Клерк.Ру

Используем личное имущество сотрудника: Компенсация за использование в служебных целях

Источник: ЗАО АК «Арт-Аудит»

Компаниям иногда удобнее пользоваться личным имуществом сотрудников, нежели приобретать или брать в аренду подобное имущество. В этом случае работник, использующий собственное имущество в служебных целях, получает соответствующую компенсацию от работодателя. При выплате такой компенсации возникают «подводные камни», о которых бухгалтер может и не подозревать.

Согласно статье 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. При этом размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
В качестве личного имущества сотрудника, которым пользуется компания, обычно выступает автомобиль или мобильный телефон. Сначала рассмотрим вариант с выплатой компенсации сотруднику за использование личного автомобиля в служебных целях.

Используем автомобиль сотрудника

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ. Данные нормы утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией». Сразу предупредим, что приведенные в этом документе нормы настолько далеки от действительности, что ни один работник не согласится использовать свой автомобиль в служебных целях за такие деньги. Поэтому суммы компенсации организации обычно устанавливают в суммах, значительно превышающих действующие нормативы. Это не является нарушением, но при налогообложении прибыли компания сможет учесть в расходах не всю сумму компенсации, а только в пределах норм (п. 38 ст. 270 НК РФ).
Приведем нормативы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92. По легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя:
- до 2000 куб. см включительно 1200 рублей в месяц;

- свыше 2000 куб. см 1500 рублей в месяц.

Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ). Основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личное имущество в служебных целях, является приказ руководителя организации, в котором устанавливаются размеры таких компенсаций (Письмо УФНС по г. Москве от 21 января 2008 г. № 28-11/4115).
Для получения компенсации работники, использующие личный транспорт для служебных поездок, представляют в бухгалтерию предприятия, учреждения, организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке, и ведут учет служебных поездок в путевых листах. Работнику, использующему личный легковой автомобиль для служебных поездок на основании доверенности собственника автомобиля, компенсация выплачивается в таком же порядке.

Следует обратить внимание на следующий важный момент. По мнению чиновников, в размерах компенсации, установленных законодательством, уже учтено возмещение полного объема возникающих в процессе эксплуатации затрат (износ, горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание, ремонт). Дополнительно данные затраты на автомобиль не могут быть учтены в составе расходов. Это означает, что затраты на ГСМ, ремонт, возмещаемые сотруднику по представленным им в бухгалтерию документам, фактически учитываться в расходах при налогообложении прибыли не могут, ведь понятно, что эти затраты, учитывая сложившиеся цены на бензин, запасные части для авто, гораздо выше норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ на сегодняшний день.

Однако мнение чиновников небесспорно. Если обратиться к статье 188 ТК РФ, то видно, что компенсация и возмещение расходов, связанных с использованием личного имущества, – не тождественные понятия. Там сказано, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.
Поэтому можно сделать вывод, что сумма компенсации может быть зафиксирована отдельно, а расходы, связанные с использованием автомобиля (такие как ГСМ и ремонт) возмещаться по факту – по подтверждающим документам. И при этом сумму возмещения организация, на наш взгляд, вправе учитывать в расходах при налогообложении прибыли в полном объеме, а сумму непосредственно компенсации – в пределах норм.
Также необходимо учитывать, что расходы в виде выплаты работникам компенсации за использование личного транспорта могут быть учтены в целях налогообложения прибыли только в тех случаях, когда их работа связана с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями. На это неоднократно обращают внимание чиновники в своих разъяснениях (Письмо УФНС по г. Москве от 22 февраля 2007 г. № 20-12/016776).

Если сотрудник, использующий личный автотранспорт в служебных целях, в каком-то месяце находился в отпуске, командировке или, допустим, болел, то в такой ситуации налоговики не разрешат отнести всю сумму норматива на расходы в целях налогообложения прибыли. В такой ситуации, если организация предпочтет пойти наименее рискованным путем, лучше всего отнести на расходы норматив в той части, что приходится на количество дней нахождения сотрудника на рабочем месте.

Пример: Торговому агенту, использующему в служебных целях личный автомобиль с объемом двигателя до 2000 куб. см, приказом руководителя установлена компенсация в размере 9000 руб. в месяц. Норматив составляет 1200 руб. в месяц. В период с 1 по 8 февраля 2008 г. торговый агент был в отпуске.
Рассчитаем ту часть компенсации за использование личного автомобиля, которую организация вправе отнести на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.
Поскольку в феврале 2008 г. 20 рабочих дней, то за один рабочий день сумма компенсации составит 60 руб. (1200 руб. / 20 дн.), а за 14 отработанных дней - 840 руб. (60 руб. x 14 дн.).
В целях налогообложения прибыли в расходы можно включить сумму 840 руб.

 Теперь рассмотрим ситуацию по выплате компенсации с точки зрения «зарплатных» налогов.
Как известно, компенсационные выплаты не являются доходом сотрудников, поэтому НДФЛ платить не надо (п. 3 ст. 217 НК). Не облагается компенсация и ЕСН (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК), а также пенсионными взносами. Однако как в статье 217, так и в статье 238 есть оговорка о том, что компенсации должны быть «в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации». Как говорилось выше, такие нормы действительно существуют (Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92). Правда, они разработаны лишь для расчета налога на прибыль. Спор о том, использовать или нет эти нормы при расчете других налогов, идет давно. Специалисты Минфина и налоговики убеждены, что раз специальные ограничения для НДФЛ и ЕСН не разработаны, то подойдут и лимиты, определенные для прибыли. Соответственно, размер компенсации за использование личного транспорта, превышающий установленные нормы, должен облагаться налогом на доходы физических лиц в установленном порядке (Письма Минфина России от 26 марта 2007 г. № 03-04-06-01/84, от 29 декабря 2006 г. № 03-05-02-04/192, Письмо МНС России от 2 июня 2004 г. № 04-2-06/419@).

Однако судьи в подобных ситуациях чаще всего встают на сторону фирм. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23 января 2006 г. № А26-6101/2005-210 указано: «когда законодатель предусматривает применение нормативов, установленных для целей исчисления одного налога к другому налогу, он использует такой прием юридической техники, как прямая отсылка к положениям, установленным для соответствующего налога». В статьях 217 и 238 такая отсылка отсутствует. Да и сам Налоговый кодекс утверждает: закон должен быть написан так, чтобы «каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить» (п. 6 ст. 3 НК). Следовательно, по мнению арбитров, компенсация за использование личного автотранспорта полностью не облагается НДФЛ и ЕСН. Положительным примером является и Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2007 г. № Ф08-4799/2006-2035А.

Более того, в пользу организации по данным спорам высказался и Президиум ВАС РФ в Постановлении от 30 января 2007 г. № 10627/06: «Предельные нормы расходов организаций на выплату таких компенсаций, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 92, установлены в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса в целях формирования расходов налогоплательщиков - организаций при исчислении налога на прибыль организаций и не могут быть применены для исчисления другого налога иной категории налогоплательщиков - физических лиц».
А вот ФАС Уральского округа в Постановлении от 18 марта 2008 г. № Ф09-511/08-С2 вынес решение в пользу налогового органа, доначислившего НДФЛ на всю сумму компенсации, выплаченной сотруднику. Правда, решающую роль сыграло то обстоятельство, что организацией не были представлены соглашение, заключенное между работником и работодателем, о размере компенсации, а также расчеты (калькуляция) выплачиваемых работникам компенсаций. Поэтому позаботьтесь о наличии в организации всех этих документов в случае, если вы приняли решение не удерживать НДФЛ со всей суммы компенсации.

Если компания желает избежать споров с налоговыми органами, то в случае превышения размера компенсации над нормативом она может принять решение заплатить НДФЛ. С соцналогом проще. Поскольку сверхлимитную выплату не учитывают при налогообложении прибыли, то в любом случае не надо облагать ее единым социальным налогом (п. 3 ст. 236 НК) и, соответственно, страховыми взносами в Пенсионный фонд.
Но также не нужно забывать и о наличии документов, подтверждающих использование личного авто сотрудника в служебных целях. Такими документами могут быть путевые, маршрутные листы. Причем указание в этих документах (помимо всех остальных обязательных реквизитов) мест следования автомобиля может быть недостаточным. В судебной практике можно встретить решения, в которых суд принял сторону налоговых органов на том лишь основании, что маршрутные листы не содержали отметок о пребывании в месте посещения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 января 2007 г. № А05-5764/2006-20). В итоге суд сделал вывод, что размер расходов за использование авто подлежит включению в налоговую базу по НДФЛ. Поэтому по возможности в целях исключения налоговых рисков позаботьтесь о наличии таких отметок в подтверждающих документах. 

Используем мобильный телефон сотрудника
При выполнении своих трудовых обязанностей сотрудникам часто приходится делать звонки с мобильных телефонов в «служебных целях». Многие компании, понимая данную ситуацию, компенсируют сотрудникам часть расходов на мобильную связь, либо выдают им сим-карты, предназначенные исключительно для осуществления «служебных» звонков.
При этом не многие компании наряду с выдачей сим-карты готовы предоставить сотрудникам мобильный телефон. Поэтому сотрудники вынуждены использовать в служебных целях личные мобильные телефоны. Если компания не будет выплачивать им компенсацию за использование личного имущества в служебных целях, могут возникнуть негативные последствия. Дело в том, что использование личного телефона сотрудника в служебных целях (использование личного телефона для звонков по долгу службы) налоговики могут расценить как получение компанией от своих сотрудников в безвозмездное пользование имущества (сотовых телефонов), которое должно формировать внереализационный доход (п. 8 ст. 250 НК РФ). Такая позиция изложена, к примеру, в Письме УФНС по г. Москве от 30 июня 2008 г. № 20-12/061156.

Поэтому во избежание налоговых рисков по налогу на прибыль мы рекомендуем организациям за такое пользование выдавать сотрудникам компенсацию. Как и в случае использования в служебных целях личного автомобиля основанием для выплаты компенсации работникам, использующим личное имущество в служебных целях, будет являться приказ руководителя организации, в котором установлен размер такой компенсации. В отличие от компенсации за использование автомобиля компенсация за использование телефона не нормируется в целях налогообложения прибыли, поэтому организация может отнести на расходы всю сумму компенсации. 
Но при этом важно отметить, что компания должна иметь доказательства использования личного телефона сотрудников в служебных целях. Этими документами могут быть:
- утвержденный руководителем перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи;
- приказ на установление лимитов расходов на мобильную связь;
- документ с личной росписью сотрудника, подтверждающий получение сотрудником телефона и/или сим-карты;
- договор с оператором на оказание услуг связи;
- детализированные счета оператора связи;
- отчеты сотрудника о произведенных расходах (если услуги связи оплачивал сам сотрудник);
- отчеты сотрудника о расходах, указанных в детализированном счете, приходящихся на личные переговоры.

Что касается НДФЛ, то денежная компенсация за использование сотового телефона, принадлежащего работнику организации, не облагается НДФЛ в пределах установленных организацией размеров (Письмо УФНС по г. Москве от 21 января 2008 г. № 28-11/4115). В этом же письме говорится, что организация должна иметь документы (или их копии), подтверждающие право собственности работника на используемое имущество и расходы, понесенные при использовании данного имущества в служебных целях.