Для совершенствования выпускаемой продукции предприятие может разработать технические условия. Такую задачу можно поручить специализированным организациям, а также выполнить самостоятельно. При этом имеются аргументы, которые в обоих случаях позволяют единовременно учесть расходы при расчете налога на прибыль.
Общие правила оформления, согласования и утверждения ТУ на продукцию устанавливает ГОСТ 2.114-95 «Единая система конструкторской документации. Технические условия» (введен постановлением Госстандарта России от 8 августа 1995 г. № 425). Правда, в отношении техусловий на пищевые продукты действует ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению» (утвержден постановлением Госстандарта России от 25 апреля 2001 г. № 191-ст).
По сути, ТУ – заменитель ГОСТа. Они разрабатываются по решению изготовителя или по требованию заказчика (потребителя) продукции на одно или несколько изделий, материалов, веществ:
– если нет ГОСТа, общих технических условий или технических условий;
– если есть общие технические условия, но производителю нужно уточнить или дополнить требования к конкретному продукту (п. 3.3 ГОСТ Р 51740-2001).
Согласно пункту 4.1 ГОСТ 2.114-95, техусловия на продукцию состоят из вводной части и следующих разделов:
– область применения;
– технические требования;
– требования безопасности и охраны окружающей среды;
– правила приемки;
– методы испытаний (контроля);
– правила транспортирования и хранения;
– указания по эксплуатации;
– гарантии изготовителя.
Как видно из названия разделов, технические условия – это не только гарантия потребителя в отношении качества продукции, но и самого изготовителя от неправомерных претензий. Например, предположим, что качество было нарушено в процессе транспортировки. В данном случае изготовитель, опираясь на грамотно разработанные стандарты, сможет доказать, что снижение качества вызвано несоблюдением перевозчиком требований технических условий.
Если их не соблюдать, то предприятию грозит ответственность, предусмотренная частью 1 статьи 14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Размер штрафов следующий:
– для должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
– для юридических лиц – от 20 000 до 30 000 руб.
Правда, для согласования техусловий по пищевым продуктам предусмотрен особый порядок. Они должны согласовываться с органами госконтроля. Такая процедура осуществляется в четыре этапа:
1) проводится санитарно-эпидемиологическая экспертиза в специализированной организации;
2) проводится согласование с территориальными органами Ростехрегулирования, о чем предприятию выдается экспертное заключение, а также проставляется отметка на каждом листе ТУ и каталожном листе продукции;
3) держатель подлинника ТУ утверждает его, указывая дату введения на титульном листе;
4) информация о ТУ предоставляется в территориальные органы Ростехрегулирования.
1) разработать их самостоятельно;
2) заказать разработку специализированной организации;
3) купить подлинник ТУ у его держателя;
4) приобрести учтенную копию ТУ для производства продукции по ней.
В пункте 5.10 ГОСТ 2.114-95 есть упоминание о договоре передачи комплекта технической документации. Именно по такому договору и будет передаваться подлинник или копия ТУ. Но в Гражданском кодексе РФ не поименован такой вид договора. Фактически это договор купли-продажи.
Если же предприятие заказывает разработку техусловий специализированной организации, с нею подписывается договор возмездного оказания услуг.
Соответственно ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете техусловия не могут быть учтены как НИОКР. Следовательно, в налоговом учете нет необходимости равномерно списывать затраты на ТУ в течение года.
Кстати, аналогичная позиция подтверждается и арбитражной практикой (постановление ФАС Уральского округа от 20 октября 2008 г. № Ф09-7467/08-С3, определение ВАС РФ от 20 февраля 2009 г. № ВАС-1414/09).
Хотя справедливости ради следует отметить, что суды говорят о возможности единовременного признании расходов на техническую документацию (к которой и относится ТУ) в случае отсутствия элементов новизны. Если же техусловия направлены на применение новых знаний, способов производства, технологий, тогда они действительно должны признаваться в учете как НИОКР.
При этом могут возникнуть сложности с определением срока полезного использования техусловий, ведь они приобретаются, как правило, для постоянного использования в производстве. По таким активам амортизация в бухгалтерском учете не начисляется (п. 23, 25 ПБУ 14/2007).
В налоговом учете по таким НМА с 1 января 2011 года предприятие может самостоятельно установить срок полезного использования. Правда, он не может быть менее двух лет. Такая норма зафиксирована в пункте 2 статьи 258 Налогового кодекса РФ.
При «упрощенке» расходы на техусловия можно признать на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в производстве" №6, июнь 2011 г.
Начать дискуссию