Клерк.Ру

Бухгалтерский ликбез: основные средства и нематериальные активы

Продолжаем серию постов, посвященных бухгалтерской терминологии. Сегодня Алексей Иванов в своем Телеграм-канале разбирает понятие основных средств и НМА. 

Основные средства

Основные средства обычно ассоциируются со зданиями, сооружениями, машинами и оборудованием. Отчасти так оно и есть: их разновидности описаны в Общероссийском классификаторе основных фондов или в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Там даже животные и системы вооружений упомянуты. Но подобные активы не всегда отражаются в бухучете как основные средства.
 
Чтобы бухгалтеру отнести актив к основным средствам, нужно проверить его на соответствие так называемым критериям признания. Таких критериев три:
 
👉 актив будет использоваться в компании (в производстве, управлении или сдаваться в аренду)
👉 планируется использовать его больше года
👉 не планируется его продажа
При этом, как любой другой актив, основное средство должно приобретаться для получения экономических выгод. Иначе это не актив, а просто имущество (различия объяснял двумя постами выше).
 
Если хотя бы один из критериев признания не выполняется, то в бухучете появляется не основное средство, а какой-то другой объект. Поэтому физически идентичные активы могут классифицироваться бухгалтером по-разному.
Пример:
Автосалон приобретает два одинаковых автомобиля. На первом 🚘 будет ездить директор 🤵, второй 🚘 продадут 💵. Первый – основное средство, потому что выполняются все критерии признания. Второй – не основное средство, потому что не соблюден третий критерий. В бухучете он будет классифицирован как запас.
Есть еще один устойчивый миф об основных средствах 👻 Миф этот связан с тем, что тетьмаши редко читают бухгалтерскую нормативку –  обычно их заботят только налоги. Часто от таких горе-бухгалтеров можно услышать, что активы, которые стоят меньше 100 тыс. руб. не являются основными средствами 🤦‍♂️ На самом деле, это полуправда. Не относятся к основным средствам они только в налоговом учете, который ведется для определения налогооблагаемой прибыли. В бухгалтерском учете стоимостного критерия нет❗️
 
Есть опция, разрешающая вести учет основных средств дешевле 40 тыс. руб. по упрощенным правилам. Но ее нужно выбрать в учетной политике. И я рекомендую делать это всем, кто не хочет начислять амортизацию, проводить переоценки и осуществлять прочие прелести учета «взрослых» основных средств в отношении каких-нибудь лопат или дыроколов 😎.
 

Нематериальные активы  

Нематериальные активы (НМА, Intangible Assets) - самый сложный для понимания вид внеоборотных активов.
 
Эти активы как тот зайчик из фильма «ДМБ»:
– Видишь суслика?
– Нет.
– И я не вижу. А он есть.
 
В 2010-е годы роль НМА в получении доходов и их удельный вес в структуре активов компаний быстро возрастает📈 Экономика становится информационной – об этом из каждого утюга вещают. А в информационной экономике традиционные активы типа основных средств становятся менее важны, чем знания и технологии. Пара студентов с макбуками 💻 в коворкинге могут зарабатывать больше металлургического завода в маленьком уральском городке.
 
Например, в финансовой отчетности Facebook за 3 квартал 2018 года доля НМА в общей стоимости активов – 21%, а на конец 2011 года она составляла лишь 2%. 
 
НМА могут быть товарные знаки, базы данных, компьютерные программы, ноу-хау, патенты на изобретения и т.п. Но – лишь при соблюдении критериев признания. Их у НМА аж шесть.
Первые три уже знакомы вам по основным средствам:
 
👉 актив будет использоваться в компании (в производстве, управлении или сдаваться в аренду);
👉 планируется использовать его больше года;
👉 не планируется его продажа;
 
Еще три критерия специфичны только для НМА:
 
👉актив не имеет материальной формы (он может существовать в виде текста, рисунка, программного кода и т.п.);  
👉 его можно отделить от других активов и точно определить его стоимость;
👉 у компании есть документы, подтверждающие контроль над активом (эти документы подтверждают, что только компания может использовать актив для получения дохода).
  
При этом, как любой другой актив, НМА должен приобретаться для получения экономических выгод. Иначе это не актив, а просто имущество (различия объяснял тремя постами выше).
 
Пример 1:  
У компании есть клиентская база, регулярно приносящая доход. Это –  не НМА. Во-первых, отсутствует контроль над ней – другая компания может переманить клиентов. Во-вторых, невозможно точно определить ее стоимость – платежеспособность клиентов сложно спрогнозировать.  
 
Пример 2:  
Компания купила лицензионную копию компьютерной программы, например, 1С:Бухгалтерия. Это – не НМА. Контроль над ней отсутствует – компания не может, например, легально продавать копию копии этой программы. Такое право есть у фирмы 1С. Программа - ее НМА.  
 
Пример 3:  
Дизайнер разработал логотип и зарегистрировал товарный знак компании. Это – НМА. Все шесть критериев выполняются. Из неочевидных: стоимость определяется как сумма затрат на разработку логотипа (зарплата дизайнера и отчисления государству с нее) и регистрацию товарного знака.
 
Среди всех НМА особняком стоит гудвил (Goodwill). В российском бухучете его еще называют деловой репутацией. Это превышение цены покупки компании над стоимостью ее чистых активов (суммы, в которую оцениваются активы компании после выплаты всех ее долгов). Гудвил – очень интересная бухгалтерская категория, связанная с тем, что покупатель платит не за приобретенные активы, а за будущие доходы приобретенной компании. 

На «Клерке» есть словари бухгалтерских и экономических терминов, если вы захотите уточнить другие термины. 

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама