Налоговые проверки

Коммуникация с ФНС: общение с инспекторами без проверки и в рамках нее

Как мы советуем общаться с налоговыми органами (и когда можно не общаться); какие документы можно не направлять; как обжаловать решения налоговых органов.
Коммуникация с ФНС: общение с инспекторами без проверки и в рамках нее
Иллюстрация: СберРешения

Коммуникация с налоговыми органами — неизбежная часть ведения бизнеса в России. Владельцы бизнеса и руководители часто сталкиваются с необходимостью предоставления документов, проведения проверок и решения различных вопросов с налоговыми инспекторами. 

Проведение самой масштабной меры налогового контроля — выездной налоговой проверки — является обширной и сложной самостоятельной темой, которой мы сегодня касаться не будем.

Чаще всего налогоплательщикам приходится общаться с налоговыми органами как раз за пределами официально открытой проверки, в ходе своей повседневной деятельности.

Мы дадим несколько небольших советов, как правильно взаимодействовать с налоговыми органами, когда и какие документы можно не направлять, а также поговорим о порядке обжалования решений налоговых органов. 

Общение с инспектором без открытой проверки

С введением электронных сервисов для взаимодействия с налоговой инспекцией необходимость учитывать «человеческий фактор» значительно снизилась. Однако, несмотря на развитие технологий, важно понимать основные правила общения с инспекторами и ИФНС в целом. Безусловно, при общении с налоговыми инспекторами нужно быть вежливым и компетентным, и в целом, конечно, для налогоплательщика всегда ценно поддержание доброжелательных, открытых и рабочих отношений с налоговыми органами.

Однако доброжелательность не означает бесправности — поэтому перед ответами на запросы и требования налоговых органов следует внимательно изучать НК и не пренебрегать обращением к специалистам, которым помогут грамотно ответить на запрос инспекции. 

На телефонные звонки отвечать можно, если вопросы задаются общие, без погружения в детали. Например, можно рассказать, чем в общей занимается компания, как организована деятельность. Также телефонное общение может быть очень полезным для того, чтобы уточнить какие-то детали по уже полученному требованию, выяснить, с чем точно связано его направление, предварительно озвучить свою позицию перед тем, как изложить ее в ответе. 

Но если речь идет о запросе каких-то более конкретных документов или сведений, обязательно попросите инспектора направить официальный письменный запрос или требование, ведь только при наличии такого акта налогоплательщик сможет защитить свои права — только письменное требование может эффективно выступать доказательством, и только письменное требование можно будет обжаловать. 

Если в телефонном разговоре инспектор побуждает вас совершить какое-то действие, на словах объясняя его необходимость, требуйте от него зафиксировать такие требования и договоренности письменно.

Впоследствии при обжаловании решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган или в суд доказать устные требования и договоренности будет очень сложно. Совершенные на их основании действия налогоплательщика будут выглядеть самостоятельными.

Почему важно предоставлять информацию и документы только в случае их официального запроса со стороны налоговых органов?

Потому что вы не знаете, как инспектор планирует их использовать и в каких целях. Поскольку основной интерес налоговой службы — увеличить собираемость налогов, вряд ли инспектор будет действовать в интересах налогоплательщика.

Самые частые требования налоговых органов, с которым приходится сталкиваться налогоплательщикам в ходе своей деятельности, это, пожалуй, требования о представлении пояснений и требования о представлении документов. Не всегда эти требования правомерны или правомерны в полной мере.

При этом мы рекомендуем никогда не оставлять требования налоговых органов без ответа, даже если они неправомерны, и вы не планируете представлять ничего из запрошенного — корректнее будет направить инспекции письменный ответ с изложением вашей позиции о неправомерности запроса.

Так, вне рамок проведения налоговых проверок инспекция имеет право запросить у вас документы или информацию, касающиеся вашей деятельности, только в одном случае: если у нее возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки (п. 2 ст. 93.1 НК). Соответственно, обоснованность такой необходимости должна быть отражена в требовании, и из требования должно точно следовать, о какой конкретной сделке идет речь.

Если конкретная сделка не указана — вы имеете право ничего не представлять, и суды в таких случаях встают на сторону налогоплательщика (постановления АС Московского округа от 31.10.2022 по делу № А40-74731/2022, от 24.12.2021 по делу № А40-20258/2021). Запрос, например, локальных нормативных актов налогоплательщика за пределами проверки заведомо неправомерен, если только инспекции не удастся доказать, что они каким-то образом имеют отношение к последствиям по конкретной сделке. 

Запрос документов по нескольким сделкам в одном требовании правомерен, но, как указывают суды, только в разумных пределах. Например, суды считают превышающим пределы полномочий инспекции запрос документов сразу по всем сделкам налогоплательщика с конкретным контрагентом или сразу по всем контрагентам (постановления АС Волго-Вятского округа от 19.09.2018 по делу № А17-9516/2017, Центрального округа от 24.04.2017 по делу № А14-14883/2015).

СберРешения будут рады помочь с анализом правомерности запросов и требований налоговых органов и подготовкой ответов на них. Оказываем профессиональную поддержку в сложных вопросах.

Налоговое право

Комплексная оценка налоговых рисков и защита бизнеса от налоговых претензий

Общение с инспектором в камеральной (невыездной) проверке

При проведении камеральной налоговой проверки полномочия инспекции по истребованию документов чуть шире, но в действительности тоже весьма ограничены. 

Как узнать открыта ли по вам проверка?

Основанием для проведения такой проверки является представленная налогоплательщиком налоговая декларация (расчет). Отдельные решения о проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не принимает.

То есть камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления (письмо ФНС от 18.12.2005 № 06-1-04/648).

Согласно п. 3 ст. 88 НК, если в ходе камеральной проверки налоговой декларации будут выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями в отчетности либо несоответствие этих сведений данным, имеющимся у налоговых органов, то инспекция вправе направить налогоплательщику требование о представлении пояснений на этот счет, указав в требовании, в чем состоят выявленные ошибки и противоречия.

В то же время согласно п. 7 ст. 88 НК при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган по общему правилу не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК (п. 7 ст. 88 НК).

Статьей 88 НК предусмотрен закрытый перечень случаев, когда налоговые органы имеют право потребовать предоставления документов в рамках камеральной проверки, например:

  • документы, подтверждающие право на льготу, если в декларации заявлена налоговая льгота (п. 6);

  • в уточненной декларации (расчете), поданной после истечения 2 лет от срока сдачи первичной отчетности, уменьшен налог (увеличен убыток) (п. 8.3);

  • в декларации заявлен НДС к возмещению — но только документы, подтверждающие правомерность применения вычетов;

  • документы, подтверждающие пониженные тарифы страховых взносов или необлагаемые выплаты.

Таким образом, зачастую в рамках камеральной налоговой проверки налоговой декларации у инспекции и вовсе отсутствует право запрашивать какие-либо документы, только право требовать пояснения, если были выявлены некие ошибки или противоречия. Тем не менее, на практике налоговые органы нередко направляют в рамках камеральной проверки длинный перечень документов для истребования, включающий в себя и различные локальные нормативные акты компании, и первичные документы по всем договорам. Такие запросы приходят, поскольку большая часть налогоплательщиков (как правило в лице бухгалтерской службы) готова предоставить любые ответы, лишь бы не погружаться в суть требований и не проводить анализ правомерности этого требования (что запросили, то мы и предоставили, это же запрос инспекции).

В таком случае рекомендуем прежде всего оценить правомерность требования и выделить документы, которые вы действительно обязаны предоставить. Такие документы предоставить нужно будет в любом случае.

Затем следует подготовить письменный ответ на требование с изложением позиции относительно законности требования инспекции по конкретным пунктам. Далее уже по усмотрению налогоплательщика потенциально можно принять решение о частичном предоставлении каких-то из «лишних» запрошенных документов в целях поддержания уровня сотрудничества с инспекцией, подчеркнув добровольность этого жеста в ответе на требование, но мы рекомендуем принимать подобное решение по итогам консультации со специалистами. 

Всегда следует держать в голове, что все, что будет вами предоставлено, с высокой долей вероятности будет использовано против вас с целью доначисления налогов.

Кроме того, по общему правилу, налоговые инспекторы не могут запрашивать документы или информацию, которые уже запрашивались ранее. Но есть два исключения:

  • Ранее им предоставлялись оригиналы документы, которые были возвращены налогоплательщику;

  • Документы были утрачены в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

В данном случае, можно уведомить налоговый орган в установленный для представления документов (информации) срок о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены, и наименования налогового органа, в который были представлены документы (информация).

Вполне вероятно, что инспектору будет лень искать эти документы внутри ФНС и он сам откажется от части требований к налогоплательщику.

Также, ИФНС может направлять требования о предоставлении документов в рамках налоговой проверки только в течение периода ее проведения. Для камеральной проверки по общему правилу это 3 месяца со дня предоставления отчета, для налоговой декларации по НДС — 2 месяца. При этом, по декларации по НДС срок может быть продлен до трех месяцев при выявлении признаков нарушений.

Для выездной проверки срок составляет 2 месяца с даты принятия решения руководителем налогового органа. В некоторых случаях срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Таким образом, инспекторы могут требовать предоставления документов во время проведения проверки, то есть в любой день с даты вынесения решения о назначении проверки до составления справки о проведенной проверке.

В случае, если будет принято решение о проведении дополнительных мероприятий, то инспекция вправе запросить документы за пределами срока выездной проверки. Однако налогоплательщик должен быть уведомлен о таких дополнительных мероприятиях.

Если налоговые органы запросили документы за пределами указанных выше сроков, вы вправе направить им письмо, в котором указываете, что, например, срок проведения камеральной проверки завершен, и, соответственно, у инспекции нет законных основания для требования документов или пояснений к ним.

Еще одним примером из реальных и неправомерных действий ФНС является поступление требования от инспекции, в которой налогоплательщик не стоит на учете. Если сведения нужны инспекторам из ИНФС другого региона, то запрос они должны направить через инспекцию по месту регистрации. Если в запросе нет иных нарушений (и представление данных не должно повлиять на обязанности вашей компании), то в целом можно направить им запрашиваемые документы напрямую. Однако компания вправе ответить на запрос письмом со ссылкой на п. 3 и 4 ст. 93.1 НК, указав, что территориальные налоговые органы могут запрашивать документы через инспекцию, в которой налогоплательщик стоит на учете. 

Стоит также отметить, что порой уже после получения пояснений от налогоплательщика в отношении выявленных ошибок или противоречий инспекция продолжает требовать также представления уточненной налоговой декларации, отказываясь в ином случае завершать камеральную налоговую проверку (как правило, разумеется, такие требования передаются устно). Однако ст. 81 НК не устанавливает обязанности налогоплательщика по представлению уточненной налоговой декларации, если им самим в ранее представленной налоговой декларации не было выявлено ошибок, приводящих к занижению суммы налога к уплате.

Пункт 3 ст. 88 НК предусматривает право выбора налогоплательщика по требованию налогового органа в рамках камеральной налоговой проверки представить либо уточненную налоговую декларацию, либо пояснения. Поэтому, если вы уже направили инспекции пояснения, требовать представления уточненной налоговой декларации неправомерно, инспекция должна завершить проверку с учетом полученных пояснений.

Другим способом вытянуть случайные полезные данные или повысить собираемость налогов без открытия трудоемких проверок являются веерные рассылки от налоговых органов с описанием каких-нибудь распространенных рисков и призывами к налогоплательщику скорректировать свои налоговые обязательства, потому что такие риски могут иметь место у него. Например, налоговые органы могут направлять такие письма компаниям, работающим с физическими лицами, применяющими НПД («самозанятыми»), и указывать, что работа с самозанятыми часто используется для прикрытия трудовых отношений и, так как у компании есть договоры с самозанятыми, ей стоит самостоятельно рассмотреть возможность доначисления НДФЛ и страховых взносов.

Такие письма не являются даже формальными требованиями, а выступают скорее инструментом «запугивания» налогоплательщиков. В качестве ответа на них может быть достаточно краткого письма о том, что компания является добросовестным налогоплательщиком и не реализует схем ухода от налогообложения, описанных в письме.

СберРешения предлагают услуги по анализу законности запросов и требований налоговых служб, помогут в составлении соответствующих ответов. Мы также специализируемся на подготовке возражений к актам налоговых проверок и на составлении апелляционных жалоб на решения, вынесенные по итогам данных проверок. Дополнительно наша команда обучает клиентов для успешного прохождения предпроверочных процедур и переговоров, и предоставляет сопровождение во время взаимодействий с ФНС.

Налоговое право

Комплексная оценка налоговых рисков и защита бизнеса от налоговых претензий

Реклама: АО «Интеркомп», ИНН: 7709688816, erid: LjN8KK8fg

Начать дискуссию

МРОТ повысят до 22 440 рублей. 💸 «Ночной бухгалтер» № 1731

Минимальную зарплату поднимут на 16,6%, а в изменениях по налогам на 2025 год есть даже позитив (не все же нам вас пугать и расстраивать).

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

🔥 Все включено! Онлайн-курсы, вебинары, разборы, консультации + онлайн-доступ к V Всероссийской бухгалтерской конференции в подписке «Клерк.Премиум»

Подписка «Клерк.Премиум» стала еще выгоднее! Вы можете повышать квалификацию на онлайн-курсах, следить за изменениями в законодательстве по разборам и актуальным вебинарам, задавать вопросы нашим экспертам на консультациях, а также посещать ВСЕ конференции «Клерка» в онлайн-формате без дополнительной оплаты.

Названы страны-лидеры, куда незаконно вывозят валюту

ФТС выявила незаконное перемещение валюты гражданами на сумму свыше 922 млн рублей. Наиболее часто деньги вывозили в Турцию, ОАЭ и Азербайджан.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Для МСП упростили подключение к платежному сервису «Долями»

Небольшие торговые предприятия смогут установить на своих кассах оплату «Долями». Это позволит увеличить средний чек.

Станет дороже купить юани у брокера Райффайзенбанка

Клиенты «Райффайзен Инвестиции» заплатят 1,9% за покупку китайской валюты. Комиссия за продажу останется прежней — 0,3%.

НДПИ

В НК скорректировали рентные налоги

Федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025, внес поправки в том числе по НДПИ и НДД.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Банки

ВТБ: банки подверглись DDoS-атаке

Зарубежные хакеры атаковали российские банки. Некоторые клиенты столкнулись с ограничениями в работе мобильных приложений.

Бесплатно с Налоговые требования

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона

ИФНС из другого региона требует представить информацию. Имеет ли право налогоплательщик проигнорировать требование?

Может ли запрашивать документы инспекция из другого региона

Как исправить счет-фактуру

Счет-фактура — важный документ, на основании которого покупатель принимает предъявленные продавцом товары, работы или услуги, а также имущественные права. В этой статье рассмотрим, что делать, если в счете-фактуре допущена ошибка.

Как исправить счет-фактуру

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом

Популярность цифровых сервисов в управлении персоналом растет с каждым годом. По данным аналитического агентства Smart Ranking, по итогам 2022 года российский HR-tech рынок вырос на 21,8%, причем лидером роста стал сегмент КЭДО. Одно из передовых решений в этом сегменте сегодня — цифровой личный кабинет. Этот инструмент помогает компаниям взаимодействовать с сотрудниками на разных этапах: от приема на работу до различных кадровых процессов. 

Цифровой личный кабинет сотрудника: «единое окно» для управления персоналом
АУСН

Спецрежим АУСН усовершенствовали

В рамках основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы в нормы федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ о специальном налоговом режиме «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН, АвтоУСН) внесено множество изменений, улучшающих этот спецрежим.

Законопроект о майнинге прошел первое чтение

Центробанк займется созданием экспериментальной площадки для международных расчетов в криптовалюте.

⚡️ Итоги дня: чеснок и арбуз подорожают, глава Wildberries разводится с мужем, а АвтоВАЗ будет продавать подержанные автомобили

Подготовили обзор главных событий дня — 24 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд

65% всех трудовых споров в 2023 году были связаны с выплатами работникам. Из 111 тыс. дел на них пришлось 73 тысячи. При этом суды удовлетворили 90% исков и взыскали с работодателей почти 7 млрд. рублей. Колоссальная сумма, особенно сейчас, когда компании снижают расходы. О каких выплатах спорят работники и какие ошибки допускают работодатели? Разберем 3 основные причины обращений в суд.

Трудовые споры о выплатах: три основные причины исков работников в суд

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться

Банки будут чаще блокировать переводы. С 25 июля 2024 года финансовые организации должны проверять все переводы клиентов и блокировать операции с признаками мошенничества. Рассказываем, как это будет работать. 

С 25 июля банки обязаны отслеживать все переводы клиентов. Какие платежи будут блокироваться
6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ
Общество

В больницах отдаленных пунктов разрешат продавать лекарства

В небольших поселках без стационарных аптек продавать лекарства будут в участковых больницах.

НДФЛ

👓 Основные изменения по НДФЛ по новому закону

23 июля Госдума окончательно приняла федеральный закон, который реализует отдельные положения основных направлений налоговой политики 2023-2025. И большая его часть посвящена изменениям и новшествам по НДФЛ.

Кадры

Цифра дня. Про высшее образование

Большинству работодателей важно наличие высшего образования у потенциального сотрудника.

Цифра дня. Про высшее образование

Интересные материалы

Подрядчиков освободили от НДС по счетам эскроу

Строители индивидуального жилья смогут получить налоговые льготы, если будут работать по договорам подряда с использованием счета-эскроу.