Налоги, взносы, пошлины

Налоговые споры: развеиваем мифы

Работая в сфере налогового консультирования не первый год, очень часто приходится наблюдать устойчивое заблуждение, т.н. мифы, которые бытуют как в среде налогоплательщиков, так и в среде налоговых органов. Однако большинство из них, как показывает практика, не имеют ничего общего с действительностью, о чем пойдет речь в настоящей статье.
Работая в сфере налогового консультирования не первый год, очень часто приходится наблюдать устойчивое заблуждение, т.н. мифы, которые бытуют как в среде налогоплательщиков, так и в среде налоговых органов. Однако большинство из них, как показывает практика, не имеют ничего общего с действительностью, о чем пойдет речь в настоящей статье.

МИФ №1 (налогоплательщиков)

Налоговый орган после составления акта проверки никогда самостоятельно не изменит свою позицию, поэтому все разговоры на эту тему – пустая трата времени, одна надежда на обжалование в арбитражном суде.

• Наш опыт показывает, что в более чем в 60% случаев необходимых налогоплательщику результатов можно добиться на стадии рассмотрения возражений налоговым органом!
• Это утверждение справедливо и к чисто правовым спорам, и к спорам об использовании необоснованной налоговой выгоды. Причем к последним – даже в большой части!
• Метод – ведение переговоров и поиск компромиссного решения.
• Переговоры исключительно в рамках закона и правового поля, а не «занос чемоданов» в нужный кабинет.
• Основной принцип: отдать меньшее (как правило, 10-20% от доначисленных сумм), гарантированно сохранив большее, сэкономив при этом свое время, деньги и нервы и значительно снизив при этом риск привлечения к уголовной ответственности.

Работает в тех случаях, когда Вам удалось сформировать у лица, принимающего решение:

- осознание полной бесперспективности спора,
- необходимости приложения титанических усилий для решения спора в пользу налогового органа,
- наступление конкретно для него неблагоприятных последствий (плохие показатели работы по взысканию доначисленных сумм, взыскание расходов на оплату услуг представителя, широкая общественная огласка дела и т.п.),
- возможность гарантированно получить 100% результативную проверку (пусть и в суммах гораздо меньших, чем планировалось изначально).

МИФ №2 (налогоплательщиков)

Налоговому органу ни при каких обстоятельствах нельзя раскрывать реальные обстоятельства деятельности налогоплательщика, лучше придерживаться принципа: «Чем меньше знает налоговый орган, тем крепче спит налогоплательщик!»

• С одной стороны этой действительно так. И всей информации о деятельности налогоплательщика налоговому органу раскрывать конечно же раскрывать не стоит.
• Но, порой, доходит до смешного: когда основной целью совершения хозяйственных операций налоговая экономия в действительности не являлась, а налогоплательщик, по привычке, запрятав все «лишнее» документы, сам искренне полагает, что претензии налоговых органов об использовании необоснованной налоговой выгоды обоснованны.

МИФ №3 (налогоплательщиков)

Допущенные налоговым органом процессуальные нарушения при проведении проверки, равно как и формальное соблюдение налогоплательщиком требований закона будут являться основанием для принятия судом решения в пользу налогоплательщика.

• Что касается процессуальных нарушений: единственным серьезным нарушением, которое на практике может повлечь отмену решения налогового органа, является принятие решения налоговым органом без предоставления налогоплательщику права представить свои возражения и участвовать при их рассмотрении. Но налоговые органы такие ошибки допускают крайне редко. Остальные нарушения формальны и могут быть учтены лишь как дополнительные (второстепенные) основания недействительности решения налогового органа.
• Что касается формального соответствия документов налогоплательщика требованиям закона: хотя об этом сказано и написано уже очень много, некоторые налогоплательщики до сих пор наивно полагают, что наличие у них красивого и правильно оформленного пакета документов с контрагентом, гарантированно защитит их претензий налоговых органов. Это не так! Без подтверждения реальности взаимоотношений сторон, при очевидном отсутствии разумной деловой цели совершения хозяйственных операций эти документы абсолютно бесполезны. Напротив, они могут быть использованы как доказательства наличия умысла в действиях налогоплательщика.

МИФ №4 (налоговых органов)

Обжалование решений налоговых органов в вышестоящий налоговый орган – эффективное средство защиты прав налогоплательщиков.

• По нашему опыту в 90% случаев решения нижестоящих налоговых органов остаются неизменными.
• Оставшиеся 10% отмененных или измененных решений приходится на вопиющие нарушения, допущенные нижестоящим налоговым органом.
• Таким образом, быстрое решение вопроса по существу без долгих судебных разбирательств, как это декларируется представителями ФНС РФ, не более чем просто лозунг.
• Более того, в значительной части случаев (а особенно по делам, связанным с использованием необоснованной налоговой выгоды) обращение в вышестоящий налоговый орган провоцирует усиление позиции нижестоящего налогового органа в суде (за счет дачи рекомендаций по сбору доказательств, указаний на необходимость привлечения сотрудников УНП, проведение повторной проверки и т.п.).
• Апелляционное обжалование может быть полезным в случае необходимости гарантированно отсрочить исполнение решения налогового органа и за это время:
• перестроить систему оплаты с покупателями и заказчиками, тем самым избежав парализации деятельности предприятия, если налоговым органом все-таки будут выставленные инкассовые поручения на счета предприятия;
• подготовить аргументированные исковое заявление в суд и заявление о принятии обеспечительных мер.
• Кстати сказать, что касается рассмотрения заявлений о принятии обеспечительных арбитражными судами, по нашему опыту работы в настоящее время в арбитражных судах преобладают отказы в удовлетворении таких заявлений, поэтому к подготовке таких заявлений необходимо относится очень серьезно (по нашему опыты: удовлетворяют в 2-х из 3-х случаев, но при этом, эти заявления по размеру и количеству аргументов сопоставимы с самим исковым заявлением).

МИФ №5 (налогоплательщиков и налоговых органов)

Арбитражные суды рассматривают дела предвзято и в последнее время практически всегда принимают решения в пользу налоговых органов / налогоплательщиков.

• Арбитражные суды рассматривают дела объективно и равно так как представляют свои интересы налоговые органы и налогоплательщики.
• Важно и что говорят представители стороны по делу и как они это говорят. Уверенность представителя – далеко не последняя составляющая успеха.
• Основной упор на экономику, а не формальные процессуальные нарушения или формальное соответствие документов закону.
• Показательный пример: в текстах наших исковых заявлениях о признании недействительными решений налоговых органов по делам, связанным с получением необоснованной налоговой выгоды, ссылка на нормы права встречается от силы 1-2 раза.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру