Как разделить амортизацию ППА между облагаемой и не облагаемой НДС деятельностью

Право пользования активом оценивается по фактической стоимости и амортизируется.
1,3 тыс. 173
Как разделить амортизацию ППА между облагаемой и не облагаемой НДС деятельностью

Право пользования активом оценивается по фактической стоимости и амортизируется. Разберемся в этом сложном вопросе с экспертом службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитором, членом ААС Михаилом Буланцовым.

Ситуация и вопросы

ООО оказывает медицинскую помощь в рамках ОМС, не облагаемую НДС, а также коммерческую деятельность, облагаемую НДС. Система налогообложения — ОСНО, применяется метод начисления. Входящие суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, относящиеся к деятельности ОМС, включаются в стоимость товаров, работ, услуг. ООО арендует на длительный срок (больше года) офисное помещение.

1. Включается ли в стоимость актива в форме права пользования недвижимым имуществом НДС, относящийся к арендным платежам, если есть административно-управленческие расходы, в данном случае аренда офиса, НДС, по которым, согласно учетной политике ООО, распределяется пропорционально выручке в части облагаемой и не облагаемой НДС деятельности? Как в этом случае правильно произвести расчет права пользования активом и арендных обязательств?

2. Как правильно произвести расчет распределения расходов в виде амортизации права пользования активом между облагаемой и не облагаемой НДС деятельностью (проценты по ежемесячной выручке, соответственно, разные)?

Ответ

1. Для определения первоначальной оценки права пользования активом и обязательства по аренде офиса полагаем возможным использовать пропорцию, определенную исходя из доли подлежащей обложению НДС выручки в общей сумме выручки ООО за налоговый период или за месяц (в зависимости от учетной политики ООО), в котором офис получен в аренду. Подробности смотрите ниже.

При этом допускаем и альтернативный способ, при котором ППА признается в оценке исходя из приведенной стоимости будущих арендных платежей полностью без НДС. Распределению по итогам каждого налогового периода будет подлежать сумма НДС, предъявленная арендодателем в составе текущих арендных платежей. При таком подходе сумма не принимаемого к вычету налога подлежит включению не в бухгалтерскую стоимость актива, а в стоимость именно полученной услуги по аренде.

2. В анализируемой ситуации амортизация права пользования активом будет входить в состав общехозяйственных расходов ООО. Распределение ОХР производится в общем порядке. Выбранный порядок распределения указанных расходов должен быть закреплен в учетной политике ООО для целей бухгалтерского учета. При этом ежемесячные пропорции облагаемой и не облагаемой НДС выручки не применяются для признания общехозяйственных расходов, в т.ч. для входящей в их состав амортизации ППА.

Нам не удалось обнаружить официальных разъяснений и материалов судебной практики по ситуациям, полностью аналогичным рассматриваемой. В связи с этим рекомендуем обратиться в свою налоговую или в Минфин за получением официальных разъяснений по сложившейся ситуации.

Обоснование ответа

Приказом Минфина России от 16.10.2018 N 208н утвержден Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Бухгалтерский учет аренды». ФСБУ 25/2018 разработан на основе МСФО (IFRS) 16 «Аренда», введенного в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 11.07.2016 N 111н. Основные положения ФСБУ 25/2018 совпадают с МСФО (IFRS) 16 «Аренда». ФСБУ 25/2018 применяют стороны договоров аренды, субаренды и иных договоров, по которым имущество предоставляется во временное пользование.

ФСБУ 25/2018 устанавливает допустимые способы формирования в бухучете информации об объектах аренды, в том числе финансовой (лизинга), и применяется как арендодателем, так и арендатором вне зависимости от выбора балансодержателя по условиям договора (п. 2 ФСБУ 25/2018). Не имеет значения и порядок бухучета у контрагента — каждая сторона договора аренды организует и ведет бухгалтерский учет соответствующих объектов самостоятельно в порядке, установленном ФСБУ 25/2018 (п. 1 информационного сообщения Минфина России от 25.01.2019 N ИС-учет-15, п. 5.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Распределение НДС

Арендатор организует учет предмета аренды в соответствии с пп. 10-23 ФСБУ 25/2018. Так, согласно п. 10 ФСБУ 25/2018 на дату предоставления предмета аренды арендатор отражает в бухгалтерском учете право пользования активом (далее также — ППА) и одновременно обязательство по аренде (далее также — ОПА).

Право пользования активом оценивается по фактической стоимости и амортизируется. Обязательство по аренде представляет собой кредиторскую задолженность по уплате арендных платежей в будущем и оценивается как суммарная приведенная стоимость этих платежей на дату оценки (п. 3 ИС-учет-15).

Пунктом 13 ФСБУ 25/2018 установлено, что право пользования активом признается по фактической стоимости. Фактическая стоимость ППА включает:

  • величину первоначальной оценки обязательства по аренде;

  • арендные платежи, осуществленные на дату предоставления предмета аренды или до такой даты (т.е. авансом);

  • затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;

  • величину подлежащего исполнению арендатором оценочного обязательства, в частности, по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния, если возникновение такого обязательства у арендатора обусловлено получением предмета аренды.

В общем случае ОПА первоначально оценивается как сумма приведенной стоимости будущих арендных платежей на дату этой оценки, которая определяется путем дисконтирования их номинальных величин (пп. 14, 15 ФСБУ 25/2018).

В состав арендных платежей для целей ФСБУ 25/2018 включаются прежде всего платежи, обусловленные договором аренды (за вычетом подлежащих возмещению сумм НДС) (п. 7 ФСБУ 25/2018).

Операции, связанные с учетом НДС, ФСБУ 25/2018 не регламентирует. При этом в отличие от порядка оценки актива и обязательства, предусмотренного этим стандартом с использованием таких новых величин, как «приведенная стоимость», «дисконтирование», справедливая стоимость, НДС представляет собой реальную сумму налога, определяемую по правилам НК РФ и предъявляемую к уплате арендодателем.

Положения главы 21 НК РФ также не предусматривают особого порядка принятия к вычету НДС по аренде, который не увязывается с особенностями бухгалтерского учета объектов аренды по правилам ФСБУ 25/2018.

Поскольку ППА учитывается в порядке, аналогичном учету схожих активов, в данном случае основных средств (ОС) (п. 10 ФСБУ 25/2018), полагаем возможным для определения его первоначальной стоимости с учетом НДС, не подлежащего вычету (включаемого в стоимость товаров, работ, услуг в соответствии с пп. 1, 2, 4 ст. 170 НК РФ), по аналогии использовать нормативную базу для распределения «входного» НДС по приобретенным ОС.

При осуществлении видов деятельности, подлежащих и не подлежащих обложению НДС (освобожденных от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет осуществляемых хозяйственных операций, а также сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) (п. 4 ст. 149 НК РФ, пятый абзац п. 4 ст. 170 НК РФ). Способы организации раздельного учета НК РФ не регламентирует, поэтому налогоплательщик самостоятельно определяет порядок раздельного учета и закрепляет его в учетной политике (письма УФНС России по г. Москве от 11.03.2010 N 16-15/25433, УМНС по г. Москве от 20.10.2004 N 24-11/68949).

Необходимость ведения раздельного учета «входного» НДС обусловлена различными правилами учета налога при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций. «Входной» НДС по товарам (работам, услугам), ОС и НМА, имущественным правам, которые используются в обоих видах деятельности, нельзя принять к вычету в полном объеме. Его нужно распределять исходя из пропорции, указанной в п. 4 ст. 170 НК РФ: часть налога принимается к вычету, часть включается в стоимость товаров (работ, услуг).

Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период (п. 4.1 ст. 170 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ, если объект ОС используется в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых НДС (освобожденных от налогообложения), то к вычету должна приниматься только часть входящего НДС, относящаяся к облагаемым налогом видам деятельности (операциям). Сумма НДС, подлежащая вычету, определяется пропорционально (п. 4.1 ст. 170 НК РФ) стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за тот налоговый период, в котором приобретен соответствующий объект. Оставшаяся сумма НДС относится на увеличение стоимости приобретенных основных средств.

Для основных средств, принимаемых к учету в первом или втором месяцах квартала, действует специальное правило. Если они приняты к учету в первом или во втором месяце квартала, налогоплательщик вправе определять пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за месяц (подп. 1 п. 4.1 ст. 170 НК РФ).

Поскольку налогоплательщики имеют право, но не обязаны определять пропорцию по итогам месяца, то есть самостоятельно определяют порядок раздельного учета по ОС, данный порядок необходимо закрепить в учетной политике.

В связи с вышеизложенным можем предложить следующую методику определения ОПА и ППА:

  • на дату получения офиса в аренду рассчитывается пропорция, определенная исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период или за месяц (в зависимости от учетной политики ООО), в котором офис получен в аренду;

  • с использованием полученной пропорции рассчитывается та часть будущих платежей, обусловленных договором аренды, которая должна войти в расчет ОПА (за вычетом той части «входного» НДС, которую ООО сможет предъявить к вычету). Далее определяется первоначальная оценка ОПА;

  • после этого в соответствии с п. 13 ФСБУ 25/2018 определяется фактическая стоимость ППА.

Таким образом, в качестве варианта определения первоначальной оценки права пользования активом и обязательства по аренде офиса допускаем возможность использования пропорции, определенной исходя из доли подлежащей обложению НДС выручки в общей сумме выручки ООО за налоговый период или за месяц (в зависимости от учетной политики ООО), в котором офис получен в аренду.

Вместе с тем, как сказано выше, налоговое законодательство не содержит особенностей распределения входящего НДС по услугам аренды, приобретенным для осуществления как облагаемых, так и освобождаемых от налогообложения операций, что совершенно не зависит от порядка признания в бухгалтерском учете такого актива, как ППА.

НДС принимается к вычету с даты выполнения условий, установленных ст. 171, 172 НК РФ, в числе которых принятие к учету услуг и наличие счета-фактуры продавца. Распределению подлежит предъявленная продавцом сумма налога. На момент признания в бухучете ППА налог с арендных платежей еще не предъявлен (п. 1 ст. 167, п. 3 ст. 168 НК РФ). Отражение на отдельном счете суммы НДС, которая по договору является составной частью будущих арендных платежей (причем номинальных, а не приведенных), по сути обусловлено лишь методологией бухгалтерского учета (при соответствующих условиях учетной политики) для целей формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Стоит заметить, что ни ФСБУ 25/2018, ни иные нормативные документы в области бухгалтерского учета, включая План счетов и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, не требуют отражения в учете НДС до момента его предъявления продавцом.

В связи с чем не исключаем и иной вариант действий в данной ситуации, при котором обязательство по аренде определяется путем дисконтирования номинальных будущих арендных платежей без НДС. Исходя из этой величины определяется фактическая стоимость ППА, которая далее будет погашаться посредством начисления амортизации на протяжении срока аренды.

В свою очередь, сумма НДС, предъявляемая арендодателем при оказании услуг аренды, будет распределяться в общем порядке в пропорции, установленной в абзаце четвертом п. 4 ст. 170 НК РФ. Часть предъявленного налога, относящаяся к налогооблагаемым операциям, подлежит вычету в общем порядке, а часть, приходящаяся на не облагаемые НДС операции, включается в состав соответствующих расходов. То есть при таком подходе сумма не принимаемого к вычету НДС подлежит включению не в бухгалтерскую стоимость актива, которая представляет собой оценочную величину, а в стоимость именно полученной услуги. Тем более что для целей налогообложения порядок признания расходов в связи с принятием ФСБУ 25/2018 не изменился (п. 1 ст. 252, подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Обращаем внимание, что сказанное представляет собой наше экспертное мнение, которое может отличаться от мнения других специалистов и позиции контролирующих органов, и не препятствует организации разработать иной механизм учета. При отсутствии законодательно закрепленного способа учета организация может ориентироваться на общие требования к формированию учетной политики с учетом профессионального суждения (пп. 6, 7, 7.1, 7.3 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», смотрите также Рекомендацию Р-100/2019-КПР «Реализация требования рациональности» и Рекомендацию Р-96/2018-КПР «Профессиональное суждение» Фонда «НРБУ «БМЦ»).

Распределение расходов

Право пользования активом (в виде аренды офиса) при использовании предложенной выше методики учитывается ООО (на специальном субсчете к счету 01 «Основные средства») в оценке без возмещаемого НДС. Поэтому положения НК РФ, относящиеся к раздельному учету входящего НДС, в течение срока аренды к амортизации ППА не применяются.

Поскольку офис используется ООО для административно-управленческих целей, амортизация ППА должна включаться в состав общехозяйственных расходов (ОХР).

Инструкцией предусмотрено, что для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, предназначен счет 26 «Общехозяйственные расходы».

В случае. если организация осуществляет несколько видов деятельности, общехозяйственные расходы (ОХР) фактически осуществляются для обеспечения возможности ведения всех видов деятельности. Поэтому ООО следует обеспечить распределение всех осуществляемых ей ОХР между видами деятельности.

Нами не обнаружено нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, определяющих конкретный порядок распределения ОХР между видами оказываемых организацией услуг. Соответственно, указанный порядок (включая базу для распределения ОХР) должен быть разработан ООО самостоятельно (исходя из нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету и Международных стандартов финансовой отчетности) и закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета (ст. 8 Закона N 402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», письмо ФФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-и).

Распределять ОХР можно пропорционально начисленной заработной плате рабочих, занятых в различных видах деятельности; сумме прямых затрат, связанных с содержанием того или иного производства; пропорционально выручке, пропорционально площадям и т.д. Выбранный порядок распределения указанных расходов должен быть закреплен в учетной политике ООО для целей бухгалтерского учета.

В общем случае порядок списания ОХР зависит от метода формирования себестоимости готовой продукции, товаров, работ, услуг, установленного учетной политикой ООО. Возможны два варианта:

Первый вариант — посредством включения ОХР в себестоимость продукции. В этом случае расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списываются в дебет счета 20 «Основное производство». При использовании такого варианта сумма ОХР в полном объеме отражается в составе себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).

Второй вариант — посредством списания сумм произведенных ОХР непосредственно на счет 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж», в том отчетном периоде, в котором они и возникли. В этом случае сумма ОХР не включается в себестоимость готовой продукции, а ежемесячно признается расходами ООО.

При этом ежемесячные (ежеквартальные) пропорции облагаемой и не облагаемой НДС выручки не применяются для признания общехозяйственных расходов, в т.ч. для входящей в их состав амортизации ППА.

Нам не удалось обнаружить официальных разъяснений и материалов судебной практики по ситуациям, полностью аналогичным рассматриваемой. В связи с этим рекомендуем обратиться в свой налоговый орган или Минфин России за получением официальных разъяснений по сложившейся ситуации.

В 2024 году много важных нюансов по НДС: как учесть их все и правильно сдать отчетность? Больше того, ошибки с этим налогом ― прямой путь к штрафам и даже уголовной ответственности.

Вывод простой: для работы с НДС нужна особая квалификация. Клерк подготовил супер-курс про НДСна который сейчас можно записаться со скидкой за 20700 6900 руб.

Начать учиться по акции

Справка

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по вопросам, касающимся налогообложения.

Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Комментарии

1
  • natalisl

    Не поняла этот абзац:

    "Первый вариант — посредством включения ОХР в себестоимость продукции. В этом случае расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списываются в дебет счета 20 «Основное производство». При использовании такого варианта сумма ОХР в полном объеме отражается в составе себестоимости реализованной продукции (работ, услуг)."

    Сейчас ведь уже нет такого способа с 2021 г. с принятием ФСБУ 5

Налоговая подсмотрит за вами через камеры, если понадобится. 🎥«Ночной бухгалтер» № 1668

Улыбнитесь, вас скрывает скрытая камера! А может и не скрытая, а просто камера наблюдения на улице. Корреспондент «Клерка» узнала о любопытном способе налоговиков проверять ваш бизнес.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
84

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

86

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

36
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

💥 Налоговики на всякий случай сравнивают показатели 6-НДФЛ, которые не должны сходиться. В 1 уведомление можно включать много всего. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости этой недели, которые вы могли пропустить.

ВЭД

Таможенная служба рекомендовала развивать внешнеторговые расчеты в рублях

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.

ФНС обновила документы для составления мотивированного мнения

Теперь компании могут отозвать запрос о предоставлении мотивированного мнения, а из документов убрали информацию о штрафах.

Может ли ФНС начислить налог на всю сумму дохода без учета расходов

Суть дела: организация выполняла подрядные работы в пользу контрагента и не учитывала в составе своих доходов вознаграждение по договору подряда. Налоговики посчитали это необоснованным занижением налогооблагаемой прибыли на величину доходов, которые были получены от заказчика подрядных работ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Ипотека

Что будет, если один супруг купил квартиру, а второй платил за нее ипотеку: новое решение суда

Реалии нашего времени таковы, что не каждый брак способен продержаться дольше, чем будет погашен взятый супругами ипотечный кредит. В связи с этим часто возникают вопросы по поводу раздела кредита и купленной на него квартиры.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы в СФР

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Интересные материалы

Три изменения в сдаче отчетности, которые вступят в силу в апреле–мае 2024 года

В этот период вступили в силу новые контрольные соотношения, обновлено уведомление о невозможности подачи документов по запросу ИФНС и изменен порядок подачи банковской гарантии при ускоренном возмещении НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру