🔴 Вебинар: НДС – 2026 для селлеров маркетплейса на ОСНО и УСН →

Roadmap (дорожная карта) в проектах как инструмент стратегического планирования

Видели когда-нибудь план открытия новых станций метрополитена? Это и есть дорожная карта в её первозданном виде. Но дело совсем не в дорогах, которых ещё нет в реальности, а в принципах. Благодаря такой карте сразу становится понятно: что, где и как будут связывать новые станции метро. Ниже поговорим об использовании дорожных карт по реализации проектов.
Roadmap (дорожная карта) в проектах как инструмент стратегического планирования
Источник изображения: Projecto

Что такое дорожная карта и что она даёт проектам?

Представьте, что вы собрались ехать в путешествие на машине. У вас есть точка «А» (это то, где вы со своим проектом находитесь сейчас) и точка «Б» (где вы хотите оказаться в будущем). Дорожная карта – это не детальная инструкция «поверни налево через 300 метров», а максимально общий план: через какие города нужно проехать, где можно заночевать, какие достопримечательности можно увидеть по дороге.

В проектах всё то же самое:

Дорожная карта показывает главные вехи, то есть крупные этапы, через которые нужно пройти. Например, сделать минимальный жизнеспособный продукт, запустить маркетинг, расшириться на новый рынок, обкатать новую важную функцию и т.п.

Roadmap помогает не потерять цель в суете и рутине: если вдруг кто-то решит «а давайте ещё прикрутим нейросети и блокчейн», вы всегда можете свериться – а это вообще есть в нашей карте?

Кроме того, дорожная карта даёт чувство прогресса. Когда смотришь на неё и видишь, что уже половину пути прошли, это мотивирует: ещё немного, и точно дойдём до релиза.

Теперь чуть более официальное определение…

Дорожная карта проекта (англ. roadmap) – это простой и чаще всего наглядный план развития проекта, где показаны ключевые этапы и сроки их реализации.

Такая карта помогает команде и заинтересованным лицам видеть общую цель, ключевые направления развития и вехи, согласовывать приоритеты и сроки, отслеживать текущий прогресс – всё это без лишних деталей.

Технически дорожную карту легко можно назвать стратегическим планом проекта. Про стратегическое планирование.

Обратите внимание, дорожные карты могут составляться не только для всего проекта в целом, но и для отдельных крупных шагов или бизнес-процессов.

Не стоит путать roadmap с картой пути клиента (CJM).

Разновидности roadmap

Дорожные карты можно разделить на несколько типов, в зависимости от того, что именно нужно показать:

  • Карта внедрения — отражает этапы интеграции новых бизнес-процессов или технических решений в работу бизнеса. Например, это может быть карта внедрения системы управления проектами.

  • Стратегическая — помогает визуализировать долгосрочные цели и планы, общее направление движения компании/проекта.

  • Технологическая — пошаговая инструкция или план для стандартизации отдельных производственных процессов (по аналогии с рецептом приготовления блюда, только в корпоративном масштабе).

  • Продуктовая — описывает шаги по созданию и запуску нового продукта на рынок.

Что входит и что не входит в roadmap?

В roadmap обычно включают:

  • Стратегические цели и этапы развития продукта.

  • Ключевые вехи (опорные события, после которых в продукте или в проекте что-то может измениться: релиз, тестирование, интеграция).

  • Сроки (дедлайны) и приоритеты (что логично сделать с самого начала, а что можно позже).

  • Зависимости и риски (например, если запуск рекламной кампании зависит от готовности продукта, это нужно обозначить).

Что точно не стоит включать в дорожную карту:

  • Подробные технические задачи и детализацию. Для этого есть таск-трекеры (с назначением сроков, ответственных и уведомлениями).

  • Функциональные обязанности сотрудников (для этого есть должностные инструкции и кадровый софт, системы управления проектами).

  • Мелкие события (которые не влияют на общее развитие проекта/продукта) и ежедневные планы.

Иными словами, roadmap – это вид сверху, а не детальная инструкция «что и как».

Как составить дорожную карту для своего проекта

1. Определите цель

Это конечный «босс», которого нужно победить с помощью чёткого плана и последовательных шагов.

Сформулируйте то, чего хотите достичь. Например, не просто «сделать сайт», а «через 6 месяцев получать 200 заказов в месяц с нового интернет-магазина». Естественно, план должен охватывать только выделенную ему область.

Условно: если вам нужно спроектировать roadmap для какого-то рабочего процесса, то не стоит охватывать всё, что нужно и не нужно. сконцентрируйтесь только на этом рабочем процессе. Если у процесса есть какие-то внешние связи и влияния, их тоже можно учесть и показать, но схематично.

2. Разбейте путь на этапы

Подумайте, какие наиболее важные вехи будут на пути: исследование, прототип, пилот, запуск. Каждую отметьте сроками. Это не детальный план, а примерная схема (даже если сроки вы ставите жёсткие).

Все последующие детализации будут уже в других программах и инструментах планирования.

Внутри каждой вехи/этапа могут быть свои примечания и важные задачи. Их тоже можно обозначить на схеме – для лучшего понимания. Но не перегружайте дорожную карту лишней информацией. Её сила как раз в простоте.

3. Поработайте на визуальной составляющей

По сути, текстовый план или таблицу нужно преобразовать в блок-схему или в карту этапов. Для этого можно использовать готовые шаблоны или нарисовать что-то своё. В сети масса классных вариантов, которые можно взять за основу.

Но на деле, если у вас нет штатного дизайнера или художника, то ваши возможности будут ограничены набором шаблонов, доступных в выбранном программном решении или сервисе.

Об инструментах поговорим ниже.

Задача визуализации – упростить считывание для целевой аудитории: клиентов, инвесторов, собственников, участников команды и т.п. Каждой категории может быть удобен свой формат и оформление.

4. Обновляйте по мере продвижения

Roadmap – это живой документ. Редко бывает так, что изначально обозначенные сроки и вехи на 100% соответствуют реальности. Тут не тот уровень детализации и точности. Это скорее инструмент презентации – идей, концепций, этапов развития и т.п.

Меняются приоритеты, заканчиваются бюджеты, появляются новые идеи и подводные камни – карта по возможности должна это отражать.

Чтобы добиться такого эффекта, её нужно либо периодически перерисовывать/актуализировать (после прохождения каждой новой вехи), либо изначально реализовывать в интерактивном виде (на основе онлайн-сервиса или редактируемого файла).

Инструменты и сервисы для создания дорожных карт

  • Табличные процессоры. Самый простой и доступный софт для решения текущих задач. Roadmap легко можно реализовать в виде таблицы с этапами, сроками, ответственными и примечаниями. А можно выстроить полноценный сетевой или календарный график. Степень визуализации слабая, но достаточная для посвящённых. Кстати, многие современные офисные продукты имеют онлайн-версию, соответственно, дорожной картой легко поделиться с командой (в крайнем случае, её можно сохранить файлом и загрузить на корпоративное облачное хранилище.

  • Конструкторы диаграмм и майнд-карт. Могут работать в виде онлайн и оффлайн-программ. Схема, которая получается на выходе, может быть интерактивной. Её можно выгрузить в виде изображения (в том числе в векторном формате для удобного масштабирования) или опубликовать онлайн. Про майнд-карты мы писали отдельно. Реально удобный инструмент.

  • Онлайн-доски. В норме это веб-сервисы, которые позволяют проводить групповые презентации и обсуждения с командой. В Рунете для этого вполне может подойти сервис Яндекс Концепт. В нём даже есть готовые шаблоны для roadmap и для блочных диаграмм.

  • Системы управления проектами. Тут всё зависит от набора встроенных функций и способов визуализации задач. Например, в Projecto есть календарный график (диаграмма Ганта с построением критического пути) и цели проекта (с автоматической отрисовкой схемы этапов/вех).

  • Графические редакторы. В них можно «нарисовать» всё, что угодно, но потребуются специальные навыки и достаточный резерв времени.

Итоги

Дорожная карта хороша для визуализации стратегических планов, хотя её же можно использовать для проектирования/описания отдельных бизнес-процессов, отделов/служб и прочего.

Технически это просто красивая и легко читаемая схема. Но её вполне можно использовать в роли рабочего инструмента планирования – в статусе официального документа на исполнение.

Чтобы создать дорожную карту, не всегда нужны какие-то профильные инструменты, хотя именно они позволяют добиться эффекта «ВАУ», за счёт красивых готовых шаблонов и ярких стилевых решений. Самый практичный вариант – это когда стратегические планы и вехи отражаются внутри вашей системы управления проектом, чтобы ничего не забыть, не потерять и бесшовно встроить в рабочие процессы.

Информации об авторе

Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .

Начать дискуссию

ГлавнаяБух.Совет