Мотивация персонала

Топ-6 ошибок при мотивации сотрудников

Уровень мотивации и лояльности персонала всегда зависит от действий руководителя. Если он допускает ошибки на этом пути, то даже активные сотрудники со временем могут потерять интерес к работе. Рассказываем как этого избежать.
722 187
Топ-6 ошибок при мотивации сотрудников
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

«Если тебе нужен руководитель, чтобы решить проблему, то ты не нужен руководителю», — сказал мне опытный коллега о нашем новом боссе. Он имел в виду, что нужно стараться решать все вопросы самостоятельно. Сможешь ли ты решить все вопросы сам? Это как повезет. Может и сможешь, а может и нет. 

Самый сильный эффект на мотивацию сотрудника оказывают первые недели работы с новым руководителем. Либо сотрудник только что пришел на работу в компанию либо, ты как руководитель принял сотрудника под свое управление из другого отдела. Суть примерно одна и та же.

В течение нескольких первых недель совместной работы сотрудник постоянно будет оценивать для себя две вещи: смысл работы как таковой и взаимодействия с тобой. И конечно, много зависит от тебя как от руководителя.

На первых этапах сотрудник будет работать на своей внутренней мотивации. А далее, если что-то пойдет не так, то у сотрудника начнет возникать вопрос: «Зачем мне это надо?» И это тоже вопрос внутренней мотивации.

Фатальные ошибки в мотивации персонала практически всегда связаны с внутренней мотивацией сотрудника. Вот самые частые из них.

1. Игнорирование карьерных целей сотрудника

 Мотивация сотрудникаэто всегда личное. Карьерные цели сотрудника — это тоже его личные цели. Их нельзя игнорировать.

Эти цели — причина его нахождения в организации. Если его цели — только деньги, то компании не повезло. Такой сотрудник либо просто хочет подзаработать, либо вообще плохо понимает, что ему нужно от жизни и от карьеры. 

К счастью, только финансовая мотивация встречается редко. Чаще всего цель заработка идет рука об руку с профессиональными целями. Не буду подробно описывать материальную мотивацию. Приведу пример классификации заработка.

По своему мотивирующему эффекту зарплаты делятся на три типа: «зарплата расстраивает», «зарплата нормальная» и «зарплата конкурентная». И чтобы зарплата не была демотивирующим фактором, по этой классификации она должна быть хотя бы «нормальной».

Поговорим лучше о карьерных целях сотрудника. Попробуйте посмотреть на мир глазами своего сотрудника. Большинство работников мечтают о профессиональном росте. И отсутствие роста — одна из основных причин смены места работы. 

Мы не можем предложить всем сотрудникам новые должности, но мы можем предложить им новый опыт и рост внутри их позиции в компании.

Новый опыт — это тоже новые возможности. И статус самой должности тоже может расти. Да и предложить сотруднику новую роль тоже можно в той же самой должности. Слово «возможность» — здесь ключевое. Сотрудник всегда сравнивает возможность учиться и развиваться здесь и сейчас с возможностью учиться и развиваться где-либо еще. Задача работодателя — выигрышно выглядеть в этом сравнении. 

2. Бывает нам везет, а бывает – мы учимся на ошибках...

Большинству людей нравится развиваться и совершенствоваться, поэтому важно давать сотрудникам обратную связь (как положительную, так и отрицательную). К сожалению, отрицательная обратная связь встречается гораздо чаще. А как человек будет себя чувствовать, если ему говорят только о его недостатках и ошибках? Вероятнее всего, начнет смотреть в сторону выхода... Самоуважение и любовь к себе — это ключевые драйверы развития человека.

Если руководитель дает сотруднику обратную связь редко или хаотично, то это значит, что он не верит в ее силу. Но есть масса исследований, доказывающих, что обратная связь для любого человека имеет колоссальный эффект. Поэтому важно отмечать успехи сотрудника и умело говорить об ошибках. 

Самое худшее — это обесценивание проделанного труда: «Ты меня не удивил»; «Ничего нового ты мне не рассказала»; «Совершенно бесполезная презентация»; «Много работы не является критерием ее качества» и т.д. Обратная связь должна быть конструктивной: показывать недостатки, преимущества и точки для роста одновременно.

3. «Помоги себе сам» и «все — взрослые люди...»

У людей всегда есть цели. Свои личные цели люди ставят себе сами. А вот цели в работе желательно поставить совместно с руководителем. Но одной постановки недостаточно. Цели сами по себе отвечают на вопрос: «Что делать?» А еще есть вопрос: «Как делать?» К сожалению, наиболее часто встречающийся ответ на него звучит примерно как: «Помоги себе сам...»

Но вопрос «Как делать?» — это не последний вопрос, который задает себе сотрудник. Есть еще вопросы: «Зачем?» или «Для чего?» И ответы в ключе: «Каждый делает свою работу...» или «Так надо...» или «Все — взрослые люди...» сотруднику никак не помогают.

Что сотрудник понимает, когда смотрит на свой список дел? Есть ли у него понимание, что нужно сделать в первую очередь, что во вторую, а что в третью? Хочется ли сотруднику взяться за все эти дела с энтузиазмом или наоборот сбежать от этих дел куда подальше? При этом сотрудник может очень хорошо знать ответ на вопрос: «Что делать?» То есть цели сотруднику понятны. Но не всегда понятно, как этих целей достичь. Поэтому где-то на заднем фоне всегда мерцает вопрос: «А зачем?»

Эффективная постановка цели для сотрудника начинается с того, чтобы увидеть момент достижения цели в будущем и пользу, которую по итогам получат организация и сотрудник.

Именно так ставят перед собой цели профессиональные спортсмены. В спорте мотивация не работает по-другому. После постановки цели начинается напряженная совместная работа с тренером. Ключевое слово: «совместная». И зачастую именно тренер гораздо лучше знает ответ на вопрос: «Как делать?» Профессиональный спорт — это потрясающе интересная среда для изучения вопросов мотивации.

4. Конфликты или слишком много эмоций

У всех разный жизненный опыт и разные точки зрения. И, конечно, конфликты в коллективе случаются. Задача руководителя — постараться добраться до первопричины конфликта и умело ее устранить.

Нельзя выпускать конфликты из-под контроля. Это разрушает отношения в коллективе.

Это также касается излишней эмоциональности. Не всем она по душе. Эмоции — это всегда отношение к вопросу. Мышление человека состоит из двух частей: когницио — процесс осмысления, эмоцио — отношение человека или реакция на то, о чем думает. Когда эмоций слишком много, это начинает вызывать раздражение у других. Ведь у всех свои точки зрения и свое собственное отношение к тем же самым вопросам. 

Эмоции — это не обязательно горячий темперамент, импульсивность или слишком много слов. Эмоции вполне могут выглядеть флегматично. И иногда флегматик своим отношением к какому-либо вопросу может воздействовать на окружение гораздо сильнее, чем импульсивные люди. Вопрос в пропорции эмоций.

Задача руководителя — помогать сотрудникам искать баланс и выражать эмоции экологично. 

5. Отсутствие доверия

Люди чувствуют, когда им не доверяют. Доверие — это клей, который держит всех вместе. Большинство людей имеют сильную внутреннюю мотивацию сделать работу хорошо. И нет ничего неправильного в том, чтобы контролировать своих сотрудников. Но люди хотят, чтобы в них верили.

Все может начинаться совершенно безобидно, например, с создания новых правил и внедрения новых процессов. Здесь руководитель должен понимать, что любое нововведение может считываться, как недоверие к коллективу.

Если в твоей организации нет таких сложных условий, и цена ошибки не так высока, то некоторые процессы не стоит контролировать и отдать ответственность сотрудникам. Там, где нужен контроль – стоит обсудить с командой для чего он нужен. Такой подход поможет тебе выстроить атмосферу доверия в команде.

6. Микроменеджмент или слишком много доминантности

Есть несколько исходных причин поведения микроменеджера: страх провала, недоверие своей команде или ее отдельным членам, нереалистичные ожидания, желание доминировать.

Микроменеджмент практически всегда повышает уровень тревожности среди сотрудников. Это наносит ущерб результативности.

Микроменеджмент хорош только там, где все обязанности сотрудников очень подробно описаны. Такое встречается в отраслях, где есть сверхвысокие требования к качеству, например, на высокоточных производствах или в организациях с высокими стандартами сервиса. Но там и микроменджмент — это стиль управления, направленный на обеспечение бескомпромиссного стандарта качества. Это правила игры, и сотрудники о них знают уже на входе в организацию. 

В большинстве организаций нет таких потребностей. Микроменеджмент — это желание менеджера организовывать все на свое усмотрение. Другие сотрудники не станут терпеть микроменеджмент продолжительное время. Кого-то может удерживать «имя» компании. Сотрудники держатся за возможность работать в известной компании. Хотя даже это не удержит сильных специалистов, так как микроменджмент создает токсичную атмосферу в коллективе, которая убивает все желание продолжать работать в этой компании.

И в заключении, о самом главном — сотрудник очень быстро может начать терять мотивацию к работе. Для этого бывает достаточно совершить всего одну ошибку мотивации из вышеперечисленных.

Сотрудник без мотивации в лучшем случае будет работать на стандартный результат и, как правило, без отдачи. А в худшем случае он превратится во «внутренне уволившегося» сотрудника, который может быть даже опасен для коллектива. И практически всегда это ответственность руководителя.  

Комментарии

1
  • «Если тебе нужен руководитель, чтобы решить проблему, то ты не нужен руководителю»

    Немного разовью эту мысль😏

    ...чтобы решить проблему

    Которую зачастую сам же руководитель и создает😀

    Отсюда вопрос🤓

    Нужен ли ТЕБЕ такой руководитель😉

    Тема мотивации конечно многогранная🚀

    Одна из граней - это вопрос

    Достоин ли я носить гордый титул руководитель, если мне приходится мотивировать сотрудников🤔

    Может достаточно грамотно объяснять ДЛЯ ЧЕГО? нужно выполнить ту или иную задачу😎

    Иногда можно объяснить КАК? эту задачу надо выполнить.

    Ситуации могут быть разные. Кризис, когда все могут поплыть.

    В такие моменты появляется возможность вырасти из начальника в руководителя😎

    А это, если не определять статус табличкой на кабинете, две большие разницы😉

Условия предоставления рассрочек сделают понятными и прозрачными

Правовое регулирование предоставления рассрочек недостаточно прозрачное, поэтому ЦБ хочет его уточнить и приблизить к нормам о кредитах и займах.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ФНС раскрыла отрасли с наибольшим ростом доначислений налогов

Какие компании и типы операций оказались в фокусе внимания налоговой. Обзор для руководителя и бухгалтера.

Рубль, биткоин и ОФЗ падают. Недвижка снова дорожает. IPO, новые дивиденды, новые облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Рубль вышел из тени и сразу же упал. Падают и крипта с ОФЗ, только недвижка всегда растёт, ну и золото тоже. Всё больше дивидендов объявляется, выходят новые выпуски облигаций, а я пополнил портфель новыми активами и рассказал о самом интересном, что произошло за неделю.

Рубль, биткоин и ОФЗ падают. Недвижка снова дорожает. IPO, новые дивиденды, новые облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест
Лучшие спикеры, новый каждый день

5 вредных советов: как создать пароль пользователя 

Одна из основных составляющих защиты информации — пароли. Свод правил о том, как установить и использовать пароли, называется парольной политикой. Разбираем, какие советы в ней могут навредить, а не способствовать безопасности данных компании.

5 вредных советов: как создать пароль пользователя 
29
801

Что такое дробление бизнеса и является ли оно законным способом налоговой оптимизации. Формы, критерии и признаки незаконного дробления

Признаки и критерии незаконного дробления, выработанные ФНС и судебной практикой. Главные вопросы, на которые должен ответить налогоплательщик, чтобы доказать  отсутствие схемы.

Интернет-банкинг

Через СБП можно будет оплатить новые виды услуг и выбирать банк

В 2024 году будут расширены возможности оплаты услуг в бюджетную систему через систему быстрых платежей.

1
395
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Маркетплейсы

В работе с маркетплейсами появились важные новшества

Собрали для вас подборку важных событий по маркетплейсам в одной новости.

Аутсорсинг

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода

Штрафы за неправильное ведение кадрового делопроизводства достигают в некоторых случаях 200–500 тыс. руб., а проверки ГИТ в последнее время происходят все чаще. 

Кадровый аутсорсинг: в чем выгода
Кредитование

По потребительским кредитам введут важный запрет

Госдума готовит ко второму чтению депутатский законопроект об ограничении плавающих процентных ставок в кредитовании. ЦБ уже поддержал его как приоритетный.

НДС

Новый онлайн-курс «НДС: расчет, декларация, 1С» — станьте экспертом по НДС за месяц

На носу сдача декларации по НДС за 1 квартал 2024 года. Заполнить и отправить отчет нужно по новым правилам. Кроме того, изменился состав необлагаемых операций, принципы формирование налоговой базы и т. д. Разберитесь во всех нюансах НДС на новом курсе «Клерка».

🚀 Космическая распродажа на «Клерке»! Самые свежие онлайн-курсы за 3690 рублей

Ловите супер-цены, пока они не улетели! Новые курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, зарплате, ВЭД и УСН за 3690 рублей. Стартуйте в профессии бухгалтера с курсом «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» также за 3690 рублей!

Банки

Станет невыгодно нарушать права потребителей финансовых услуг

Центробанк борется с недобросовестными схемами продаж финансовых продуктов и мисселингом, видит определенный результат, в том числе по снижению числа жалоб, но этого мало.

3
408
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Где дивиденды, Газпром нефть? История, доходность, дивидендная политика и перспективы Газпром нефти

Первое правило дивидендного клуба: если нефть не приносит дивидендов, то это не нефть. Снова смотрим дивидендные акции РФ, которые похожи на билет в счастливую жизнь на личном острове. Продолжаю рубрику дивидендных разборов акций РФ обзором Газпром нефти — очередного дивидендного тяжеловеса нашего рынка.

Где дивиденды, Газпром нефть? История, доходность, дивидендная политика и перспективы Газпром нефти
Акцизы

Доходы от акцизов на табак и алкоголь пойдут на развитие спорта

Такую законодательную инициативу обсудили сегодня на заседании комитета Госдумы по физической культуре и спорту. Она разрабатывается в рамках поручений президента и готовится к внесению.

КоАП РФ

Введут штрафы за самовольное использование централизованных систем водоснабжения

Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект о введении ответственности за самовольное пользование централизованными системами водоснабжения и водоотведения.

10 тем, волнующих малый бизнес в России. От наименее до наиболее значимых

Вторая часть результатов нашего исследования о темах, которые волнуют представителей малого бизнеса в 2024 году. В этой статье мы рассмотрим оставшиеся пять наиболее актуальных и значимых тем.

Не забудьте до 15 апреля сдать в СФР подтверждение вида деятельности

Подтвердить основной вид экономической деятельности за 2023 год надо в срок не позднее 15 апреля 2024 года включительно.

Миграционный учет

Власти придумали, как закрыть лазейки нелегальным мигрантам

Госдума приняла в первом чтении законопроект о борьбе с лазейками для нелегальной миграции.

Бесплатно с Жилищное законодательство

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду

С 3 апреля 2024 года вступили в силу поправки в ЖК, которые всколыхнули общественность. Арендодатели решили, что теперь сдавать жилье в аренду, в том числе посуточно, вообще нельзя, или только с согласия соседей. На самом деле революции не произошло.

Поправки в ЖК-2024: как теперь сдавать квартиры в аренду

Интересные материалы

Приняли поправки в ТК: сверхурочную работу нужно оплачивать по-новому. «Ночной бухгалтер» № 1663

Работодатели пользовались несовершенством кодекса и фактически занижали выплаты сотрудникам. Теперь эту несправедливость исправили.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру