Ценовые игры

Один из самых распространенных 'серых' способов минимизации налогов - трансфертное ценообразование. Им пользуются как промышленные гиганты, так и небольшие предприятия.

Ценовые игры

"Расчет"
журнал для современного бухгалтера
Один из самых распространенных 'серых' способов минимизации налогов - трансфертное ценообразование. Им пользуются как промышленные гиганты, так и небольшие предприятия.

Проще простого

За термином "трансфертное ценообразование" скрывается не такое уж мудреное понятие - сделки между взаимозависимыми фирмами по специальным (необычно низким или высоким) ценам.

Схемы трансфертного ценообразования, позволяющие снижать налоги, предельно просты. Одна из самых распространенных выглядит следующим образом. Российский экспортер продает товар за рубеж, но не напрямую иностранному потребителю, а через посредника, расположенного в офшорной зоне. Эта компания покупает у экспортера продукцию по цене, которую условно можно назвать "себестоимость плюс один доллар", а продает ее конечному покупателю по мировой цене. В итоге в отчетности экспортера - мизерная прибыль, вся разница оседает в офшоре и не облагается налогами (либо облагается по минимальным ставкам).

Часто используется и обратная схема. В этом случае посредник участвует не в продаже продукции, а в закупках сырья, материалов и т. д. Покупая товар по рыночной цене, посредник перепродает его предприятию по завышенной. Результат тот же: вся прибыль оказывается у посредника, налоговые платежи предприятия за счет завышенной себестоимости минимальны.

Если не хочется связываться с иностранными офшорами (дорого и сложно), в качестве посредника может использоваться российская фирма, зарегистрированная в свободной экономической зоне (например, в Калмыкии или на Алтае), или любая другая организация, пользующаяся льготами по налогу на прибыль.

Например, сидят в одном здании две фирмы "Альфа" и "Альфа+". В первой работает много сотрудников, она что-то производит, имеет большую выручку. Вот только прибыли у нее нет. Всю продукцию по цене, "максимально приближенной к себестоимости", она продает своим друзьям-соседям из "Альфа+", которые занимают всего один кабинет. Работают там всего четыре человека, трое из которых инвалиды. А сама организация зарегистрирована от имени общества инвалидов. Надо ли обЪяснять, что формально "Альфа" и "Альфа+" никак не связаны между собой - просто одна фирма арендует у другой помещение. Но именно во второй фирме аккумулируется вся прибыль, с которой на абсолютно законных основаниях можно не платить налоги. Таких вот тандемов до 1 января было очень много.

Конечно, 25-я глава Налогового кодекса сильно ударила по этим схемам. Число налоговых льгот сокращается, и остается все меньше возможностей зарегистрировать фирму, которая могла бы законно не платить налоги или платить их в меньшем размере. Впрочем, те же общества инвалидов, неплохо зарабатывавшие на подобных схемах, обещают в ближайшее время придумать нечто, что позволит им вновь начать "помогать" минимизировать налоги другим предприятиям.

Никуда не исчезли и свободные экономические зоны. В соответствии с 25-й главой региональные власти могут снижать ставку налога на прибыль не более чем на 4 процента. Однако в той же Калмыкии, чтобы обойти Налоговый кодекс, разрабатывают специальные правительственные программы, которые позволят возвращать предприятиям налог на прибыль, уплаченный ими в республиканский бюджет.
Трансфертное ценообразование используется не только для минимизации налога на прибыль, НДС, налога на пользователей автодорог, но и таможенных платежей. Принцип тот же: организация закупает дорогостоящее оборудование не напрямую у иностранного производителя, а через свою дочернюю структуру, зарегистрированную, например, на Кипре. Она перепродает предприятию оборудование стоимостью 2-3 миллиона долларов за 50-100 тысяч. Именно с этой суммы берутся ввозные пошлины.

Неоконченная борьба

Разумеется, государству известно о существовании этих схем. Известны и примерные потери бюджета от их использования - по разным оценкам, от четырех до девяти миллиардов долларов в год. И правительство не сидит сложа руки.

Чтобы не допустить манипулирования ценами, в Налоговом кодексе есть статья 40 "Принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения". По ней налоговики имеют право проверить, соответствует ли цена сделки рыночной, в четырех случаях:

  • по сделкам между взаимозависимыми фирмами. Две фирмы считаются взаимозависимыми, если одна из них владеет более 20 процентов уставного капитала другой (напрямую или через цепочку фирм);
  • при бартере;
  • при внешнеторговых сделках;
  • при отклонении цены сделки более чем на 20 процентов от цены, применяемой предприятием по таким же товарам в других сделках.

Если в результате проверки окажется, что цена отличается от рыночной более чем на 20 процентов (в любую сторону), инспекция вправе потребовать доплатить налоги исходя из рыночных цен.

Однако на практике при контроле за ценами налоговики сталкиваются с большими трудностями.

Во-первых, определение взаимозависимости, данное в Налоговом кодексе, легко обойти. Например, по кодексу не считаются взаимозависимыми две фирмы, которые принадлежат третьей или возглавляются одним и тем же человеком. Главное, чтобы не было более чем 20-процентного участия в капитале. Ничего не мешает манипулировать с ценами при помощи таких "независимых" фирм - налоговики тут бессильны.

Конечно, Налоговый кодекс оставляет инспекции выход: обратиться в суд, чтобы тот признал взаимозависимыми фирмы, которые формально такими не являются. Но это очень сложная и затяжная процедура.

Во-вторых, сегодня нет единого, общепризнанного источника информации о рыночных ценах. Налоговики могут исходить из данных Госкомстата, а налогоплательщик, скажем, из справочника "Товары и цены". Если их спор дойдет до суда, неизвестно, кого признают правым.

К тому же Налоговый кодекс позволяет обосновать большое отклонение цены от рыночной "сезонными и иными колебаниями потребительского спроса", "потерей товарами качества или иных потребительских свойств", "маркетинговой политикой" и т. д.
Впрочем, правительство не намерено спокойно наблюдать, как предприятия таким нехитрым способом минимизируют налоги. Осенью прошлого года заместитель министра финансов Сергей Шаталов в очередной раз внес в Думу поправки в 40-ю статью Налогового кодекса. Смысл изменений в том, чтобы расширить круг сделок, цены по которым налоговики могут контролировать (мы подробно рассказывали об этом законопроекте в ноябрьском номере). Вот только будут ли приняты эти поправки - большой вопрос. Минфин ведет наступление на трансфертное образование уже несколько лет, а воз и ныне там - в Думе. Вот и на этот раз депутаты не очень спешат с рассмотрением предложений замминистра. Наверное, у них есть на то свои причины.

Вячеслав РОМАНОВ, эксперт "Расчета"

Налоговый контроль над ценами: заграница нам помогла

С трансфертным ценообразованием с переменным успехом борются не только российские налоговики, но и их западные коллеги. Поэтому отечественные разработчики Налогового кодекса во многом опирались на зарубежный опыт. В частности, при написании статьи 40 были использованы рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В основу этих рекомендаций положен так называемый "принцип вытянутой руки" (the arm's length principle). Подразумевается, что взаимозависимые лица идут "рука об руку", а участники делового оборота должны быть независимыми, то есть как бы находиться друг от друга на расстоянии вытянутой руки. Буквально этот принцип звучит так: "если между сторонами сделки принимаются определенные коммерческие или финансовые условия, отличающиеся от тех, которые были бы при взаимодействии независимых хозяйственных субЪектов, то любые доходы или прибыль, которые получает одна из сторон, подлежат корректировке".
Этот принцип положен в основу законодательства о трансфертном ценообразовании в большинстве стран. Коридор допустимых отклонений от рыночных цен в каждой стране свой. Как правило, он составляет от 5 до 30 процентов. В некоторых государствах для отдельных рынков и даже для отдельных товаров могут устанавливаться разные допустимые отклонения.
Причем российские налогоплательщики находятся даже в более привилегированном положении, чем многие зарубежные. У нас налоговая инспекция должна доказывать необходимость корректировки цен для целей налогообложения. Такая же ситуация в принципе наблюдается во Франции и Германии. А в США и Великобритании, например, в случае претензий со стороны налоговых органов налогоплательщик сам должен доказывать, что он применял рыночную цену. Поэтому в этих странах налогоплательщики представляют в налоговые органы вместе с налоговыми расчетами и так называемые обзоры рыночных цен (transfer pricing study). Часто подготовку таких обзоров предприятия поручают консалтинговым фирмам.

Виктор БОРОДИН,
старший менеджер по налогообложению
компании "Андерсен"

Начать дискуссию