Клерк.Ру

Что не так в системе блокировки счетов из-за налоговых долгов

Раз уж у ФНС и налогоплательщиков разразилось противостояние на тему неправомерной блокировки счетов, мы решили разобраться, почему эта тема так часто стала всплывать в последнее время.

Неточная формулировка в решении о блокировке

Первая проблема - у налогоплательщиков и сотрудников банка из-за самой формы решения о блокировке возникает непонимание, что весь счет не блокируется из-за копеек. В утвержденной форме решения есть текст: «Приостановить в банке … все расходные операции по счетам…».

И только в следующем абзаце пишется про сумму, подлежащую взысканию (обеспечению) в целях исполнения решения налоговой инспекции.

Не все налогоплательщики это понимают, и, как выясняется, бывают и ошибки банков, которые блокируют в таких ситуациях счета полностью. Например, в комментариях к нашей новости была приведена ситуация с Модульбанком: наш пользователь из Волгограда попал под полную блокировку счета из-за 6 копеек на 6 дней.

Непродуманное банковское ПО

Вторая причина паники при получении решений о блокировке – это не всегда продуманное банковское программное обеспечение.

В частности, так была описана одним бухгалтером ситуация с Промсвязьбанком «на весь экран сообщение о блокировке счета (без суммы). И только после телефонных переговоров с налоговой (сумму блокировки назвать отказались), а потом с банком (те как раз сказали) понимаешь, что заблокирована 1 копейка, и остальные операции разрешены». При этом бухгалтер жалуется на то, что пока она добилась ответа про 1 копейку, та была уже списана со счета, однако блокировка висела по счету еще неделю.

Теперь представьте, что это не бухгалтер, а обычный индивидуальный предприниматель, который вообще тонкостей не знает, что он может подумать, увидев текст о блокировке счета?

Мы попросили Промсвязьбанк прокомментировать ситуацию с неточным сообщением о блокировке на экране. Нам ответил Иван Паткин, директор по электронному бизнесу среднего и малого бизнеса Промсвязьбанка: «Мы добавили информацию о блокировках на главную страницу интернет банка PSB-On-Line по просьбе клиентов. У заблокированного счета меняется статус на "Блокирован" и появляется красный восклицательный знак. При нажатии на знак действительно открывается большое окно уведомления с текстом: "Обратите внимание, что на Вашем счету блокировка". Пользователь может получить в системе полную информацию о блокировке, для этого достаточно нажать кнопку "подробнее" в окне уведомления. Откроется вкладка с датой установки ограничения по счету, датой снятия ограничения и суммой блокировки с указанием номера решения ФНС».

Зачем блокировать копейки?

Негодование налогоплательщиков вызывает и сам факт таких блокировок. Ведь эти копейки на счетах есть, зачем их блокировать? Т.е. инспекция выносит решение о взыскании, например, 8 копеек пеней, после чего выносит решение о приостановке расходных операций на эту сумму. Потом инкассо списывает со счета эти 8 копеек, после чего в банк еще надо отослать решение об отмене приостановки расходных операций.

Если налогоплательщик не использует телекоммуникационные средства связи с ИФНС (а таких много, в основном ,это самый мелкий бизнес), то ему еще по почте отправляется решение на бумаге.

При этом по НК инспекция имеет право взыскать недоимку, пени или штрафы, почему это не делается без никому не нужных копеечных блокировок?

Лишние копеечные блокировки не просто мешают работе налогоплательщиков и банков, но могут и привести к негативным последствиям для бизнеса. В частности, один из пользователей рассказал о том, что пострадала деловая репутация фирмы «13 рублей (не тысяч!) а именно тринадцать рублей снимали инкассо. И как раз в этот день, один потенциальный заказчик, через какой-то сервис посмотрел сведения о нас. И выдал: "А у вас счет заблокирован" А сколько там копеек - это уже неважно».

Блокировка сумм на всех счетах

Еще один вопрос, вызывающий недоумение – зачем блокировать суммы на всех счетах?

У налогоплательщика их может быть несколько. В пример приведена такая ситуация«В моем случае была не копейка, а 50 тыс. и четыре расчетных счета, и на каждом заблокировали по 50 тыс., итого 200. То есть свыше задолженности было заблокировано 150 тыс. оборотных средств».

Почему именно сейчас?

Почему обострилась ситуация именно сейчас: в связи с неудачной передачей данных по взносам от ПФ и ФСС, огромное количество налогоплательщиков обнаруживают у себя несуществующие задолженности, которые налоговые органы пытаются с них списать. И те, кто никогда в принципе не имел долгов и никогда блокировок не получал, видят решения о приостановке по счету впервые.

А вот проблема передачи неверных сальдо от фондов в ФНС настолько серьезна, что, по нашему мнению, требует вмешательства бизнес-омбудсмена.