Маркетинг

Почему не работают современные отделы маркетинга

В одном известном книжном издательстве лихорадит отдел маркетинга. Сотрудники меняются с неимоверной частотой, ежемесячно меняются планы работы, корректируется функционал сотрудников. И такая ситуация продолжается уже полгода. Ситуация типична для российских предприятий новой формации.

Материал компании FineConsulting /

В одном известном книжном издательстве лихорадит отдел маркетинга. Сотрудники меняются с неимоверной частотой, ежемесячно меняются планы работы, корректируется функционал сотрудников. И такая ситуация продолжается уже полгода. Ситуация типична для российских предприятий новой формации.

Алексей Мишин, специально для ИА "Клерк.Ру".

«Сотрудник отдела маркетинга». Довольно престижная и востребованная профессия сегодня практически на всех предприятиях, вне зависимости от формы собственности и вида деятельности.

Отделы маркетинга на российских предприятиях стали появляться практически сразу, после вступления нашего общества в рыночные отношения, но вот эффективность работы подобных отделов все еще далека от совершенства.

В настоящее время существует великое множество определения «маркетинг», написано не одна тысяча книг, статей и монографий на эту тему. Но, опуская всё величие определений маркетинга, исторически принято считать, что под понятием «маркетинг» понимается установление отношений между потребителями продукции (товаров, услуг) и их производителями. И многие, это определение истолковали по своему.

Современный отдел маркетинга, это, как правило, отдельное, или, как сейчас модно говорить, независимое ни от кого, подразделение, в котором работает достаточное количество персонала (иногда до 20 человек и более), выделяются деньги на его развитие, а сотрудники отдела чувствуют себя «белыми воротничками», свысока осматривая всех других сотрудников предприятия. В то же время, результатов работы этого подразделения никто не видит, более того, сотрудники других подразделений не могут понять, почему же «отдел маркетинга только проедает наши деньги, не принося ничего взамен?».

К сожалению, такая практика весьма распространена в российских предприятиях вне зависимости от вида деятельности, формы собственности и количества персонала.

Так почему же не работает отдел маркетинга?

Одной из основных проблем неэффективной работы отдела маркетинга является отсутствие четкого понимания предназначения самого отдела. После вступления российской экономики в рынок, основной задачей всех предприятий стала задача повышения прибыли предприятия. Поэтому, после того как появилось новомодное слово «маркетинг», функции добытчика денег для компаний поручили именно этому отделу. До сих пор нередка ситуация, когда на предприятии на вопрос «кто занимается у вас продажами» следует ответ «отдел маркетинга». Между тем, функции «добытчика» денег для компании должен выполнять отдел продаж, который работает «в связке» с отделом маркетинга. Передача функции продаж отделу маркетинга неминуемо приводит к тому, что остальные функции маркетинга как такового сводятся к нулю.

Отсутствие представления о задачах отдела маркетинга, отсутствие продуманной стратегии, еще один бич российских компаний. В настоящее время, очень часто деятельность фирмы напоминает броуновское движение – необдуманные, хаотичные. В тоже время, маркетинг может быть эффективен только в том случае, если он планируется исходя из общих целей предприятия. «Есть ли у вас маркетинговая стратегия?» - подобный вопрос сегодня многих руководителей предприятий и фирм попросту ставит в тупик. К большому сожалению, еще нередка ситуация когда маркетинг используется лишь тогда, когда нужна «неотложная помощь» - например срочная распродажа товара, экстренное введение скидок на продукцию, учитывая ее сезонность. Что касается долгосрочных мероприятий в области маркетинга, то они еще редкость для наших предприятий.

Вообще говоря, маркетинговая стратегия, которая строится на основе стратегических целей предприятий, должна быть для предприятия неким остовом развития и удержания своих позиций на рынке. На западе уже давно маркетинг планируется на 3, 5, а то и 10 лет вперед, что говорит в первую очередь о серьезности фирмы и ее стремлении быть на рынке. К сожалению, для российских предприятий это большая редкость – мало кто сегодня еще планирует свою деятельность больше чем на год, а значит и маркетинговая стратегия не так нужна. Отсутствие четкой маркетинговой стратегии также может служить демотиватором для сотрудников всего отдела (подразделения) маркетинга. «Разброс» и «шатания» типичны для нынешних маркетологов российских компаний и фирм. Кстати говоря, если обратиться к сайтам по поиску работы, то вакансия «специалист по маркетингу» - одна из востребованных и популярных на рынке.

Немаловажной является проблема подчиненности отдела маркетинга в компании и его авторитет у руководства. В идеальном случае, который к сожалению, еще редок у нас, это когда отдел маркетинга подчиняется напрямую генеральному руководителю компании. Понятно, что в компаниях, с численностью более 500 человек, такая ситуация довольно редка. Что касается компаний малых форм собственности и численности, то подчинение отдела маркетинга напрямую высшему руководству может являться залогом эффективной работы. Более того, отдел маркетинга должен наряду с отделами финансов, сбыта, развития принимать участие в создании и реализации стратегии развития всего предприятия.

Есть ряд проблем, которые связаны со структурной организацией отдела маркетинга. В настоящее время, функции внутри отдела маркетинга среди сотрудников распределяется хаотично. Нередка ситуация, когда один сотрудник выполняет две, а то и больше функций внутри отдела. Опять же, к этому примешивается тот факт, что практически все сотрудники отдела маркетинга «заточены» на голые продажи, что, по меньшей мере, отвлекает от работы над собственно маркетингом.

Проблема кадров одна из актуальных для современных отделов маркетинга. Каждая функция маркетинга требует серьезной подготовки от исполнителей. Маркетологи-аналитики, маркетологи - специалисты по рекламе и PR. специалисты по международному маркетингу, специалисты по маркетинговым исследованиям - у каждого из них своя роль, свой круг обязанностей, а значит и своя квалификация. Замена одного специалиста другим, а также некое совмещение двух и более должностей может привести существенный вред всей работе в области маркетинга на предприятии.

Вот пожалуй основные проблемы, которые могут привести к неэффективной работе отдела маркетинга. И, чтобы существующие сегодня отделы маркетинга достигали операционной и стратегической эффективности,маркетинг должен принимать непосредственное участие в формировании стратегических целей; иметь функции, позволяющие достигать этих целей; персонал с четко распределенными полномочиями и кругом ответственности; систему планирования, бюджетирования и контроля.

Немногие сегодня понимают, что имидж и квалификация сотрудников отдела маркетинга на предприятии являются гарантией эффективной работы всего предприятия.

Автор - Генеральный директор компании FineConsulting

Начать дискуссию

КоАП РФ

Таможенная служба назвала самые распространенные предметы правонарушений

По линии административного производства таможенные органы ФТС России возбудили 40 625 дел. Из них почти половина приходится на юридических лиц — 17 923.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

ИП на упрощенке переехал в новый регион: как платить налог и сдавать отчетность. Риски фиктивной миграции

Встать на учет в качестве индивидуального предпринимателя можно только в ИФНС по месту жительства гражданина. Рассказываем, что делать ИП на УСН при смене адреса проживания: как встать на учет, куда отчитываться и платить «упрощенный» налог, какие ставки применять, какие риски могут возникнуть.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Общество

Опубликован отчет о бесплатной юридической помощи за прошлый год

Минюст подготовил доклад о реализации государственной политики в области обеспечения граждан РФ бесплатной юридической помощью в 2023 году.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

Рассказываем, в чем особенность приема оплаты по СБП в сфере услуг — в фитнес-центрах, салонах, автосервисах и на автомойках — и как удобно его организовать.

Как организовать прием оплаты по СБП в сфере услуг: фитнес-клубах, салонах красоты и автосервисах

ФНС изменила сроки публикации о задолженностях в открытом доступе

Важная информация.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо

Каждый, кто инвестирует в облигации, рано или рано сталкивается с таким понятием как оферта — законной возможностью для эмитента переобуться на лету. Придумали её явно не для того, чтобы инвестором жить было лучше, но веселее — уж точно. Смотрим, когда это гуд, какие бывают типы оферты, разбираемся в подводных камнях.

Что такое оферта по облигациям, когда это хорошо, а когда плохо
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Mastercard заработала в Китае: историческое событие

Американская и международная платёжная система начала обработку внутренних платежей через совместное предприятие NetsUnion JV.

ЕНС (нюанс процедуры взыскания) — опасность кредитования бизнеса за счет несвоевременной уплаты налогов

Рассмотрим занятный, но не сильно "подсвеченный" момент, связанный с формированием решения о взыскании налогов и сборов в условиях действия ЕНС. Как следствие — приостановление операций по счетам.

Мишустин пошел на второй срок: какие задачи стоят перед правительством и кто останется в кресле

10 мая 2024 года депутаты Госдумы утвердили Михаила Мишустина в должности председателя Правительства России. Его кандидатуру внес президент.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году

Любому бизнесу важно находить эффективные решения по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью и поддержанию стабильного денежного потока. Один из наиболее действенных финансовых инструментов — факторинг. Рассмотрим основные виды факторинга и поможем определиться с выбором оптимального решения для вашего бизнеса.

Виды факторинга: что выбрать бизнесу в 2024 году
Инвестиции

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Рассказываю.

Продал акции Газпрома. Какие акции покупать вместо них?

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде

Как мы помогли нашему клиенту выиграть процесс в Лондонском международном арбитражном суде
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Общество

Куда идут в аспирантуру: самые востребованные направления

Росстат назвал самые распространенные направления подготовки среди выпускников в аспирантуре по итогам 2023 года.

УК РФ

На юрлиц стали чаще возбуждать уголовные дела за таможенные нарушения

Таможенные органы отчитались, что возбудили 641 уголовное дело в 1 квартале 2024 года.

Стартовал эксперимент с электронными студенческими билетами и зачетками: что дает

Электронные студенческие билеты и зачетные книжки появятся на Госуслугах. Их можно использовать наравне с бумажными.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить

Компании и предприниматели сотрудничают с внештатниками на основании договора ГПХ. Рассказываем, на какой срок можно составить договор гражданско-правового характера, и какие последствия могут быть, если указать срок неверно.

Договор ГПХ: на какой срок можно заключить
Инвестиции

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

Горняки и металлурги пришли к нам за деньгами, а инвесторы и рады, что не только в лизинг и стройку можно инвестировать. Круто, но есть нюанс — отсутствует финансовая отчётность после 1П2022. Ни за весь 2022 год, ни за 2023 год отчётности нет. Посмотрим, как же так получается, и оценим необходимость участия в этом размещении.

До 17,5% от Абрамовича. Свежие облигации: Евраз на размещении

С Днём Победы!

9 мая, когда мы отмечаем День Победы, мы вспоминаем не только о тех, кто сражался на фронтах, но и о тех, кто с огромным мужеством выдерживал испытания в тылу. Среди них моя бабушка, Ольга Ефимовна, чья история наполнена не только горечью утраты, но и невероятной жизненной силой.

Путин: через 6 лет смертность от ДТП должна снизиться в 1,5 раза

В рамках достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» президент поставил задачу снизить смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Интересные материалы

Инвестиции

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом

Ситуация: ты покупаешь акции компании, которая внезапно становится токсичной и месяц за месяцем нащупывает новое дно. Классический пример — ВТБ. Но это было всегда, а вот более свежие примеры — Сегежа или народное достояние. Газовая компания вообще держится в топ-3 по популярности среди акций, а её ближайшие перспективы не менее туманны, чем Альбион.

Неприятие потери, или почему ты не можешь продать Сегежу с Газпромом