыли на величину доходов, которые были получены от заказчика подрядных работ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Ипотека

Что будет, если один супруг купил квартиру, а второй платил за нее ипотеку: новое решение суда

Реалии нашего времени таковы, что не каждый брак способен продержаться дольше, чем будет погашен взятый супругами ипотечный кредит. В связи с этим часто возникают вопросы по поводу раздела кредита и купленной на него квартиры.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы в СФР

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Три изменения в сдаче отчетности, которые вступят в силу в апреле–мае 2024 года

В этот период вступили в силу новые контрольные соотношения, обновлено уведомление о невозможности подачи документов по запросу ИФНС и изменен порядок подачи банковской гарантии при ускоренном возмещении НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Акция ко Дню главбуха! Онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, финмоделированию, ФСБУ и зарплате за 3690 рублей!

21 апреля — День главного бухгалтера. Мы поздравляем коллег и делаем скидку на онлайн-курсы, которые помогут вам продолжать профессиональное развитие! До 22 апреля включительно онлайн-курсы по учету на маркетплейсах, ФСБУ, зарплате и финмоделированию за 3690 рублей!