Ещё раз о безопасности предпринимателей, или причем здесь WhatsApp


Мой давний друг адвокат Маличев Роман поведал на днях поучительную историю.
— Рома, как адвокат и юрист ты в практике своей часто сталкиваешься с экономическими преступлениями. Расскажи о том, что в последнее время происходит в сфере обналички и как государство борется с этим пережитком 90-х?
— Сейчас я представляю интересы граждан по двум разным уголовным преступлениям, возбуждённым по одной и той же статье УК РФ, а именно — части 2 статьи 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность», совершенным организованной группой и сопряженным с извлечением дохода в особо крупном размере, а если по-русски — за обнал.
— Какое наказание предусмотрено по этой статье?
— Статья тяжкая, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн руб или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового.
В первом деле я представляю интересы лица, которое на данный момент пока проходит свидетелем. Это Директор строительной организации, который обналичил порядка 20 млн. руб., перечислив их разными суммами в течение года на счёт одного контрагента.
— А что такого в том, что твой клиент перечислил деньги одному поставщику? Как следствие узнало о том, что деньги были обналичены? Не было первички? Договоры отсутствовали? Их с поличным поймали?
— Все документы в порядке. Подписаны все договоры и акты приёма выполненных работ по форме КС-2. Выстроена стройная система показаний, описывающих все этапы совместной деятельности этих компаний, включая телефоны и фамилии контактных лиц. Но следователь не верит. Почему не верит? Все просто: годовой оборот «контрагента» превысил 1 миллиард рублей, а количество сотрудников не более пяти. Директор этой фирмы дал показания о непричастности к её деятельности, да и показания других допрошенных свидетелей не подтверждают друг друга. Что в принципе не удивительно: клиентами «контрагента» были порядка сотни организаций самых разных видов деятельности.
В данном случае статус свидетеля для моего клиента скорее всего не изменится, но в налоговую инспекцию будет передан соответствующий материал и вызов к инспектору для дачи объяснений.
— Тогда и доначисления по НДС не избежать, верно?
— Да, начислят НДС, штраф и пеню сверху.
— А что со вторым делом?
— Второе дело гораздо серьёзнее. По делу проходит целая группа лиц - банкиры, кассиры, бухгалтеры, директора предприятий.
В настоящий момент следствие закончено и идёт изучение 43 томов уголовного дела. В июне скорее всего дело будет направлено в суд. Много интересного и к этой теме ещё вернусь.
Но сейчас не про обстоятельства уголовного дела, а про то, насколько беспечны могут быть люди.
В данном случае я защищаю обвиняемого, который ещё совсем недавно был в статусе свидетеля и наивно полагал, что его связь с теми, кому уже предъявлено обвинение, следствие никогда не сможет установить.
Пункт «а» части 2 статьи 172 УК РФ предусматривает совершение преступления организованной группой, а она предполагает наличие связей, связь членов группы может доказываться по-разному: свидетельскими показаниями, расшифровкой телефонных переговоров и другими способами. Но в этом случае телефонные переговоры не пришлось расшифровывать, одним из основных доказательств существования организованной группы стала переписка в мобильных телефонах в мессенджере WhatsApp1 и переписка по электронной почте, установленной в почтовой программе телефона.
Мой подзащитный и вообще никто из привлечённых к уголовной ответственности лиц даже не подумал о необходимости стирать переписку и, конечно же, никто и не думал о последствиях. Многие наивно полагали, что данные, содержащиеся в устройствах, надёжно защищены паролями. Но, увы, ни смартфоны, работающие на «андроиде», ни даже закрытые на четырёхциферный пароль айфоны не смогли оказать должного сопротивления.
А ведь если бы мой клиент хотя бы отдавал себе отчёт в том, какое количество изобличающей информации может быть уже доступно сотрудникам следственного комитета, он давал бы на предварительном следствии совсем другие показания и скорее всего и его процессуальный статус не был бы изменён.
Небрежность, самонадеянность и недооценка правоохранительных органов может сыграть поистине злую шутку.
Предпринимательская деятельность зачастую связана с решением разных задач, которые могут неоднозначно трактоваться правоохранительными органами.
И поэтому будьте осторожнее.
Стирайте сомнительную переписку на мобильных устройствах и тщательнее подходите к выбору контрагентов.
- Деятельность компании Meta Platforms Inc. (Facebook и Instagram) на территории РФ запрещена
Информации об авторе
Этот пост написан блогером Трибуны. Вы тоже можете начать писать: сделать это можно .




Комментарии
14Так насколько я понимаю, даже мобильные телефоны не нужны. Правоохранители в любой момент могут взять историю переписки у WhatsApp
Все бекапы с вацапа и вайбера записываются по умолчанию на гугл диск. Если стоит приложение записи разговоров, то туда же. Яровая не нужна, доступ к гугл аккаунту и все, включая треки вашего передвижения, контакты, у многих полные бекапы телефонов и гугл пей там же кстати.
Вацапу и Гугл пофигу хотелки русских ментов.Телеграмм, есть мнение что этот шум о неподчинённости фсбе, лишь уловка. Но, может эта уловка, сами х фсбе, чтобы подорвать веру людей в телегу ;)
Threema, например пользуются те кому надо. Или телефоны с шифрованием.
И вообще есть целые комплексы, уничтожающие ЖД и пр., напредприятии в случае маскарада.
Но в странах третьего мира, у царских стражников, есть спец прибор для терморектального криптоанализа.
"Выживают только параноики"