Осенняя распродажа
Индивидуальный предприниматель
Читать 6 мин
Какие налоги платит ИП в 2026 году и сколько нужно заплатить

Какие налоги платит ИП в 2026 году и сколько нужно заплатить

Рассказываем на примерах, какие налоги и взносы платит ИП в 2026 году на УСН, ОСНО, патенте, АУСН, ЕСХН, НПД. Ставки, обязательные платежи и сроки уплаты.

7,7 тыс. просмотров34 тыс. открытий
4
Автор

Налоги ИП на разных системах налогообложения

Все ИП платят фиксированные взносы (кроме ИП на АУСН и НПД), а также налоги в соответствии с выбранным режимом налогообложения.

Налоги ИП на УСН

Ставка налога по УСН зависит от объекта налогообложения:

  • на УСН «доходы» – 6% от дохода;

  • на УСН «доходы минус расходы» – 15% с разницы между доходами и расходами.

При этом региональные власти могут вводить пониженные ставки налога по УСН.

Налог по УСН «доходы» можно уменьшить на фиксированные взносы ИП (независимо от факта их уплаты). ИП без работников могут уменьшать налог на взносы вплоть до нуля, ИП с работниками – только на 50%.

При расчете налога по УСН «доходы минус расходы» фиксированные взносы учитываются в составе расходов.

Срок уплаты налога по УСН:

  • авансовый платеж за 1 квартал – 28.04;

  • авансовый платеж за полугодие – 28.07;

  • авансовый платеж за 9 месяцев – 28.10;

  • налог за год – 28.04 следующего года.

Декларацию по УСН сдают по итогам года – до 25 апреля. Ежеквартально надо сдавать уведомления по ЕНП на авансовые платежи (до 25.04, 25.07, 25.10).

Упрощенцы являются плательщиками НДС. Но при доходе до 20 млн рублей они от этого налога освобождены. Если лимит дохода 20 млн (а прошлый год или в текущем году) превышен, надо платить НДС.

При этом на УСН можно применять как обычную ставку НДС 22% с правом на вычет, так и пониженные без права на вычет:

  • 5%, если доход от 20 до 272,5 млн руб.;

  • 7%, если доход от 272,5 до 490,5 млн руб.

НДС в состав дохода, облагаемого УСН, не включается.

Декларации по НДС сдают ежеквартально: до 25.04, 25.07, 25.10, 25.01.

Срок уплаты НДС:

  • за 1 квартал – 1/3 до 28.01, 1/3 – до 28.02, 1/3 ­­– до 28.03;

  • за 2 квартал – 1/3 до 28.04, 1/3 – до 28.05, 1/3 ­­– до 28.06;

  • за 3 квартал – 1/3 до 28.07, 1/3 – до 28.08, 1/3 ­­– до 28.09;

  • за 4 квартал – 1/3 до 28.10, 1/3 – до 28.11, 1/3 ­­– до 28.12.

Пример

ИП Иванов применяет УСН «доходы минус расходы». В 2025 году его доходы превысили 20 млн руб., поэтому в 2026 году он платит НДС и выбрал ставку 5%.

Клиентам оказаны услуги на 1 000 000 + 5% НДС = 1 050 000 руб. Эту сумму клиенты оплатили.

Расходы на (вносы, оплата поставщикам за услуги и т. д.) составили 800 000 руб.

НДС = 1 000 000 х 5% = 50 000 руб.

Налог по УСН = ((1 050 000 – 50 000) – 800 000) х 15% = 30 000 руб.

Вести бухгалтерский и налоговый учеты на любой системе налогообложения научим на курсе профпереподготовки «Бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С». Программа обновлена: в курсе есть уроки по использованию ИИ в работе, расчету среднего заработка по новым правилам, налогу на прибыль и НДС. Курс позволит получить базовые знания и освоить новую профессию с нуля. После обучения вы получите диплом, который внесем в ФИС ФРДО. 

Цена курса со скидкой 65%: 12 722 рублей вместо 36 000 рублей. Срок акции ограничен.

Налоги ИП на ОСНО

ИП на основной системе налогообложения (ОСНО) платят НДФЛ и НДС.

Налоговая база по НДФЛ – это разница между доходами и расходами. Расходы у ИП на ОСНО именуются профессиональным налоговым вычетом.

Ставка НДФЛ зависит от размера налоговой базы:

  • 13% – до 2,4 млн руб.;

  • 15% – от 2,4 до 5 млн руб.;

  • 18% – от 5 до 20 млн руб.;

  • 20% – от 20 до 50 млн руб.;

  • 22% – свыше 50 млн руб.

Раз в год ИП на ОСНО сдают декларацию 3-НДФЛ – до 30.04 и ежеквартально (до 25.04, 25.07, 25.10) – уведомления по ЕНП

Срок уплаты НДФЛ:

  • авансовый платеж за 1 квартал – 28.04;

  • авансовый платеж за полугодие – 28.07;

  • авансовый платеж за 9 месяцев – 28.10;

  • налог за год – 15.07 следующего года.

Ставка НДС у ИП на ОСНО – 22%. ИП начисляет НДС со своих продаж и принимает к вычету НДС с покупок, если есть входящие счета-фактуры.

Декларации по НДС сдают ежеквартально: до 25.04, 25.07, 25.10, 25.01.

Срок уплаты НДС:

  • за 1 квартал – 1/3 до 28.01, 1/3 – до 28.02, 1/3 ­­– до 28.03;

  • за 2 квартал – 1/3 до 28.04, 1/3 – до 28.05, 1/3 ­­– до 28.06;

  • за 3 квартал – 1/3 до 28.07, 1/3 – до 28.08, 1/3 ­­– до 28.09;

  • за 4 квартал – 1/3 до 28.10, 1/3 – до 28.11, 1/3 ­­– до 28.12.

От НДС можно освободиться, если доходы за 3 последних месяца не превышают 2 млн рублей.

Пример

ИП Петров применяет ОСНО. Отгружено товаров покупателям на 10 млн + 22% НДС = 12 200 000 руб. Покупатели рассчитались полностью.

Расходы составили 4 млн руб., в том числе НДС 500 тыс. руб.

НДС = 10 млн х 22% – 500 тыс. = 1 700 000 руб.

База по НДФЛ = (12 200 000 – 2 200 000) – (4 000 000 – 500 000) = 6 500 000 руб. К такой базе применяются ставки НДФЛ 13%, 15% и 18%.

НДФЛ = 2 400 000 х 13% + (5 000 000 – 2 400 000) х 15% + (6 500 000 – 5 000 000) х 18% = 702 000 + 270 000 = 972 000 руб.

Налоги ИП на патенте

ИП может оформить патент на срок от 1 до 12 месяцев. Лимит дохода, при котором можно применять ПСН – 20 млн руб. (в 2026 году).

Налоговая база по ПСН – это потенциальный доход. Его устанавливают местные власти. Размер потенциального дохода можно найти в региональном законе.

Ставка налога по ПСН – 6%.

Так как патент не обязательно оформлять на целый год, налог по ПСН считают так: потенциальный доход / 365 (366) дней х дни срока, на который выдан патент) х 6%.

При этом налог по ПСН можно уменьшить на фиксированные взносы. ИП без работников могут уменьшать налог на взносы вплоть до нуля, ИП с работниками – только на 50%.

Срок платы налога по ПСН:

  • если срок патента менее 6 месяцев – всю сумму до даты окончания патента;

  • если срок патента более 6 месяцев – 1/3 в течение 90 дней от начала патента; 2/3 до даты окончания патента.

Декларацию и уведомления по ЕНП при ПСН сдавать не надо.

ИП на ПСН не являются плательщиками НДС.

Пример

ИП Сидорова оформила патент на парикмахерские услуги с 1.1.2026 по 30.09.2026.

Потенциальный доход – 1,6 млн.

Налог по ПСН = (1 600 000 / 365 х 273) х 6% = 71 803 руб.

Взносы ИП: 57 390 + (1 600 000 / 365 х 273 – 300 000) х 1% = 66 357,12 руб.

Налог по ПСН к уплате = 71 803 – 66 357 = 5 446 руб.

Налоги ИП на АУСН

Ставка налога по АУСН зависит от объекта налогообложения:

  • на АУСН «доходы» – 8% от дохода;

  • на АУСН «доходы минус расходы» – 20% с разницы между доходами и расходами.

Лимит дохода, при котором можно применять АУСН – 60 млн руб.

Налоговый период по АУСН – месяц. Платить налог надо до 25 числа следующего месяца.

Декларацию ИП на АУСН не сдают.

Плательщиками НДС ИП на АУСН не являются.

Пример

ИП Комаров применяет АУСН «доходы».

Доход за июнь 2026 года составил 480 000 руб.

Налог по АУСН = 480 000 х 8% = 38 400 руб.

Налоги ИП на ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) могут применять ИП, у которых доход от сельскохозяйственной деятельности превышает 70%.

Ставка налога по ЕСХН – 6%, налоговая база – разница между доходами и расходами.

Срок уплаты ЕСХН:

  • авансовый платеж за полугодие – 28.07;

  • налог за год – 28.03 следующего года.

Декларацию по ЕСХН сдают по итогам года – до 25 марта.

ИП на ЕСХН являются плательщиками НДС, но могут освободиться от этого налога, если доход за прошлый год менее 60 млн руб. Если есть освобождение от НДС, но доход за текущий год превысил 60 млн, с начала месяца, в котором было такое превышение, ИП платит НДС.

Пример

ИП Семенов – сельхозпроизводитель на ЕСХН, от НДС освобожден.

От покупателей поступило 2 000 000 руб., расходы – 700 000 руб.

ЕСХН = (2 000 000 – 700 000) х 6% = 78 000 руб.

Налоги ИП на НПД

Самозанятыми могут быть как просто физические лица, так и ИП.

У ИП на НПД лимит дохода – 2,4 млн руб.

Ставка налога:

  • доход от физлиц – 4%;

  • доход от юрлиц и ИП – 6%.

Срок уплаты НПД – ежемесячно до 28 числа.

Деклараций на НПД нет.

Плательщиками НДС ИП на НПД не являются.

Пример

ИП Краснов –самозанятый. В июне 2026 года он оказал услуги физлицам на 20 000 руб. и организации на 80 000 руб.

НПД = 20 000 х 4% + 80 000 х 6% = 5 600 руб.

Страховые взносы ИП за себя в 2026 году

Все ИП (кроме ИП на АУСН и НПД) платят фиксированные взносы. В 2026 году размер фиксированных взносов составляет 57 390 руб.

Срок уплаты фиксированных взносов за 2026 год – 28 декабря 2026 года.

Кроме того, все ИП (кроме ИП на АУСН и НПД) платят дополнительные взносы – 1% с дохода свыше 300 тыс. рублей.

Формулу расчета взносов 1% смотрите в таблице.

Режим налогообложения

Формула расчета взносов 1%

УСН «доходы»

(Доходы – 300 000) х 1%

УСН «доходы минус расходы»

(Доходы – (Расходы – взносы ИП) – 300 000) х 1%

ПСН

(Потенциальный доход – 300 000) х 1%

ЕСХН

(Доходы – (Расходы – взносы ИП) – 300 000) х 1%

ОСНО

(Доходы – (Профессиональный вычет – взносы ИП) – 300 000) х 1%

Срок уплаты взносов 1% за 2026 год – 1 июля 2027 года.

Налоги за работников

Если у ИП есть работники, то кроме своих налогов, он должен платить налоги за работников:

  • НДФЛ, удержанный из зарплаты работников;

  • страховые взносы, начисленные на зарплату работников;

  • страховые взносы по производственном травматизму, начисленные на зарплату работников.

Отметим, что ИП на НПД (самозанятые) в принципе не могут иметь работников.

Ставка НДФЛ зависит от размера зарплаты:

  • до 2,4 млн руб. – 13%;

  • с 2,4 до 5 млн – 15%;

  • с 5 до 20 млн – 18%;

  • с 20 до 50 млн – 20%;

  • свыше 50 млн – 22%.

Платить удержанный из зарплаты НДФЛ надо в такие сроки:

  • удержанный с 1 по 22 число – до 28 числа;

  • удержанный с 23 по последнее число – до 5 числа.

Ежеквартально (до 25.04, 25.07, 25.10) за работников надо сдавать расчет 6-НДФЛ. Годовой отчет 6-НДФЛ со справками о доходах по каждому сотруднику надо сдать до 25 февраля.

ИП на АУСН форму 6-НДФЛ не сдают.

Тариф страховых взносов – 30%, но для малого бизнеса из ряда отраслей предусмотрены пониженные взносы.

Срок уплаты взносов – ежемесячно до 28 числа.

Отчетность по взносам такая:

  • ежеквартально (до 25.04, 25.07, 25.10, 25.01) – расчет по страховым взносам (РСВ);

  • ежемесячно (до 25 числа) – персонифицированные сведения о физлицах.

ИП на АУСН взносы за работников не платят.

Тариф взносов на травматизм зависит от вида деятельность ИП (по коду ОКВЭД). Он составляет от 0,2% до 8,5%.

За эти взносы надо ежеквартально отчитываться (до 25.04, 25.07, 25.10, 25.01) по форме ЕФС-1 (раздел 2).

Срок уплаты взносов на травматизм – ежемесячно до 15 числа.

ИП на АУСН платят фиксированный взнос по травматизму – 2 959 руб. в 2026 году.

Вести бухгалтерский и налоговый учеты на любой системе налогообложения научим на курсе профпереподготовки «Бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С». Программа обновлена: в курсе есть уроки по использованию ИИ в работе, расчету среднего заработка по новым правилам, налогу на прибыль и НДС. Курс позволит получить базовые знания и освоить новую профессию с нуля. После обучения вы получите диплом, который внесем в ФИС ФРДО. 

Цена курса со скидкой 65%: 12 722 рублей вместо 36 000 рублей. Срок акции ограничен.

Сроки уплаты налогов и взносов для ИП в 2026 году

Сроки уплаты налогов смотрите в нашей таблице.

 

Налог в зависимости от системы налогообложения

НДС

Налоги за работников

УСН

  • за 1 квартал – до 28.04;

  • за 2 квартал – до 28.07;

  • за 3 квартал – до 28.10;

  • за год – до 28.04

  • за 1 квартал – до 28.01, 28.02, 28.03

  • за 2 квартал – до 28.04, 28.05, 28.06

  • за 3 квартал – до 28.07, 28.08, 28.09

  • за 4 квартал – до 28.10, 28.11, 28.12

 

НДФЛ:

  • удержано с 1 по 22 число – до 28 числа;

  • удержано с 23 по 30 (31) число – до 5 числа;

страховые взносы – ежемесячно до 28 числа;

взносы на травматизм – ежемесячно до 15 числа

ОСНО

  • за 1 квартал – до 28.04;

  • за 2 квартал – до 28.07;

  • за 3 квартал – до 28.10;

  • за год – до 15.07

ЕСХН

  • за 1 полугодие – до 28.07;

  • за год – до 28.03

ПСН

  • патент менее 6 месяцев –до даты окончания патента;

  • патент более 6 месяцев – 1/3 в течение 90 дней от начала патента, 2/3 до даты окончания патента.

 

нет

АУСН

ежемесячно до 25 числа

нет

НДФЛ:

  • удержано с 1 по 22 число – до 28 числа;

  • удержано с 23 по 30 (31) число – до 5 числа;

взносы на травматизм – ежемесячно до 15 числа

НПД

ежемесячно до 28 числа

нет

нет

Комментарии
4
  • Лидия Новожилова

    ИП без наемных работников перешел на АУСН в 2026 году, в 2025 году была упрощенная система налогообложения 6%. Я правильно понимаю, что до 01.07.2026 года надо уплатить 1% страховых взносов за себя за 2025 год, а к вычету их взять не получится?

ГлавнаяПодписка