ЭДО

ЭДО с самозанятыми: как обмениваться документами удаленно

Бизнес давно оценил преимущества работы с самозанятыми. Но есть проблема — получение закрывающих документов от удаленных исполнителей. Наладить электронный документооборот (ЭДО) с другими компаниями и ИП проще, ведь им тоже важно, чтобы документы были в порядке и поступали своевременно. С физлицами сложнее: ведь для них главное — оплата, а в документах они не заинтересованы. Разберем, можно ли работать с самозанятыми через ЭДО и как это сделать.
ЭДО с самозанятыми: как обмениваться документами удаленно

Бизнес давно оценил преимущества работы с самозанятыми. Но есть проблема — получение закрывающих документов от удаленных исполнителей. Наладить электронный документооборот (ЭДО) с другими компаниями и ИП проще, ведь им тоже важно, чтобы документы были в порядке и поступали своевременно. С физлицами сложнее: ведь для них главное — оплата, а в документах они не заинтересованы.

Разберем, можно ли работать с самозанятыми через ЭДО и как это сделать.

Справка и чек — уже ЭДО

Часто перед началом сотрудничества заказчик запрашивает у физического лица, налогоплательщика на профессиональный доход (самозанятого) справку о постановке на учет — это нужно, чтобы убедиться, что он самозанятый.

Справку самозанятый формирует в приложении «Мой налог». Она уже будет подписана электронной подписью ФНС, то есть это полноценный юридически значимый документ. Самозанятому достаточно передать его заказчику удобным способом. Например: отправить по электронной почте или в мессенджер.

После получения оплаты самозанятый формирует электронный чек в приложении «Мой налог». А затем также может отправить ссылку на чек или его изображение заказчику. Чек — это полноценный документ, который соответствует всем требованиям закона. Дополнительно подтверждать его легитимность необходимости нет.

Подробно о реквизитах чека и ошибках в нем мы рассказывали в этой статье.

По сути самозанятому больше ничего и не нужно оформлять. То есть приложение налоговой службы полностью закрывает потребность самозанятого в электронном документообороте.

Однако заказчику для подтверждения расходов на оплату услуг самозанятого, помимо чека нужно обзавестись и другими документами — договором и в некоторых случаях актом выполненных работ (или) услуг (или) приема-передачи товара. Иначе есть риск того, что налоговая может посчитать эти расходы неподтвержденными или сделку притворной (совершенной только для того, чтобы уменьшить налоговую нагрузку). Налоговики могут попытаться также признать отношения с самозанятым трудовыми.

Поэтому — чем больше есть доказательств реального характера сделки, тем меньше подобные риски.

Несмотря на разъяснения налоговой службы в письме от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@, о том, что если сумма сделки не превышает 10 тысяч рублей, и не требуется нотариального заверения, то договор можно заключить в устной форме. Мы рекомендуем все же каждый заказ с самозанятым оформлять через договор (подряда, оказания услуг и т. п.).

Как правило, договор оформляется как обычный договор ГПХ, но с учетом особенностей осуществления деятельности на спецрежиме.

Обмен документами с самозанятыми

И вот возникает загвоздка. Заказчику нужен договор и акты, а самозанятому — не особенно. А потому, чтобы быстро и вовремя получить документы, заказчику придется предложить самозанятому удобный и быстрый способ обмена.

Можно запросить отправку обычным заказным письмом. Но даже если забыть о том, что такой метод не очень надежен (к сожалению, почта порой теряет даже ценные отправления, не то что заказные), то есть и другие факторы — время и желание исполнителя. Ждать документы почтой даже в пределах города надо 1-3 дня, а уж из другого региона — намного дольше. К тому же самозанятый может просто не захотеть тратить время и свои деньги на отправку письма.

Еще один немаловажный момент — если предварительно вы не обсудили, как должен выглядеть акт, то рискуете получить просто распечатку с названием работ и датой, хорошо, если он будет подписан. Там может не быть отсылки к договору, данных самозанятого и тогда этот «документ» свое предназначение (подтверждение сделки и расхода) не выполнит.

Получите бесплатно шаблон договора и акта, которыми вы можете воспользоваться для безопасной работы с самозанятыми.

Электронный документооборот в этом смысле, гораздо удобнее, быстрее и разумнее.

Электронный документооборот

При электронном документообороте документы чаще всего передаются через специальную программу или сервис ЭДО. Компания покупает доступ, а самозанятый просто регистрируется в сервисе самостоятельно или по приглашению заказчика. Далее обмен документами идет внутри сервиса.

Можно направлять электронные документы и вне сервисов (по электронной почте или через мессенджер), но в любом случае для их подписания самозанятому потребуется электронная подпись (о ней мы расскажем ниже).

Плюсы в том, что ЭДО позволят быстро обмениваться документами, которые имеют юридическую значимость, т. е. равноценными бумажным документам, подписанным собственноручно.

А минус в том, вам придется уговаривать каждого самозанятого подключаться к определенному сервису, да еще и проходить верификацию предоставленных данных (а в некоторых случаях и процедуру идентификации личности) для получения подписи. Обычно, для физических лиц — это стресс, они не доверяют сторонним сервисам и не готовы делать фото и отправлять сканы паспорта третьим лицам.

Также не все типы электронных подписей бесплатны. Чтобы обмениваться документами вне сервисов, подпись придется покупать. Компания вряд ли сможет уговорить исполнителя потратить деньги на получение электронной подписи и программного обеспечения, которое нужно, чтобы она работала. Тем более, что период работы с заказчиком может быть краткосрочным, а для большинства людей в обычной жизни электронная подпись просто не нужна.

Мои самозанятые организуют ЭДО без затрат, лишних проблем и полностью автоматизировать работу с самозанятыми. Все функции в одном сервисе: от поиска исполнителей, до расчетов и закрывающих документов.

Узнать больше

Электронная подпись для самозанятого

Электронная подпись может быть:

  • простой;
  • неквалифицированной;
  • квалифицированной.

Простая электронная подпись — это, по-большому счету, логин и пароль. простые подписи используют только внутри защищенных сервисов.

Например: простую подпись пользователь получает при регистрации в сервисе каршеринга. Оператор присваивает клиенту логин и пароль и проверяет личность.

Неквалифицированная электронная подпись позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ, а также обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания. Для ее формирования потребуются уже специальные средства шифрования.

Некоторые сервисы ЭДО оформляют самозанятым и их заказчикам именно такой тип подписи. В этом случае фотографии самозанятого уже недостаточно. Чтобы получить такую подпись удаленно, самозанятому придется записать видеоролик с паспортом.

Квалифицированная электронная подпись отличается тем, что ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате, она имеет гораздо более высокую степень защиты такие подписи выдаются только аккредитованными удостоверяющими центрами (а юрлица и ИП получают их сейчас в ФНС).

Эти подписи платные. Кроме того, для их применения нужно устанавливать специальную программу — криптоплагин, к которой тоже нужно покупать доступ.

Документы, подписанные квалифицированной подписью, можно отправлять и вне сторонних сервисов. Но для этого самозанятому снова потребуется специальное ПО, которое позволяет подписать документ прямо внутри текстового редактора. А заказчику — такое же ПО, чтобы проверить действительность квалифицированной подписи в документе, который пришел по почте или в мессенджер.

Да, бывают «продвинутые» исполнители. Например, некоторые самозанятые уже участвуют в госзакупках, где без квалифицированной подписи не обойтись. Но таких единицы.

Так как же найти компромисс?

Платформы для самозанятых

Все просто. Работайте через специализированную платформу. Так, платформа Мои самозанятые помогает не только находить исполнителей, но и заключать с ними договоры, обмениваться документами, и даже получать электронные чеки.

Преимущество в том, что для самозанятого сотрудничество с такими площадками — бесплатное, а организация или ИП платят только небольшую комиссию при оплате услуг самозанятых.

Ни одной стороне не требуется оплачивать и устанавливать программы для ЭДО, заниматься их настройкой, готовить документы, сверяясь с законодательством, продумывать — какие именно положения включать в договор и акт. Все это уже продумано платформой.

Самозанятому не придется проходить сложную идентификацию. Ему достаточно открыть для платформы доступ из приложения «Мой налог».

Для заказчика это возможность обмениваться (оперативно и надежно) с исполнителем документами, а кроме того, получать сведения о статусе самозанятого, в т. ч. о его утрате. Для исполнителя — это работа без забот об отправке документов и лишних затрат. Никакой почты, не надо думать о передаче чека. Взаимная выгода.

Для заказчика есть ряд и других преимуществ:

  • комиссии ниже чем при перечислении вознаграждения физлицу в банке;
  • можно работать сразу с большим количеством самозанятых в одном сервисе;
  • сохраняется история сотрудничества, которую можно использовать при защите расходов перед налоговиками;
  • документы, формируемые сервисом, основаны на действующем законодательстве и защищают интересы заказчика и исполнителя.

«Мои самозанятые» — сервис для работы с внештатниками

Автоматизируем платежи и документооборот, облегчаем работу руководителя и бухгалтера.

Для новых клиентов сервиса: полный доступ к функционалу и 0% комиссии за выплаты 10 внештатным исполнителям

Оставьте заявку, мы свяжемся с вами и подключим месяц бесплатного доступа

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Экономика России

Набиуллина: ключевая ставка 16% может держаться до конца года

Сейчас Центробанк не видит устойчивой дезинфляции, при которой возможен пересмотр ключевой ставки. Спрос все еще опережает возможности производства.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Беременная сотрудница может отказаться от работы и продолжить получать зарплату. 🤰«Ночной бухгалтер» № 1673

Для работодателя беременные сотрудницы представляют довольно проблемную часть персонала. Их почти невозможно уволить и нужно все время балансировать на грани соблюдения интересов сотрудницы и своих собственных. Это удается не всегда.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
НДФЛ

Минфин не готов освободить от налога дивиденды на ИИС

Инвесторы будут платить НДФЛ с дивидендов, которые они получили от акций на индивидуальном инвестиционном счете.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

ЦБ повысит надбавки по необеспеченным потребительским кредитам

Чтобы ограничить долговую нагрузку населения, регулятор ужесточает требования к банкам. Они будут больше платить за риски.

Банки

Сбер переведет заблокированные активы на отдельное юрлицо

До 31 декабря 2024 года подсанкционные банки имеют право перевести заблокированные активы и обязательства перед иностранными кредиторами на новую компанию.

Общество

Министр труда: в регионах злоупотребляют материнским капиталом

Власти предлагают устанавливать пригодность для жилой недвижимости, которую покупают получатели материнского капитала.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Законопроекты

В России могут ввести программу «Сельскохозяйственный гектар»

Зампредседателя Госдумы Ирина Яровая предложила сформировать специальную программу «Сельскохозяйственный гектар».

CRM

👩‍💻Популярные CRM для бухгалтерского аутсорсинга. Опрос

Не важно, у вас аутсорсинговая компания или бы бухгалтер-фрилансер с большим количеством клиентов или даже с помощниками. Невозможно держать в голове все сделки, выставленные счета, проведенные переговоры, не говоря уже о сроках сдачи отчетов и выдаче задач подчиненным. На помощь приходят CRM.

2
Банки

Суд начал принудительную ликвидацию банка «Стрела»

В ходе ликвидации вкладчики и кредиторы получат свои средства. Процедуру будет проводить Агентство по страхованию вкладов.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской

Издатель «Клерка» Марина Снеговская рассказала о работе редакции, о том, чем не может пожертвовать «Клерк» и причем тут вечная гонка.

Я руководитель, который никогда не уйдет от микроменеджмента, плохо это или хорошо. Интервью с Мариной Снеговской
12

У ИП личные и предпринимательские налоги идут на одном ЕНС

НК не предусматривает разделение ЕНС на единый налоговый счет индивидуального предпринимателя и на ЕНС его же как физлица, не являющегося ИП.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Страховые взносы

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Законопроекты

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Менеджмент

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами
Уведомления о КИК

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Интересные материалы

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?