🔴 Все о налогах-2025: новые правила, штрафы и лайфхаки →
Налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг — 2026: полный пакет документов, который нужно подать до 1 сентября 2025

Налоговый мониторинг — 2026: полный пакет документов, который нужно подать до 1 сентября 2025

Подробно о переходе на налоговый мониторинг в 2026 году: список документов, формы, ссылки на приказы ФНС, рекомендации по подготовке от VK Tax Compliance.

Что подготовить для перехода на налоговый мониторинг с 2026 года

До 1 сентября 2025 года компании, которые планируют перейти на налоговый мониторинг, должны собрать комплект обязательных документов и подать их в ИФНС. Применять новую форму налогового контроля они начнут с 2026 года, но готовиться нужно уже сейчас. 

Вот полный список документов:

  • Заявление о проведении налогового мониторинга — обращение в ФНС с просьбой включить компанию в режим налогового мониторинга.

  • Регламент информационного взаимодействия — компания и налоговый орган определяют, как именно будет происходить обмен информацией в рамках мониторинга: в каком формате, с какой периодичностью, через какие каналы.

  • Сведения о взаимозависимых лицах — эти данные помогают ФНС оценивать сделки и операции, которые совершает компания. 

  • Учетная политика для целей налогообложения — описание вариантов учета. Документ показывает, как организация формирует налоговую базу.

  • Информация об организации системы внутреннего контроля — контрольных процедурах, критериях оценки контроля, ответственных лицах за СВК.

Заявление о проведении налогового мониторинга

В заявлении компания выражает просьбу включить ее в реестр участников мониторинга с 2026 года. В документе нужно указать:

  • сумму уплаченных налогов за 2024 год;

  • объем доходов за 2024 год;

  • стоимость активов на 31 декабря 2024 года.

По этим данным ФНС поймет, что компания соответствует критериям для перехода на новую форму контроля.

Регламент информационного взаимодействия

В нем организация прописывает: как будет делиться информацией, какие данные готова раскрывать, как устроена система внутреннего контроля. 

Документ состоит из четырех разделов, у каждого — своя задача:

Глава I. «Порядок представления налоговому органу документов» 

Компания заполняет восемь приложений с важной для ФНС информацией:

  • какие использует учетные системы;

  • куда будет предоставлен доступ представителям налогового органа, какие будут учетные записи, как будет устроена техническая и информационная поддержка;

  • каковы функциональные возможности систем.

Глава II. «Раскрытие показателей налоговой отчетности» 

Раздел устанавливает порядок раскрытия информации в рамках бухгалтерского и налогового учета — перечень форм, накопленные данные, корректность операций.

Глава III. «Информация о системе внутреннего контроля» 

Организация готовит специальные приложения о ключевых аспектах СВК — какие процессы автоматизированы, как отслеживает налоговые риски, как обеспечивает точность данных при передаче через информационные системы. Раздел показывает, насколько устойчива система внутреннего контроля компании.

Глава IV. «Информация о порядке внесения изменений» 

Компания информирует, как будет реагировать на изменения в нормативно-правовом регулировании или внутренних политиках. 

Информация о взаимосвязанных лицах

В документе нужно указать всех лиц, которые прямо или косвенно владеют компанией, если их доля участия равна или превышает 25%. Налоговая видит общую картину — кто входит в бизнес-структуру, как распределяются потоки, какие возможны риски. 

Учетная политика для целей налогообложения

Документ представлен в виде таблицы с перечнем всех видов учета согласно Налоговому кодексу. Напротив каждого — нужно отметить, используется ли данный метод в организации. Таблица помогает ФНС понять, как компания рассчитывает налоговую базу, на какие нюансы стоит обратить внимание при мониторинге.

Информация об организации системы внутреннего контроля

Весь комплект документов, который организация должна подготовить и направить в ИФНС, включает восемь файлов — это сведения в отношении системы внутреннего контроля. До 1 сентября 2025 года вместе с Заявлением о проведении налогового мониторинга нужно успеть подать только три.

Вот что включает этот минимальный пакет:

  1. Таблица контрольных процедур — какие контрольные процедуры проводит компания, насколько автоматизированы процессы, кто за них отвечает.

  2. Оценка уровня организации СВК — насколько эффективно работает внутренний контроль компании: какие компоненты охватывает, какие есть пробелы, насколько зрелая и устойчивая система в целом. 

  3. Информация об организации системы внутреннего контроля зачем она внедрена, какие у нее цели, кто за нее отвечает, какие политики и процедуры есть. Нужно раскрыть пять ключевых аспектов:

  • контрольная среда — как руководство задает тон контроля;

  • система управления рисками — как компания выявляет и оценивает налоговые риски;

  • контрольные процедуры — действия, которые позволяют управлять рисками;

  • информационные системы — какие IT-решения поддерживают контрольные процессы;

  • мониторинг средств контроля — как оценивается эффективность всей системы.

VK Tax Compliance — платформа для решения задач налогового мониторинга. Специалисты окажут поддержку на любом этапе подключения к НМ. Оценка готовности вашего бизнеса к переходу, подготовка документов, выбор технического взаимодействия с ФНС — все это станет вам доступно после подключения платформы. Если вы еще не запустили процедуру перехода, то реализуем этот проект «под ключ».

Получить консультацию

Перечень утвержденных форм при подаче заявления о переходе на НМ и требования ФНС*:

№ 

Документ

Форма

Формат

Требования

1

Заявление о проведении налогового мониторинга

Приложение 1 к приказу ФНС от 11.05.2021 №  ЕД-7-23/476@

Приложение 2 к приказу ФНС от 11.05.2021 №  ЕД-7-23/476@

Приложение 8 к приказу ФНС от 11.05.2021 №  ЕД-7-23/476@

2

Регламент информационного взаимодействия:

  • РИВ

  • Приложения 1–19 к РИВ

Приложение 7 к приказу ФНС от 11.05.2021 №  ЕД-7-23/476@

Приложение 9 к приказу ФНС от 11.05.2021 №  ЕД-7-23/476@

3

Информация о взаимосвязанных лицах

Приложение 10 к приказу ФНС от 11.05.2021 №  ЕД-7-23/476@

Приложение 11 к приказу ФНС от 11.05.2021 №  ЕД-7-23/476@

Приложение 13 к приказу ФНС от 11.05.2021 №  ЕД-7-23/476@

4

Учетная политика для целей налогообложения

Приложение 12 к приказу ФНС от 11.05.2021 №  ЕД-7-23/476@

5

СВК: Контрольные процедуры организации, осуществляемые в целях налогового мониторинга

Приложение 5 к приказу ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@

Приложение 6 к приказу ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@

6

СВК: Оценка уровня организации системы внутреннего контроля

Приложение 14 к приказу ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@

Приложение 15 к приказу ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@

7

СВК: Информация об организации системы внутреннего контроля:

  • Документ с информацией об организации СВК 

  • Приложения 1–5 к Информации об организации системы внутреннего контроля

Приложение 18 к приказу ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@

Приложение 19 к приказу ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@

* Информация в таблице актуальна на 01.07.2025 

VK Tax Compliance

Подключите платформу для решения задач налогового мониторинга по модели подписки или по бессрочной лицензии

Сложности при переходе на налоговый мониторинг

1. Недостаточная оценка готовности организации

Проблема. Переход к налоговому мониторингу предполагает наличие выстроенных процессов в части учета, контроля и IT-систем. Без предварительной диагностики состояния бизнес-процессов и учета компания рискует не пройти отбор ФНС.

Рекомендация. Проведите внутреннюю оценку готовности по ключевым направлениям: учетная политика, система внутреннего контроля, IT-инфраструктура, регламент взаимодействия с налоговой. При необходимости привлекайте сторонних специалистов. 

2. Слабая организация внутренних процессов

Проблема. Формат налогового мониторинга требует слаженного взаимодействия между бухгалтерией, IT-службой, юристами и внутренним контролем. При отсутствии четкого распределения ролей подготовка может затянуться или пройти с ошибками.

Рекомендация. Назначьте ответственных за каждый блок подготовки. Утвердите план-график работ и систему внутренней отчетности по ключевым этапам.

3. Сложности при подготовке документов

Проблема. Каждый из обязательных документов требует точности и соответствия требованиям ФНС. Ошибки в форме, неполные данные или противоречия между документами могут привести к отказу со стороны налогового органа.

Рекомендация. Разработайте внутренний чек-лист по каждому документу (заявление, регламент, СВК и др.). Подготовьте черновые версии заранее — до официального дедлайна 1 сентября 2025 года.

4. Дополнительные расходы

Проблема. Подготовка к налоговому мониторингу требует вложений — на доработку IT-систем, разработку регламентов, обучение сотрудников. 

Рекомендация. Заложите бюджет на подготовку к вступлению в налоговый мониторинг. Оцените варианты снижения затрат: возможность использования текущих ресурсов, привлечение внутренних специалистов. 

5. Недооценка рисков

Проблема. Налоговый мониторинг предполагает постоянный доступ налоговых органов к данным. Если процессы не отлажены, это может привести к претензиям со стороны ФНС и штрафам. 

Рекомендация. Проведите предварительную оценку налоговых рисков: проверьте корректность учета, соответствие отчетности, прозрачность операций с взаимозависимыми лицами. Устраните недочеты до подачи заявления.

Специалисты VK Tax Compliance оценят готовность компании к переходу на налоговый мониторинг и помогут с подготовкой комплекта документов для подачи заявления в ФНС. Подключайтесь к передовой платформе для решения задач налогового мониторинга, которая включена в реестр отечественных ПО. Работайте в удобном интерфейсе и взаимодействуйте с налоговой без нарушения законодательных требований.

Получить консультацию

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Плюсы

Отсутствие выездных и камеральных проверок

ФНС получает доступ к данным в режиме реального времени — это снижает административную нагрузку на компанию

Взаимодействие с ФНС

Налоговый орган составляет мотивированное мнение — по собственной инициативе или по запросу организации. Это возможность решить спорные вопросы и исправить недостатки при расчете и уплате налогов и сборов

Снижение налоговых рисков

Благодаря постоянному контролю ошибок становится меньше

Формирование положительной репутации

Контрагенты воспринимают участие в мониторинге как признак надежности и зрелости компании

Минусы

Высокие требования к уровню автоматизации

Участие в мониторинге невозможно без развитой IT-инфраструктуры

Сложность выхода из мониторинга

Если ФНС одобрила заявление компании на подключение к НМ, то придется участвовать в процедуре контроля. Выход из системы налогового мониторинга может спровоцировать выездные проверки

Строгий контроль

Постоянный мониторинг увеличивает вероятность выявления недочетов и доначислений

Часто задаваемые вопросы

Какой способ взаимодействия с ФНС в режиме налогового мониторинга отменяется с 2026 года?

Сейчас есть три варианта информационного взаимодействия с налоговыми органами:

  1. Через учетную программу — 1С или любую другую.

  2. Через витрину данных — инспекторы видят только те данные, доступ к которым открыла организация.

  3. По телекоммуникационным каналам связи — передача данных происходит через оператора ЭДО.

С 1 января 2026 года способ взаимодействия по ТКС больше не будет действовать. Останется только два способа взаимодействия с ФНС — доступ к витрине данных и интеграция учетных систем с АИС «Налог–3».  

Переход на налоговый мониторинг — это обязанность всех компаний?

Вступать или нет в налоговый мониторинг — компания решает на свое усмотрение. Исключение — участники СЗПК (п. 7.1 ч. 8 ст. 10 закона от 01.04.2020 № 69-ФЗ). 

Но установленные критерии позволяют перейти на НМ только крупному бизнесу: совокупная сумма налогов — не менее 80 млн руб., суммарный доход за календарный год — не менее 800 млн руб., совокупная стоимость активов — не менее 800 млн руб. (ст. 105.26 НК). Примечание: перейти на налоговый мониторинг без соблюдения суммовых критериев могут налогоплательщики из перечня ч. 3.1 ст. 105.26 НК

В каких случаях ФНС может отказать в переходе на налоговый мониторинг?

Налоговый орган вправе отказать по следующим причинам:

  • предоставлен неполный комплект документов;

  • компания не подходит под установленные критерии — совокупная сумма налогов, доходов и активов за 2024 год;

  • не соблюдена форма РИВ или требования ФНС в отношении регламента информационного взаимодействия;

  • система внутреннего контроля компании-заявителя не соответствует требованиям, установленным в отношении СВК.

Если ИФНС еще не вынесла решение, то заявление можно отозвать. Форма и формат заявления утверждены приказом ФНС от 11.05.2021 № ЕД-7-23-476 (приложения 5 и 6).  

Читайте также:

VK Tax Compliance

Подключите платформу для решения задач налогового мониторинга по модели подписки или по бессрочной лицензии

Реклама: ООО «ВК», ИНН: 7743001840, erid: 2W5zFHdE6gp

Начать дискуссию