Осенняя распродажа
Обновлено
Декретный отпуск
Читать 2 мин
Как продлить декрет: законные способы оформления отпуска по уходу за ребенком

Как продлить декрет: законные способы оформления отпуска по уходу за ребенком

Помимо отпуска по беременности и родам, работники вправе получать и другие пособия по уходу за ребенком. Рассказываем, какие варианты отдыха можно оформить по закону.

108 тыс. открытий
1
Автор

Законодательные нормы предоставления отпусков по уходу за ребенком

В российском праве отсутствует понятие «декретный отпуск». Под этим термином обычно объединяются два последовательных периода: 

  1. Отпуск по беременности и родам по ст. 255 ТК, который предоставляют на срок до 194 дней в зависимости от условий родоразрешения. 

  2. Отпуск по уходу за ребенком, который формально заканчивается при достижении малышом возраста трех лет. При этом оплачивается только уход за ребенком до достижения им 1,5 лет. А рабочее место сохраняется до трех лет.

Детские пособия с 1 июля 2026 года: что изменилось, кто может получить — читайте в статье.

Специфика ухода за детьми старше 3-х лет

Законодательство не предусматривает возможность оформления отпуска по уходу за ребенком, который достиг трехлетнего возраста, на срок до 14 лет или других подобных периодов автоматически.

Однако работники могут использовать ежегодный оплачиваемый отпуск для восстановления здоровья и ухода за младшими детьми в том числе после рождения ребенка-инвалида или второго малыша.

В отдельных случаях работодатель обязан предоставлять дополнительный отдых без сохранения зарплаты, если это закреплено в локальных нормативных актах организации. Согласно ст. 263 ТК, коллективный договор может устанавливать ежегодные дополнительные отпуска продолжительностью до 14 календарных дней. Правило распространяется на эти категории работников:

  1. Матерей и отцов двух и более детей до 14 лет.

  2. Родителей ребенка-инвалида до 18 лет.

  3. Одиноких родителей, которые воспитывают детей до 14 лет.

Принимать и увольнять работников, а также оформлять отпуска научим на курсе профпереподготовки с дипломом «Кадровик с нуля до профи: все навыки от ТК до 1С: ЗУП». Вы научитесь вести кадровый учет, оформлять все виды рабочего времени, вести воинский учет и работать в 1С:ЗУП. После обучения вы получите диплом на 256 ак. часов, который внесем в реестр Рособрнадзора ФИС ФРДО.

Цена курса со скидкой 71%: 9 250 рублей вместо 33 000 рублей. Срок акции ограничен.

Финансовые гарантии и порядок оформления

Для работающих граждан размер выплат зависит от среднего заработка. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет составляет 40% среднего заработка, но не ниже установленного законодательством минимума — 10 669,64 руб. (без учета районных коэффициентов) в 2026 году.

Пособие выплачивается ежемесячно до достижения ребенком 1,5 лет, однако право на получение сохраняется при частичной занятости. В случае ухода за несколькими детьми сумма пособия суммируется, но не может превышать 100% среднего заработка.

Оформление продления периода ухода требует подачи заявления в свободной форме. Если работник использует отпуск без сохранения зарплаты по семейным обстоятельствам согласно ст. 128 ТК, он может взять его любой продолжительности для совместного проживания с детьми, включая период после трех лет.

В некоторых организациях установлены специальные правила предоставления отдыха бабушкам и дедушкам в декрете, когда они фактически осуществляют уход за внуками вместо родителей.

Из декрета в декрет: расчет пособия в 2026 году — читайте в статье.

Комментарии
1
  • gnews spb
    Некоторые готовы растить ребенка до тех пор, например, пока он не пойдет в первый класс или не окончит начальную школу.

    🤔

ГлавнаяПодписка