ФСБУ Аренда

Бухгалтерский учет аренды у арендатора по ФСБУ 25/2018: упрощенный и основной порядок

Прошло уже полгода как все начали применять новые ФСБУ, но ФСБУ 25/2018 «Аренда» до сих пор вызывает вопросы у бухгалтеров. Мало кто понимает, как работать с ФСБУ, как учитывать аренду и вести это в 1С. Разбираемся с бухгалтерским учетом аренды у арендатора вместе с экспертом Верой Сокуренко.
29,6 тыс. 6,3 тыс.
Бухгалтерский учет аренды у арендатора по ФСБУ 25/2018: упрощенный и основной порядок

Упрощенный порядок учета аренды

ФСБУ 25/2018 обязали применять все коммерческие организации с 2022 года. ФСБУ устанавливает для арендатора два способа учета аренды:

  1. Основной. При нем арендатор должен признать право пользования активом (ППА) и обязательства по аренде.

  2. Упрощенный. Для него нужно выполнить ряд условий. В этом способе учета новое ППА на балансе не появляется. Арендатор ведет учет аренды, как раньше.

Три условия, которые нужно выполнить одновременно, чтобы воспользоваться упрощенным способом учета аренды (п. 12 ФСБУ 25):

  • отсутствие выкупа объекта по цене ниже чем справедливая стоимость;

  • право собственности не переходит к арендатору на предмет;

  • не должно быть передачи жилья в субаренду.

Новый порядок 25 ФСБУ требует признавать ППА у арендатора. Бывают ситуации, когда организация использует только арендованное имущество. В балансе же существенных активов нет.

Как учитывать аренду с ППА без дисконтирования в 1С у арендатора смотрите в бесплатном уроке. Он из курса «Все шесть новых ФСБУ».

Следовательно, доказательств финансовой устойчивости, которая важна для инвесторов и кредиторов нет. Поэтому арендованное имущество нужно показать в балансе как право пользования этим имуществом.

Арендатор имеет право применять упрощенный способ учета аренды в любом из следующих случаев (п. 11 ФСБУ 25):

  • срок аренды не превышает 12 месяцев;

  • рыночная стоимость предмета аренды без учета износа не больше 300 тыс.руб.;

  • арендатор вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную финансовую отчетность.

Если срок аренды не больше 12 месяцев, то арендатор имеет право применять упрощенный способ для нескольких объектов аренды. Если срок больше, то применять упрощенный способ или нет решает арендатор с каждым объектом отдельно.

Упрощенный способ учета аренды такой же, как и порядок бухгалтерского учета операционной аренды, который был до ФСБУ 25/2018. Арендные платежи тут признаются в качестве расхода равномерно в течение всего срока аренды.

Обязанность ведения бухгалтерского учета

При использовании упрощенного способа учета аренды никаких новшеств у арендатора не возникает. При получении в аренду ОС принимаются на забалансовый учет (001 счет). Срок аренды заканчивается — арендатор возвращает предметы аренды и списывает их с счета. Арендные платежи признаются в расходах в зависимости от того, для каких целей была аренда.

Бухгалтерский учет арендных операций при упрощенном способе выглядит так:

Если у вы пользуетесь упрощенным способом учета аренды ФСБУ 25, то зафиксируйте это в учетной политике. Важные элементы нужно раскрывать в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за 2022 год.

Основной порядок учета аренды в ФСБУ 25/2018

25 ФСБУ сделали, чтобы представить внешним пользователям достоверную информацию о финансовом состоянии имущества и обязательств у арендатора и арендодателя.

Для арендатора основной способ тот, при котором на дата начала аренды — это право пользования арендованным активом и обязательство по аренде.

На балансе арендатора мы будем видеть в течение всего срока аренды:

  1. Актив в форме права пользования.

  2. Пассив в форме обязательства по аренде.

Научитесь работать с новыми ФСБУ

Эксперты «Клерка» помогут

Курс повышения квалификации (120 ак. часов ФИС ФРДО)

Заполните форму ниже — узнайте все нюансы ФСБУ

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Формирование стоимости права пользования активом

Право пользования активом оценивается по фактической стоимости, включающей (п. 13 ФСБУ 25/2018):

  • величину первоначальной оценки обязательства по аренде;

  • арендные платежи, осуществленные на дату начала аренды;

  • затраты арендатора в связи с поступлением предмета аренды и приведением его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях;

  • величину оценочного обязательства, которое в будущем, при возврате предмета аренды, необходимо будет исполнить арендатору исходя из условий договора. Это может быть обязательство по демонтажу, перемещению предмета аренды, восстановлению окружающей среды, восстановлению предмета аренды до требуемого договором аренды состояния и т.п.

В пассиве баланса мы формируем обязательство по аренде, которое определяется как приведенная стоимость будущих арендных платежей. Это обязательство увеличивается на начисленные проценты. По факту это — проценты за отсрочку платежа. Смысл аренды в том, что мы не приобретаем в собственность какой-то предмет, а пользуемся им.

Деньги во времени меняют свою стоимость. Обязательство по аренде в течение срока аренды уменьшается на уплаченные суммы.

Право пользования — это актив, который дает нам в будущем экономические выгоды. По мере извлечения этих выгод, мы будем амортизировать ППА.

В отчете о финансовых результатах мы учитываем расходы по аренде. Они будут отражаться не в сумме арендной платы, а в амортизации ППА и процентных расходах, которые связаны с отсрочкой внесения обязательств по аренде. Коммунальные услуги как переменный платеж, включается в расход и попадает в отчет.

По договору плата за аренду вносится каждый месяц или квартал, но с точки зрения БУ есть два компонента:

  • погашение ДЗ в виде арендных обязательств (отсроченных обязательств), т.е. они рассчитываются по дисконтированной оценке;

  • процентный платеж.

Амортизация права пользования активом

Организация должна применять единую учетную политику в отношении ППА и схожих активов: незавершенных капитальных вложений, основных средств и других (п. 10 ФСБУ 25/2018). Если предмет аренды относится к группе основных средств, по которой идет переоценка, то следует переоценивать соответствующее ППА.

Как учитывать аренду с ППА без дисконтирования в 1С у арендатора смотрите в бесплатном уроке. Он из курса «Все шесть новых ФСБУ».

По активам, которые подлежат амортизации, ППА списывается через амортизацию в течение срока их полезного использования (п. 17 ФСБУ 25/2018).

ППА отражается в учете по тем же правилам, как наши аналогичные ОС.

Чтобы установить срок полезного использования ППА нужно учесть все факторы, предусмотренные ФСБУ 6/2019:

  • ожидаемый срок использования в соответствии с производительностью и мощностью;

  • ожидаемый физический износ, зависящий от эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды;

  • ожидаемое моральное старение предмета аренды;

  • планы производства и технического перевооружения;

  • ограничения использования.

Если договор не предполагает переход к арендатору права собственности на арендованный предмет, то срок амортизации ППА не может превышать срок аренды (п. 17 ФСБУ 25/2018). Если же по условиям договора предполагается выкуп объекта, то ППА устанавливается из ожидаемого срока использования и физического износа, без ограничения.

Для амортизации ППА следует установить тот же способ, который организация применяет для собственных основных средств, аналогичных арендованным объектам (п. 10 ФСБУ 25/2018), как в учетной политике.

При линейном способе сумма ежемесячной амортизации права пользования активом:

Амортизацию права пользования активом следует отражать на счете 02 «Амортизация основных средств» обособленно. Например, на субсчете «Амортизация права пользования активом».

Сумма ежемесячной амортизации ППА включается в состав тех расходов, куда отнесли бы ее, если бы имущество было собственностью арендатора. Например:

Мы рассказали не все особенности бухгалтерского учета аренды в ФСБУ 25/2018. Это только часть учета аренды у арендатора. Мы разобрали амортизацию ППА, основной и упрощенный порядок учета. Подробно об остальных нюансах ФСБУ 25/2018 рассказываем на курсе повышения квалификации.

Что в курсе

Разберитесь как по-новому учитывать аренду, решите спорные моменты и получите нужные знания — без воды. Занятия проходят дистанционно: изучаете конспекты, смотрите видеолекции, мастер-классы. Общение проходит в закрытом Telegram-чате с кураторами.

Чему научитесь

Знания из курса повышения квалификации помогут:

  • освоить один из самых сложных ФСБУ 25/18 «Аренда» — узнаете как его применять;

  • понять особенности бухгалтерского учета по новым стандартам;

  • избежать ошибок;

  • узнать, что придется изменить в учете и как его настроить по новым требованиям.

Кто преподает

Сергей Верещагин — эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению с 30-летним стажем работы. Написал десятки книг по бухучету.

Елена Васильева — аудитор, сертифицированный специалист 1С, предприниматель, основатель онлайн Школы Управления Бизнесом.

Надежда Камышева — глава Экспертного совета «Клерка», самый авторитетный бухгалтерский специалист рунета: дала десятки тысяч консультаций нашим клеркам. Специализация: отчетность, учет, все виды систем налогообложения, ИП.

Елена Потехина — кандидат экономических наук, доцент по специализации «Бухгалтерский учет, статистика».

Какой документ получите после курса повышения квалификации

После итоговой аттестации мы выдадим официальное удостоверение. Покажете работодателю — он убедится, что вам можно доверить сложную тему и возможно повысит. Удостоверение отображается в государственном реестре Рособрнадзора. Дополнительно дадим сертификат ИБП России на 40 часов.

Работайте с учетом аренды спокойно

Научим разбираться с ФСБУ 25/2018 и другими стандартами

Запишитесь на курс повышения квалификации «Клерка»

Заполните форму ниже — новые ФСБУ больше не будут для вас трудными

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
145

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
263
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

108

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
119

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
219
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

59
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
64
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.