Условия перехода на упрощенную систему
Упрощенная система налогообложения для организаций (юридических лиц)
Основные использованные документы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субЪектов малого предпринимательства"
ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 06.02.1996 N НП-6-02/77 "О порядке применения федерального закона российской федерации от 29.12.95 n 222-фз "об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субЪектов малого предпринимательства"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.03.96 N 27
"О мероприятиях по реализации федерального закона от 29 декабря г. n 222-фз "об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субЪектов малого предпринимательства"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 22.02.1996 N 18
"О форме книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субЪектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 29.02.2000 N 17
"Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального госу- дарственного статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий" (вместе с "инструкцией по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения n пм "сведения об основных показателях деятельности малого предприятия")
<ПИСЬМО> Госналогслужбы РФ от 03.10.1996 N 02-01-17
<О некоторых вопросах применения федерального закона РФ от 29.12.1995 n 222-фз
<ПИСЬМО> МНС РФ от 05.07.99 N ВГ-6-02/531
"О налогообложении единым налогом организаций - комиссионеров, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субЪектов малого предпринимательства"
Хотите научиться бухгалтерии с нуля?
На курсе «Бухгалтер с нуля» мы готовим бухгалтеров-универсалов по новейшей программе 2025 года: вы будете разбирается в учете и налогах, защищать компанию от налоговой, сможете внедрить управленческий учет и грамотно оптимизировать налоги.
Сейчас пройти обучение можно по акции за 36000 10 900 руб. Вы получите
официальный диплом профпереподготовки на 256 акад. часов, внесенный в госреестр.
УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ
Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек (включительно - Письмо МФ РФ от 25 октября 2000 г.? 04-02-05/1) независимо от вида осуществляемой ими деятельности.
Что касается предельной численности работающих, то в Письме Госналогслужбы России от 03.10.1996 N 02-01-17 "О некоторых вопросах применения Федерального закона РФ от 29.12.95 N 222-ФЗ" разЪясняется, что под выражением "предельная численность" следует понимать среднесписочную численность работающих за отчетный период. Определяется она с учетом всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско - правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени.
Определение среднесписочной численности работников производится в соответствии с Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 7 декабря 1998 г. N 121 ( Теперь действует ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 29.02.2000 N 17 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ" (вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ N ПМ "СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ"))
Численность лиц, работающих по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, учитывается в общей численности основного производственного персонала ежемесячно в течение всего срока действия договора. При отсутствии учета рабочего времени этих лиц в списочной численности они принимаются за каждый календарный день как целые единицы. Работники, заключившие трудовой договор с предприятием о выполнении работ на дому личным трудом (надомники), учитываются в среднесписочной численности работников предприятия как целые единицы. Исчисление среднесписочной численности работников, принятых на работу по совместительству, производится исходя из фактически отработанного ими времени с учетом продолжительности рабочего времени, установленной для совместителей законодательством. Положением об условиях работы по совместительству, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. N 81/604-К-3/6-84 (письмо Минфина СССР от 7 апреля 1989 г. N 48 "Об условиях работы по совместительству"), определено, что продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех часов в день или полного рабочего дня в выходной день. Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующих категорий работников. При этом к работникам, работающим по совместительству, относятся как работники данного предприятия, работающие по совместительству в свободное от основной работы время, так и работники других предприятий, работающие по совместительству на данном предприятии. Для целей налогообложения показатель среднесписочной численности определяется исходя из фактических показателей за соответствующие отчетные периоды нарастающим итогом с начала года.
СубЪекты малого предпринимательства имеют право в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субЪектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.
если общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной численности, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом; если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период; если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.
Сущность упрощенной системы
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Учитывая изложенное и согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", малые предприятия, уплачивающие единый налог, освобождаются от: 1. Федеральных налогов, к которым относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- налог на операции с ценными бумагами;
- отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации;
- подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
- налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации;
- сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
- налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.
2. Региональных налогов, к которым относятся следующие налоги:
- налог на имущество предприятий;
- лесной доход;
- плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
От местных налогов, к которым, в частности, относятся:
- налог с продаж;
- налог на рекламу;
- земельный налог;
- налог на содержание жилищного фонда и обЪектов социально-культурной сферы.
Не уплачиваются малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, налоги, установленные ст.9 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль", со следующих видов доходов:
предприятию-акционеру и удовлетворяющим право владельцами этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субЪектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления;
- доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации;
- доходов по иным ценным бумагам
Это означает, что эти виды доходов включаются в состав валовой выручки малого предприятия и облагаются единым налогом в порядке, установленном действующим законодательством.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов, ЕСН. Кроме того, плательщики единого налога, обязаны вносить в бюджет арендную плату за землю и за имущество, находящиеся в государственной собственности. Данные обязательные платежи не включаются в перечень расходов при определении совокупного дохода субЪекта упрощенной системы. Понятие "таможенные платежи" означает все виды платежей, контроль за взиманием которых возложен на таможенные органы, и включает налог на добавленную стоимость по импортным товарам и услугам, акцизы на импортную подакцизную продукцию, ввозные и вывозные таможенные пошлины, все другие обязательные сборы, взимаемые таможенными органами;
Документация
Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
Малые предприятия , перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, счета - фактуры оформлять не должны.
Налогообложение по московскому законодательству. Ставки налога.
В г.Москве патент для юридических лиц предоставляется бесплатно. ОбЪектом обложения единым налогом субЪектов малого предпринимательства - юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, в отчетном периоде (квартале) устанавливается валовая выручка за отчетный период или совокупный доход, полученный за отчетный период в зависимости от доли совокупного дохода в валовой выручке.
1. Для субЪектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению: в федеральный бюджет - в размере 10 процентов от совокупного дохода; в бюджет города Москвы:- 16 процентов для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет от 40 процентов до 45 процентов включительно;
- 20 процентов для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет более 50 процентов.
В случае, когда обЪектом налогообложения для субЪектов малого предпринимательства определенных категорий является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению: в федеральный бюджет - в размере 3,33 процента от суммы валовой выручки; в бюджет города Москвы:- 6,67 процента для юридических лиц, у которых доля совокупного дохода в валовой выручке составляет до 40 процентов
Понятие валовой выручки и совокупного дохода.
Согласно п.3 ст.3 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров, (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
Для субЪектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и осуществляющих посредническую деятельность, валовой выручкой является выручка, полученная от реализации посреднических услуг.
Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и строго установленными расходами (затратами). Перечень затрат, исключаемых при определении совокупного дохода организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, определен п.2 ст.3 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субЪектов малого предпринимательства". Этот перечень видов расходов является исчерпывающим и изменению не подлежит.
Отражение выручки (доходов) малым предприятием, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, для целей налогообложения производится только по мере оплаты, то есть кассовым методом. При этом в расчет должны приниматься фактически поступившие средства, отражаемые в Книге учета доходов и расходов. (ПИСЬМО МФ РФ от 29 октября 1997 г. N 04-02-11/1 и другие разЪяснения)
При кассовом методе под расходами подразумеваются фактически произведенные затраты по оплате стоимости материалов, товаров, сырья и пр. использованных в производственной деятельности. Соответственно если у предприятия возникает разница во времени между датой приобретения товара и датой их оплаты, то при расчете единого налога стоимость приобретенных товаров, материалов, работ, услуг, использованных в производственной деятельности, будет приниматься, только если она фактически оплачена поставщику.
Учет доходов
Доходами признаются все поступления субЪекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества.
Поступления, которые не являются выручкой (доходами), не должны учитываться при расчете базы налогообложения. К таким поступлениям, в частности относятся:
- суммы, полученные за продукцию, отгруженную до перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если предприятие до перехода на упрощенную систему налогообложения учитывало при налогообложении выручку от реализации товаров (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предЪявления покупателю (заказчику) расчетных документов;
- суммы, поступающие организации по полученным ссудам (займам);
- стоимость товара, принадлежащего доверителю или комитенту, от имени или за счет которых совершались определенные действия.
Учет расходов
К расходам, принимаемым для налогообложения, относятся:
- стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива стоимость формируется исходя из цен их приобретения без учета налога на добавленную стоимость).
- эксплуатационные расходы (К эксплуатационным расходам следует относить расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности).
Ни Федеральный закон, ни Порядок детально не раскрывают понятие "расходы на содержание и эксплуатацию". Возможно, под расходами на эксплуатацию понимаются затраты, возникающие в процессе непосредственной эксплуатации средств труда, без которых их функционирование становится невозможным. Исходя из экономического смысла, расходы на содержание оборудования и других рабочих мест представляют собой затраты, связанные с содержанием средств труда, без которых они не могут быть приведены в рабочее состояние (например, энергоресурсы, газ, вода и пр.) и соответственно не могут быть использованы.
- затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности,
- затраты на аренду транспортных средств,
- расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента),
- оказанные услуги (можно применять перечень услуг, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, согласно Постановлению ?552 - ПИСЬМО МФ РФ от 3 июля 1998 г. N 04-02-10/1).
- суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам,
- налог с продаж, уплаченный поставщикам;
- ЕСН и другие отчисления в государственные внебюджетные фонды,
- уплаченные таможенные платежи,
- государственные пошлины и лицензионные сборы.
Перечисленные в Федеральном законе расходы принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства, включая затраты на аренду, уплату процентов по кредитам (в том числе связанных с капитальными затратами и просроченных) и стоимость оказанных услуг.
Из валовой выручки исключаются произведенные расходы, установленные законодательством, в фактических суммах затрат. Их не следует распределять между отгруженной и оплаченной продукцией ( ПИСЬМО МФ РФ от 3 июля 1998 г. N 04-02-10/1).
В перечень не включены такие виды расходов, как затраты на капитальные вложения и приобретение нематериальных активов (включая их износ), а также расходы по оплате труда работников в любой форме, арендная плата за землю, командировочные расходы.
Затраты, не приведенные в этом перечне, покрываются за счет той части дохода, которая остается в распоряжении организаций.
Ведение Книги учета доходов и расходов
Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов утвержден Приказом Минфина России от 22.02.96 N 18 "О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субЪектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" (далее - <Книга>).
Книга учета доходов и расходов ведется в хронологической последовательности, в ней на основе первичных документов позиционным способом отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде.
Все поступления субЪекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества отражаются в графе 4 разд.I "Доходы и расходы" Книги
При расчете единого налога в графе 5 "В том числе не принимаемые для расчета налога" Книги отражаются доходы, которые не должны учитываться при расчете базы налогообложения.
Аналогично, в случае осуществления действий по договорам поручения или комиссии налогоплательщик может отразить в графе 4 "Доходы - всего" весь обЪем товарооборота, а в графе 5 "В том числе не принимаемые для расчета налога" - стоимость товара, принадлежащего доверителю или комитенту. (При расчете налогооблагаемой базы выручкой для поверенного или комиссионера является разница между итогами граф 4 и 5 (в рассматриваемом случае - сумма вознаграждения). Это подтверждено Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.07.99 N ВГ-6-02/531).
В графе 6 этой Книги отражается сумма всех расходов, произведенных за отчетный период, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении единого налога.
Расходы, не указанные в п.2 ст.3 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ, отражаются в графах 6 "расходы всего" и 7 "в т.ч. не принимаемые для расчета налога" Книги и не принимаются при определении налогооблагаемой базы по единому налогу.
Так, расходы по приобретению товаров, не реализованных на отчетную дату, для целей налогообложения из валовой выручки организации не исключаются, а отражаются по графе 7 Книги учета доходов и расходов.
Списание на расходы сырья и материалов производится на основании акта выполненных работ. Расходы по приобретению товаров для целей налогообложения учитываются в следующем порядке. Например, предприятие приобрело 100 компьютеров, реализовало 80, осталось 20. В этом случае в графе 6 "расходы всего" Книги учета доходов и расходов отражаются расходы от приобретения 100 компьютеров, в графе 7 "в т.ч. не принимаемые для расчета налога" отражаются расходы от приобретения 20 компьютеров.
Отчетность и порядок уплаты единого налога
По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца (то есть не позже 19-го), следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога , а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период. При представлении в налоговый орган указанных документов организация предЪявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
В случае превышения оплаченной суммы патента над суммой единого налога, подлежащего уплате по расчету за отчетный период, сумма этого превышения может быть зачтена в счет последующей уплаты или возвращена плательщику по его заявлению.
Возврат к прежней (традиционной) системе налогообложения
При превышении определенной Федеральным законом предельной численности работающих или суммы валовой выручки налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет. Плательщики единого налога в этих случаях решением территориальной налоговой инспекции переводятся на общепринятую систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет.
Большое спасибо за предоставленный материал автору: Larisa S. Sevrjukova
Обсудить статью в форуме:



Начать дискуссию