Что такое финансовые показатели бизнеса
Финансовые показатели — это количественные характеристики, которые отражают эффективность бизнеса, его слабые и сильные стороны. На основании этих данных можно оценить верность «курса» компании и принять управленческое решение.
К финансовым показателям относятся доходы, расходы, рентабельность, ликвидность и т. д. Их можно представить в цифрах, отчетах, схемах, таблицах для продуктивного анализа.
Анализ финпоказателей помогает понять, насколько бизнес грамотно распоряжается своими ресурсами и устойчив к рискам — экономическим колебаниям, конкуренции, рыночной обстановке, санкциям.
Бизнес с небольшим ассортиментом товара или набором услуг может вести учет своих результатов «вручную» — в тетради, Excel-таблицах. Но такой учет иногда ведет к искажению информации, так как не исключает ошибок из-за человеческого фактора.
Средний и крупный бизнес использует системы учета с встроенными модулями аналитики, например, «1С:ERP Управление предприятием». В таких программах реализован инструмент для сбора финансовых данных, что помогает бизнесу быстрее выявить риски и отреагировать стратегически верно.
Программа «1С: ERP Управление предприятием» — это решение для управления производством, продажами, услугами. Программа включает удобный блок аналитики — сведения автоматически отображаются в управленческом балансе. Компания «ТРИО» поможет внедрить и настроить программу с учетом целей бизнеса. Внедрение возможно двумя способами — сразу или поэтапно. В рамках технической поддержки наши специалисты обеспечат бесперебойную работу программы, настройку конфигураций, проконсультируют по вопросам работы в 1С:ERP.
Основные финансовые показатели
Выручка
Выручка — это деньги компании, полученные от ее основной деятельности. Например, продажа детских колясок, создание сайтов, услуги маркетинга и т. д.
Выручка рассчитывается по формуле: количество проданных товаров и услуг, умноженное на цену одной единицы товара и услуги.
Выручка бизнеса зависит от потребительского спроса, цен поставщиков, экономической ситуации. Показатель нужно регулярно отслеживать — в конце дня, раз в неделю или месяц. Чем чаще, тем быстрее получится выявить потенциальные риски. В некоторых отраслях продажи зависят от сезона — в этом случае корректно определять выручку нужно с учетом сезонности.
Прибыль
Прибыль — это деньги бизнеса за вычетом расходов — на закупку сырья, оплату налогов и взносов, аренду цеха, оплату электроэнергии, услуг интернет-провайдера и т. д.
Валовая прибыль — это разница между выручкой и себестоимостью продукции.
Операционная прибыль — это прибыль компании до учета налогов и взносов, процентов по кредитам.
Чистая прибыль — это итоговое значение прибыли за вычетом всех расходов, в том числе налогов.
Прибыль нужно не только считать, но и планировать. Увеличение выручки не означает увеличение прибыли. Выручка может вырасти, но прибыль при этом упасть из-за роста цен на материалы, расходов на ремонт оборудования, обучение персонала. Анализ прибыли позволяет увидеть ошибки в финансовой модели бизнеса и устранить их причины.
Рентабельность
Рентабельность показывает, насколько эффективно компания использует свои ресурсы. Можно рассчитать рентабельность всего проекта или отдельного актива.
Рентабельность продаж — это соотношение чистой прибыли к выручке. Компания видит, сколько прибыли приносит каждый рубль в продажах.
Рентабельность активов (ROA) — это отношение чистой прибыли к средним активам бизнеса. Оценка этого параметра показывает, насколько эффективно бизнес распоряжается своими активами.
Рентабельность собственного капитала (ROE) — это отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Показывает эффективность управления долями акционеров.
Рентабельность выражается в виде числа или процентов. Показатель ниже нуля говорит о неэффективном управлении ресурсами бизнеса, а выше нуля — о положительной динамике.
Ликвидность
Ликвидность показывает, насколько бизнес финансово устойчив и в силах рассчитаться по своим обязательствам. На этот параметр особенно пристально смотрят инвесторы.
Текущая ликвидность — это отношение оборотных активов к текущим обязательствам. Например, всего у компании активов на сумму 1 млн руб. — это сырье, оборудование, товары. И еще есть обязательства перед кредиторами — 500 тыс. руб. Коэффициент ликвидности — 2 (1 млн / 500 тыс. руб.). Нормой считается коэффициент от 1,5 до 2.
Быстрая ликвидность — это отношение ликвидных текущих активов к краткосрочным обязательствам. Учитываются ликвидные текущие активы — деньги, вложения с коротким сроком действия, краткосрочная дебиторская задолженность. Нормой считается показатель от 1 и выше, он говорит о финансовой устойчивости компании.
Абсолютная ликвидность — это отношение денег на счетах компании и вкладов с коротким сроком действия к краткосрочным обязательствам. Нормой считается показатель от 0,2 и выше.
Актив с самой высокой ликвидностью — это деньги бизнеса на его счетах. Остальные активы классифицируются по степени ликвидности в зависимости от скорости оборачиваемости, возможности быстро их реализовать, ценности на рынке.
Расходы
Расходы — это затраты, которые несет бизнес в ходе своей деятельности. К таким расходам относятся налоги, зарплаты, аренда, ремонт оборудования, закупка сырья для производства и т. д. Вложения в развитие бизнеса не относятся к операционным расходам.
Постоянные расходы — это затраты, которые бизнес несет регулярно независимо от производственных масштабов (аренда, оплата интернета, клининг и др.).
Переменные расходы — это затраты, которые могут поменяться через некоторое время (логистика, ГСМ, сдельная зарплата и др.).
Анализ расходов показывает, насколько эффективно компания распоряжается бюджетом. Ошибки в расходах могут привести к простоям производства, замораживанию денег на складе, задержкам зарплат и убыткам всего бизнеса.
Затрудняетесь с выбором программы 1С или используете программу, которая перестала соответствовать запросам бизнеса? Компания «ТРИО» оказывает комплексное сопровождение программ 1С — от помощи в выборе оптимальной системы до внедрения и решения технических проблем. За бизнесом закрепляется компетентный специалист для профессиональной поддержки.
Методы анализа финансовых показателей
Анализ финпоказателей различными методами позволяет рассмотреть деятельность бизнеса со всех сторон.
Горизонтальный анализ. Рассматриваются финансовые показатели в разрезе конкретных периодов — это сравнение данных по месяцам или за прошлый и текущий год. Анализ «по горизонтали» показывает, в каком периоде бизнес был эффективнее, а в каком — результаты были хуже. На основании этой динамики можно прогнозировать сезонные продажи, закупать ходовые товары.
Вертикальный анализ. Оцениваются показатели бизнеса в структуре финансовых отчетов. Он позволяет увидеть, в какой точке возникают убытки, какой бизнес-процесс генерирует больше прибыли, на каком этапе возможны риски.
Коэффициентный анализ. Этот метод позволяет выполнить глубокий анализ бизнеса на основании данных из бухгалтерского баланса и финансовой отчетности. Рассматриваются различные коэффициенты, как по отраслям, так и в комплексе — рентабельность, ликвидность, прибыль и др.
Этапы финансового анализа
Руководителю важно самому разбираться в финансовых показателях бизнеса для принятия верных управленческих решений.
Как компании выполнить финансовый анализ:
Шаг 1. Определите цели анализа. Хотите оценить бизнес комплексно или отдельное отраслевое направление?
Шаг 2. Соберите данные. Используйте все сведения в доступе — записи, таблицы, схемы.
Шаг 3. Выберите метод анализа. Для комплексного анализа бизнеса параллельно используют все подходы — горизонтальный, вертикальный, коэффициентный.
Шаг 4. Интерпретируйте результаты. Посмотрите на цифры на них взглядом управленца, чтобы сделать выводы для принятия решений.
Шаг 5. Примите конкретные решения. На основании анализа должны появиться планы развития и действий для улучшения бизнес-процессов.
Программные решения 1С упрощают бизнесу весь цикл анализа — от сбора информации до реализации плана действий. 1С:ERP оснащена мощным модулем для бизнес-аналитики и управления предприятиями. Ниже рассмотрим возможности этой программы для анализа финпоказателей компании.
Внедрение 1С:ERP — это сложный многоуровневый процесс, который лучше доверить профессионалам. Компания «ТРИО» поможет ввести программу в эксплуатацию и научит ваших сотрудников в ней работать. Это идеальное решение для бизнеса, работающего в разных секторах — производство, услуги, продажи. При необходимости программу можно гибко настраивать и дополнять конфигурациями с учетом потребностей конкретного бизнеса.
Анализ финансовых показателей в 1С
Программа «1С:ERP Управление предприятием» — это единое цифровое пространство для учета и автоматизации деятельности любых предприятий. Эта программа ориентирована на средние и крупные компании, которые занимаются производством, имеют развитую сеть подразделений и большой штат сотрудников, ведут торговую деятельность, оказывают услуги.
В 1С:ERP реализован монитор целевых показателей. В чем его преимущества:
отслеживание проблемных этапов в бизнесе;
оценка показателей компании на основании аналитических сводок;
контроль финансового состояния бизнеса в текущем периоде;
анализ ключевых процессов;
помощь в принятии управленческих решений.
Кратко рассмотрим основные возможности программы «1С:ERP Управление предприятием»:
Управление затратами и расчет себестоимости — учет доходов и расходов, распределение затрат по номенклатурам, формирование активов и пассивов, постатейное распределение расходов, расчет себестоимости изготовленной продукции.
Управленческий баланс — система предоставляет упрощенный вариант бухгалтерского баланса для анализа финансового состояния бизнеса. Сведения формируются как по главному предприятию, так и по структурным подразделениям. Система «подсвечивает» ошибки в балансе, что позволяет быстро их исправить. Детализированный отчет «Доходы и расходы» помогает комплексно оценить процессы бизнеса в рамках каждой статьи.
Планирование — составление планов продаж на основании прошлых периодов. Планирование позволяет избежать убытков, замораживания денег на складе, неэффективного распоряжения бюджетом. В программе можно планировать различные сценарии продаж, производства, закупок — «Оптимистичный», «Реалистичный» или «Пессимистичный».
Управление финансами и бюджетирование — этот программный модуль помогает компаниям достигать финансовых целей. Бизнес может моделировать свое финансовое состояние с учетом имеющихся ресурсов и возможностей по привлечению дополнительного капитала. Аналитические данные формируются автоматически — по клиентам, партнерам, денежным потокам. Бизнес может сравнивать плановые и фактические показатели.
Программа 1С:ERP оснащена множеством функциональных модулей для закрытия всех потребностей предприятий — управление производственным циклом, учет и контроль денежных потоков, учет активов и пассивов, взаимоотношения с клиентами, управление сотрудниками и зарплатами. Каждый блок сопровождается подробными аналитическими сводками, которые бизнес использует для повышения своей финансовой устойчивости.
Комплексная поддержка программ 1С — это услуга для начинающих и опытных пользователей 1С. Специалисты компании «ТРИО» помогут с выбором программного решения, настройкой, обучением сотрудников, переносом базы данных, доработкой конфигураций, а еще проконсультируют по вопросам налогообложения, бухгалтерского и финансового учета.
Читайте также:
Запишитесь на консультацию по автоматизации бизнес-процессов
Оставьте контакты и наши менеджеры с вами свяжутся:

Реклама: ООО «Трио», ИНН: 6322039268, erid: 2W5zFK1J5RS
Начать дискуссию