УСН

Сложности упрощенной системы налогообложения

Мы продолжаем цикл публикаций ответов органов власти на наиболее актуальные вопросы, которые встают перед предпринимателями и организациями каждый день. В этой статье МНС РФ разъясняет тонкости упрощенной системы налогообложения.

Мы продолжаем цикл публикаций ответов органов власти на наиболее актуальные вопросы, которые встают перед предпринимателями и организациями каждый день. В этой статье МНС РФ разъясняет тонкости упрощенной системы налогообложения.

КОМУ ЕХАТЬ В КОМАНДИРОВКУ

О включении в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, затрат, понесенных индивидуальными предпринимателями на их личные командировки в пределах Российской Федерации.

Согласно статье 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить полученные ими доходы на расходы, которые предусмотрены пунктом 1 данной статьи Кодекса, при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса в состав расходов налогоплательщика включаются расходы на командировки и, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы и наем жилого помещения.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
При этом статьей 168 ТК РФ установлено, что в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать ему расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что в соответствии с нормами действующего гражданского законодательства предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (самозанятыми лицами), понесенные такими лицами затраты на их личные командировки не подлежат включению ими в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Такие расходы могут быть учтены указанными лицами при исчислении налоговой базы по единому налогу только при направлении ими в командировки физических лиц, вступивших с ними как с работодателями в трудовые правоотношения.

ВСЕ НУЖНО ПОДЕЛИТЬ

О включении в состав доходов и расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходов и расходов, относящихся к видам предпринимательской деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.12 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные главой 26.2 Кодекса, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.
В целях реализации данной нормы Кодекса налогоплательщики, переведенные в соответствии с главой 26.3 Кодекса по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при применении упрощенной системы налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности не включают в состав доходов и расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходы и расходы, относящиеся к видам предпринимательской деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход.
Расходы таких налогоплательщиков, при невозможности их разделения, определяются пропорционально долям доходов, полученных от видов предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, и видов предпринимательской деятельности, переведенных на упрощенную систему налогообложения, в общем объеме доходов, полученных ими от осуществления всех видов предпринимательской деятельности.
Суммы исчисленных (подлежащих уплате) и фактически уплаченных данными налогоплательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (включая и страховые взносы в виде фиксированного платежа), а также суммы выплаченных ими своим работникам за счет собственных средств пособий по временной нетрудоспособности при невозможности их разделения между видами предпринимательской деятельности, подлежащими налогообложению единым налогом на вмененный доход, и видами предпринимательской деятельности, переведенными на упрощенную систему налогообложения, в целях исчисления сумм налогов, подлежащих уплате за отчетный (налоговый) период, определяются налогоплательщиками применительно к вышеизложенному порядку определения расходов.

СПИСЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ

О неправомерности списания в расходы остаточной стоимости основных средств, приобретенных налогоплательщиками до перехода на упрощенную систему налогообложения и реализованных до истечения срока их полезного использования, в период применения упрощенной системы налогообложения.

Порядок списания расходов на приобретение основных средств в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиками до перехода на упрощенную систему налогообложения, предусмотрен подпунктом 2 пункта 3 статьи 346.16 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 вышеуказанной статьи Кодекса расходы в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет, приобретенных налогоплательщиками до перехода на упрощенную систему налогообложения, когда в качестве объекта налогообложения используется показатель "доходы, уменьшенные на величину расходов", принимаются налогоплательщиками в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основных средств.
При этом списание в расходы остаточной стоимости основных средств, приобретенных налогоплательщиками до перехода на упрощенную систему налогообложения и реализованных до истечения срока их полезного использования, в период применения упрощенной системы налогообложения главой 26.2 Кодекса не предусмотрено.

О ПОТЕРЕ СООБЩИТЕ В НАЛОГОВУЮ

Об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с Кодексом система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предусмотренная главой 26.3 Кодекса, является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками в обязательном порядке со дня введения его в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, со дня введения в действие на территории субъекта Российской Федерации системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности налогоплательщики, ранее применявшие по видам деятельности, подлежащим переводу на уплату единого налога на вмененный доход, упрошенную систему налогообложения, теряют право на ее дальнейшее применение по таким видам деятельности.
Об утрате права на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения, в связи с указанными обстоятельствами, налогоплательщики обязаны в письменном виде сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).
Налоговые органы, не получившие от налогоплательщиков такие сообщения, направляют им уведомления по произвольной форме о переводе их на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по видам деятельности, предусмотренным региональным законодательством.

"ОСНОВНЫЕ" РАСХОДЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УСН

О неправомерности включения в налоговую базу при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, суммы расходов на изготовление, доставку и установку основных средств и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования.

Перечень расходов, принимаемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому налогоплательщиками в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен пунктом 1 статьи 346.16 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Расходы по вводу в эксплуатацию, на строительство, изготовление, доставку и доведение основного средства до состояния, в котором оно пригодно для использования, в данный перечень расходов не включены.
Исходя из этого, в случае когда объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 Кодекса, не вправе при исчислении налоговой базы уменьшить сумму полученных доходов на вышеуказанные расходы.

А УТОЧНЯТЬ МОЖНО!

О возможности уточнения налоговых обязательств налогоплательщиками единого налога, подлежащего уплате в связи с применением упрощенной системы налогообложения, уплатившими сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование после представления в налоговые органы налоговой декларации.

В соответствии со статьей 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, вправе уменьшить сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленного ими за отчетный (налоговый) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В целях соблюдения положений данной статьи Кодекса налогоплательщики уменьшают (но не более чем на 50 процентов) суммы исчисленных ими за отчетный (налоговый) период налогов на сумму исчисленных и уплаченных по всем основаниям за этот же период времени страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, сумма исчисленного за отчетный (налоговый) период единого налога подлежит уменьшению налогоплательщиками только на сумму фактически уплаченных ими (в пределах суммы начисленных (подлежащих уплате) за отчетный (расчетный) период) на дату представления налоговой декларации по единому налогу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Налогоплательщики, уплатившие после представления налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за последний месяц истекшего отчетного (расчетного) периода по страховым взносам, вправе уточнить свои налоговые обязательства по единому налогу за истекший отчетный (налоговый) период, представив в установленном порядке в налоговые органы уточненные налоговые декларации по единому налогу.

А. МЕЛЬНИЧЕНКО,
государственный
советник
налоговой службы
РФ 1-го ранга

Начать дискуссию