Материалы в разборе
Получить запрос из банка компания или предприниматель может как на начальном этапе - при открытии расчетного счета, так и в процессе обслуживания - при проведении платежа контрагентам или даже в бюджет.
Цель банкиров: убедиться, что клиент ведет бизнес в рамках закона и не совершает операции в целях отмывания доходов. Проводить подозрительные операции они не могут в силу статьи 7 закона 115-ФЗ.
Кредитная организация вправе запрашивать различные пояснения, например:
о характере осуществляемой деятельности,
о цели финансово-хозяйственной деятельности юридического лица,
об источниках финансирования;
с описанием схемы ведения бизнеса или бизнес-процессов;
об экономическом смысле проводимой операции и т.д.
Обязанность давать пояснения нигде не предусмотрена. При том, что некоторые сведения могут даже составлять коммерческую тайну организации. Но если не удовлетворить запрос банка, он вправе отказать в проведении платежа или в открытии счета.
Разбираемся со всем по порядку.
В каких случаях банки проверяют и просят пояснения
Из закона 115-ФЗ следует несколько оснований, когда банки могут попросить дополнительные документы и письменные пояснения.
В момент, когда организация или ИП хотят заключить договор банковского обслуживания.
Компания совершает подозрительные операции, например, обналичивает крупную сумму денег сразу после их поступления на счет или выводит за рубеж. Или основание зачисления денег не соответствует списанию - продали оборудование, а потратили все на закупку кукурузы. Банк видит это как транзитную схему.
Клиент много и часто снимает наличные со счета.
Юрлицо регулярно переводит крупные суммы физлицу, и это не оплата труда по договору.
Клиент сотрудничает с контрагентом из «черного списка» Центробанка.
О «подозрительных» обстоятельствах банкиры обязаны сообщить в службу финмониторинга, если клиент не даст убедительных пояснений для своих действий. Также вправе заморозить сомнительные операции по счету.
Даже если вам кажется, что вы ведете обычную деятельность и проводите обычные платежи, в любой момент есть риск попасть под прицел банковских контролеров.
Что запрашивает банк
Когда банк сомневается в клиенте и в законности его деятельности, он посылает ему официальный запрос. В нем просит предоставить документы и письменные пояснения.
Что могут требовать банкиры:
бизнес-планы (например, когда организация зарегистрирована недавно), декларации за последние отчетные периоды;
договоры, счета-фактуры, спецификации по операциям, которые вызвали подозрения в рамках финансового мониторинга;
поручения об уплате налогов и взносов за последний отчетный период;
сведения о среднесписочной численности сотрудников предприятия;
договоры аренды или купли-продажи помещений: офиса, склада и т.д.;
документы об уплате платежей, направленных на поддержание хозяйственной деятельности: за воду, канцтовары, обслуживание техники, уборку помещения;
различного рода пояснения.
С документами понятно — их нужно собрать, сделать заверенные копии и направить в банк. А вот письма с пояснениями придется придумывать самим и составлять с нуля.
Скажем отдельно про несколько типовых случаев, а затем перейдем к их непосредственному оформлению.
Сведения о деятельности при заключении договора банковского обслуживания
Банк должен идентифицировать любого клиента, с кем собирается подписывать договор обслуживания и открывать расчетный счет. Для этого он просит документы и дополнительную информацию об организации.
В числе таких документов - пояснения с описанием финансово-хозя
Дата публикации: 20.05.2024, 12:00






Начать дискуссию