RTFM :: WYSIWYG Классификация

Документирование - это традиционная головная боль любого творца. И, пожалуй, первым руководством пользователя стала Библия - книга, составленная различными людьми, не обновляемая уже две тысячи лет и написанная задним числом, как и всякая документация. И хотя нынешние внедрения не столь масштабны, разработка приемлемой документации, внятно описывающей созданную информационную систему, и по сей день остаётся проблемой практически каждого серьезного разработчика.
1,8 тыс. 702

Георгий Сокольский

Источник: Hare.ru @ КБ

Читайте документацию: то что вы видите - это все, что у вас есть

Документирование - это традиционная головная боль любого творца. И, пожалуй, первым руководством пользователя стала Библия - книга, составленная различными людьми, не обновляемая уже две тысячи лет и написанная задним числом, как и всякая документация.

И хотя нынешние внедрения не столь масштабны, разработка приемлемой документации, внятно описывающей созданную информационную систему, и по сей день остаётся проблемой практически каждого серьезного разработчика.

Цель данной статьи - вкратце сформулировать требования, состав и структуру документации на информационную систему (ИС) а также рассмотреть решения, удовлетворяющие данным требованиям применительно к платформам V7 и V8.

Исторически именно разработчики первыми озаботились документированием своих разработок. Результатом этих усилий по наведению порядка стали стандарты документирования, базирующиеся на исходных текстах программных модулей. Однако, с ростом масштаба и комплексности ИС, акценты в документировании все больше смещаются с кода в область формализации требований, архитектуры и регламента использования системы. Таким образом, все большее значение приобретают "производные" по отношению к коду документы.

Давайте попробуем разобраться, кто же является потребителем информации о системе, какую информацию и в какой форме он хочет получать, а также из каких источников данная информация может быть ему предоставлена.

В приведенной таблице по горизонтали перечислены категории потребителей информации о системе, по вертикали  элементы документации системы, являющиеся источниками информации. Hа пересечении строк со столбцами – вопросы, закрываемые данным документом для данного пользователя.

Потребители информации Документация на ИС
Техническое задание Программная документация Руководство пользователя Руководство по ведению учёта Руководство по сопровождению
Разработчики Что хочет получить клиент? Какие выдвинуты требования и ограничения со стороны Заказчика? Какие объекты и для чего применяются в системе? Как все это собственно работает?
Внедрение Какова последовательность внедрения системы, оптимальная для Заказчика? Какие наиболее важные функции системы должны быть внедрены в первую очередь? Как взаимосвязаны между собой эти функциональные подсистемы?
Пользователи Что это у меня на экране и зачем оно вообще нужно? Какое действие, когда и с каким объектом должен выполнить данный пользователь системы в рамках выполнения своих функционально-должностных обязанностей?
Сопровождение Какие объекты и для чего применяются в системе? Как все это работает? Как бы мне тут кое-что поменять, чтобы при этом ничего не испортить? Каким образом система перешла в текущее состояние? Какова алгоритмика обработки информации данным объектом ИС? (т.е. каким образом в системе был получен данный результат, и как его можно скорректировать?)

Рассмотрим эти элементы подробнее.

Категории потребителей информации об ИС сформированы по функциональному признаку. Названия категорий говорят сами за себя. Дополнительной расшифровки заслуживает, пожалуй, лишь категория "Сопровождение". Это специфическая категория потребителей информации об ИС, выполняющего следующие функции:

  • Оперативная поддержка пользователей ИС. То есть именно они будут объяснять пользователю "эту цифру в отчете" и "почему у меня не проводится этот документ".
  • Выполнение заявок пользователей на внесение текущих изменений в конфигурацию ИС и обновление связанной с внесенными изменениями документации ИС.
Документация информационной системы заслуживает более детального описания.

Техническое задание (ТЗ) является, по сути, иерархическим перечнем различных типов требований к информационной системе с указанием критериев оценки соответствия системы данному требованию.

Основу требований к ИС традиционно составляют:

  • Требования к составу и структуре функций системы, формализуемые в модели бизнес-функций Заказчика, поддерживаемых системой.
  • Требования к составу и структуре информационных объектов, используемых в ИС.
При этом я использую классическое функциональное проектирование ИС. Объектно-ориентированное проектирование здесь не рассматриваются прежде всего по из-за значительной сложности дальнейшей интерпретации полученной модели штатными средствами платформы 1C:V7/V8.

Степень детализации модели бизнес-функций определяется возможностью формирования на её основе Руководства по ведению учета для рабочих мест системы.

Кроме указанных выше к системе могут предъявляться самые разнообразные требования, однако в общем все они должны соответствовать т.н. SMART-критериям:

  • (S) Specific/конкретные
  • (M) Measurable/измеримые
  • (A) Achievable/достижимые
  • (R) Realistic/разумные
  • (T) Time-Based/четко привязанные ко времени
Соблюдение этого простого критерия сделает техническое задание действительно рабочим документом, а не декларацией на тему "я тучи разведу руками".

Программная документация, неотъемлемо связанная и интегрированная в конфигурацию (структуру, формы, модули) ИС. Данная информация объективно является наиболее детальным и актуальным описанием собственно ИС и предназначена для программистов, непосредственно вносящих изменения в структуру, формы и программные модули ИС.

Руководство пользователя представляет собой описание объектов системы, с которыми взаимодействуют пользователи ИС, и включает в себя:

  • Краткое описание назначения информационного объекта.
  • Руководство по использованию экранной формы объекта ИС.
Руководство по ведению учета формируется в виде инструкции для рабочего места системы и содержит последовательность действий с объектами системы, которые пользователь должен выполнять в ИС в рамках своих должностных обязанностей. Данное руководство строится на основе модели бизнес-функций предприятия, содержащейся в ТЗ. Именно для обеспечения согласованной модели бизнеса и настраивается информационная система.

Руководство по сопровождению содержит в себе сводную алгоритмику обработки информации информационными объектами ИС. Появление данного документа при наличии исчерпывающе полной Программной документации требует дополнительного пояснения. Дело в том, что Программная документация при всей своей полноте не вполне соответствует потребностям Сопровождения, заключающимся прежде всего в быстром определении сути проблемы. Используя закон Парето (принцип 80/20) можно сказать, что для решения 80% проблем, связанных с эксплуатацией системы достаточно изучить 20% информации о механизмах её работы.

Именно это соображение и примиряет меня с необходимостью поддержания в актуальном состоянии Руководства по сопровождению, являющегося, по сути, дополнительным разрезом в документировании системы.

Итак, мы определили потребителей, их потребности в информации о нашей информационной системе и сформулировали состав документации к ней. Дальше речь пойдет о том, как заставить все это работать применительно к платформе V7/V8.

Продолжение следует…

Начать дискуссию

Банки обяжут за 24 часа предоставлять в МВД данные о переводе цифровых денег

Ведомство разработало проект соответствующего федерального закона

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Киргизский Finca Bank приостановит зачисление переводов из «Сбера» и «Тинькофф»

Ограничения начнут действовать в мае

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»
Лучшие спикеры, новый каждый день

В Telegram можно заработать на продаже стикеров

Создатели стикеров и эмодзи в Telegram смогут получить в криптовалюте 95% выручки от продажи своего творчества.

👵 Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы. Но не обязаны, уточняет наш эксперт

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Официально: сколько в России ресторанов, кафе и баров

Росстат привел статистику за 2023 год по местам общепита.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Налоговая подсмотрит за вами через камеры, если понадобится. 🎥«Ночной бухгалтер» № 1668

Улыбнитесь, вас скрывает скрытая камера! А может и не скрытая, а просто камера наблюдения на улице. Корреспондент «Клерка» узнала о любопытном способе налоговиков проверять ваш бизнес.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
151

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

101

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

51
Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

Интересные материалы

💥 Налоговики на всякий случай сравнивают показатели 6-НДФЛ, которые не должны сходиться. В 1 уведомление можно включать много всего. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости этой недели, которые вы могли пропустить.