boka
Право

Медосмотр при договоре управления ТС с ФЛ

При заключении договора управления транспортным средством с физическим лицом на кого ложится ответственность по прохождению медосмотра, оформлению путевых листов.

Назначено:

Александр Заворин
Рубрика: Право
  • Александр Заворин

    Приветствуем вас!

    Обязанность по медосмотру и охране труда ложится на работодателя, а также работодатель выписывает путевые листы. Если водитель сам ИП, он сам это все организует: выписывает путевые листы и проходит сам меодосмотр за свой счет, конечно, если договором не предусмотрено иное.

    • boka

      Вопрос именно о физическом лице. Автомобиль принадлежит физическому лицу и управление транспортным средством осуществляет собственник авто ФЛ.

  • Александр Заворин

    Это ясно, это физическое лицо ИП или нет? Т.е. частным образом работает? Если водитель не ИП (только юрлица и ИП могут заниматься грузоперевозками), то тогда, конечно ответственность ложится на заказчика, но это лучше прописать в договоре. Тут вообще есть риски перекваликации ГПХ договора, если вы будет нанимать часто этого водителя, который яыляется простым физическим лицом без ИП.

    • boka

      Договор будет с ФЛ без статуса ИП. Услуги по перевозке пассажиров. Перевозка осуществляется не на постоянной основе, а периодически. По договору управления ТС будут начислены взносы и удержан НДФЛ.

      Задумались о заключении договора аренды ТС с экипажем.

      Вывод: при заключении договора с ФЛ без статуса ИП ответственность по медосмотру и составлению путевых листов ложится на заказчика, так?

  • Александр Заворин

    Проблема в том, что как бы вы не называли договор, он будет трактоваться исходя из предмета договора и его условий, а также фактических действий и фактов. Т.е. простая «смена» названия договора может вообще привести к другому результату. Отметим несколько важных моментов:

    1. Перевозки пассажиров (неважно регулярные или эпизодические по заказу) может осуществляться только перевозчиками, которые являются ИП или ООО, это прямо следует из подпункта 13 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 19.10.2023) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Тут риски очень высокие: может проверить ГИБДД, ФНС может не согласиться с принятием расходов, т.к. нарушается федеральный закон. Т.е. физическому лицу нужно регистрироваться ИП и переходить на ПСН, например, либо др. налоговый режим. Именно в этом случае путевые листы и медицинские и технические осмотры ложатся на ИП. Тут получается весьма неоднозначно, т.к. если вы впишите путевые листы и организуете медосмотр, это существенные признаки для признания этого физического лица, чтобы признать этого водителя вашим сотрудником. Т.е. это буквально «на поверхности».

    2. Относительно аренды ТС с экипажем, тут возникнет несколько проблем. Если фактически тут перевозки пассажиров, то ФНС и суды это будут все равно воспринимать как договор перевозки или смешанный договор, а если в смешанном договоре будут элементы договора перевозки (а они будут обязательно), то все требования закона будет автоматически распространяться на стороны этого договора. Т.е. от ИП уйти сложно или точнее – нереально. Вы пишите, что там не постоянно, но, если будет хотя бы 2 заказа в год, это уже можно рассматривать, как постоянную деятельность и без ИП на ПСН или НПД, УСН у этого физического лица может еще и НДС возникнуть. По этому поводу есть устойчивая судебная практика на уровне Верховного Суда РФ.

    3. Также нужно учесть, что перевозка автобусам юридических лиц и ИП; автобусам категории Д (с 8 и более пассажирскими местами); автобусам, используемым в коммерческих целях для перевозки людей нужна лицензия на перевозку пассажиров. Это нужно учитывать, то есть не должно перевозиться более 7 пассажиров и не автобусом, иначе перевозчику потребуется лицензия.

    4. Вопрос о возможности заключения договора аренды транспортного средства с экипажем с физлицом-арендодателем является неоднозначным. Противники такой возможности исходят из того, что члены экипажа должны быть работниками арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ). С учетом определения работодателя-физлица, предусмотренного ч. 5 ст. 20 ТК РФ, сторонники такого подхода делают вывод, что для арендаторов (юрлиц и ИП) физлица без статуса ИП не могут выступать арендодателями. Если исходить из правильности данного подхода, то, например, стоит признать, что арендодателем не может выступать физлицо (в том числе ИП), которое само будет осуществлять управление транспортным средством, так как не является работником для самого себя.

    Сторонники такой возможности отмечают, что прямого запрета на заключение такого договора с арендодателем-физлицом подпараграф 1 параграфа 3 гл. 34 ГК РФ не содержит. Упоминание членов экипажа в качестве работников арендодателя связано с необходимостью выполнения его распоряжений в части управления и технической эксплуатации транспортного средства. При этом выполнение распоряжений возможно не только в тех случаях, когда член экипажа является работником арендодателя, но и, например, когда сам является арендодателем. Кроме того, заключение договора аренды транспортного средства с экипажем с физлицом-арендодателем распространено на практике.

    С учетом изложенного, что заключить указанный договор аренды можно, но риски при этом сохраняются.

    Заключается такой договор так же, как и договор аренды транспортного средства с экипажем с ИП - арендодателем. Однако при согласовании некоторых условий следует учесть ряд особенностей. Очень важны формулировки, чтобы договор не был переквалифицирован в трудовой.

    При согласовании условия о размере арендной платы рекомендуем указать, что вы выполняете роль налогового агента по НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Это нужно для исключения в дальнейшем споров о сумме арендной платы, которую вы должны уплатить непосредственно арендодателю. Дело в том, что арендная плата перечисляется арендодателю за вычетом удержанного НДФЛ (Письмо Минфина от 01.12.2016 № 03-04-05/71165).

    5. С путевыми листами также неоднозначно, дело в том, что его выписывает перевозчик, а не заказчик, но путевые листы могут выписывать только ИП и ООО (юр.лица), если вы выпишите путевой лист, то это уже будут считаться, что водитель ваш сотрудник – это «железный критерий», если хотите. С другой стороны, для подтверждения расходов вам не обязательно иметь путевые листы, но вот для водителя они нужны, если он везет груз или пассажиров, тут накажет ГИБДД. Т.е. в любом случае физическому лицу и вам проще открыть ИП с соответствующий режим налогообложения, т.к. если этого не сделать риски колоссальные.

Этот и еще ответов от экспертов на различные темы доступны по 

Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:

20+
Задать свой вопрос ⚡ Отвечаем за 1-3 часа