НМА

Добрый день! Подскажите пожалуйста как сформировать стоимость НМА. Купили лицензию на программу для ЭВМ “Управления факторинговой деятельностью”, ее стоимость 13 900 000 руб. Так же сейчас идет доработка данной программы. Поэтому у меня вопрос как накопить все расходы и после внедрения ввести в эксплуатацию? На каком счете копить все расходы?

  • Александр Анищенко

    Добрый день!

    Сначала накапливаете все затраты на дебете счета 08. Потом, когда НМА войдет в эксплуатацию, переведете накопленную сумму на счет 01. А потом будете начислять амортизацию на счете 05.

  • Александр, добрый день! Такие затраты, как работы по внедрению системы по акту, тоже относить на Д-т счета 08? И еще уточняющий вопрос: мне не совсем понятно как вводить в эксплуатацию НМА. За право бессрочного использования Программы для ЭВМ Лицензиат уплатил Лицензиару лицензионное вознаграждения. Подписан акт приема-передачи ключа аппаратной защиты, Лицензиату переданы корпуса переданных устройств. Мы даже работаем в этой программе, но есть множество доработок. Мне нужно вводить в эксплуатацию НМА только в момент совершения всех доработок? Или я могу ввести в эксплуатацию эту полученную и оплаченную Лицензию на использование программы для ЭВМ?

  • Александр Анищенко

    Момент начала эксплуатации - это когда Вы реально начали пользоваться программой. В этот момент счет 08 закрывается, и первоначальная стоимость считается сформированной, и открывается счет 04. Все последующие доработки уже надо относить к затратам на обслуживание системы, а не формирование ее первоначальной стоимости.

  • Вера Сокуренко

    В соответствии с п. 13 ФСБУ 14/2022 в первоначальную стоимость НМА включаются все связанные с этим объектом капитальные вложения, осуществленные до признания объекта нематериальных активов в бухгалтерском учете, то есть до того момента, как этот объект сможет выполнять запланированные функции.

    Если организация уже работает в программе, на которую получена лицензия, значит, этот объект может выполнять предназначенные функции. Принять на учет НМА, т.е. ввести программу в эксплуатацию (и соответственно, перевести капвложения на счет 04) нужно на дату, когда этой программой стало можно пользоваться. На эту дату  в составе капвложений однозначно учтено лицензионное вознаграждение и, вероятно, какие-то дополнительные затраты на внедрение (установку, пробное тестирование и т.п.) программы. Эти затраты составляют первоначальную стоимость НМА.

    Если после принятия к учету программы в процессе ее эксплуатации выявляются и устраняются ошибки (обычная практика работы с ПО), то это текущие расходы, которые относятся на затратные счета, в зависимости от назначения программы.

    Если же дальнейшие доработки программы существенны с точки зрения ее функционала (то есть это не просто устранение мелких ошибок), то это рассматривается как улучшение (модернизация) программы. Такие затраты классифицируются в качестве капитальных вложений (п.5, п. 9 ФСБУ 26/2020) и собираются на счете 08. При завершении капвложений, связанных с улучшением исходных характеристик функционирования программы, ее первоначальная стоимость увеличивается на сумму таких капвложений (п. 28 ФСБУ 14/2022).

    Относятся производимые работы к улучшению характеристик программы или это просто устранение ошибок в исходной версии, должны сказать (написать) специалисты, которые занимаются доработкой. При этом можно ориентироваться на письма Минцифры России от 15.03.2023 № МП-П11-070-17504, от 27.01.2022 № П11-2-05-200-3571, от 07.09.2021 № П11-2-05-200-38749, где дана классификация работ, возникающих в процессе эксплуатации программных продуктов.

Этот и еще ответов от экспертов на различные темы доступны по 

Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:

20+
Задать свой вопрос ⚡ Отвечаем за 1-3 часа