Экономика России

Сохранить коррупцию

К такому выводу пришли на заседании Комитета АЭВТ по коммерческой деятельности авиакомпаний, где был рассмотрен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации" от 23 июня 2007 г. № 397.
755 0
Сохранить коррупцию
На фото Виталий Коренюгин

Сохранить коррупцию. К такому выводу пришли на заседании Комитета АЭВТ по коммерческой деятельности авиакомпаний, где был рассмотрен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации" от 23 июня 2007 г. № 397. Новые нормы лицензирования, предложенные государством, создают условия для вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательства, предпосылки для устранения конкуренции на рынке, а также вводят в оборот оценочные факторы, что является одним из признаков наличия коррупционной составляющей.

К концу текущего года набирает обороты полемика относительно регулирования рынка авиаперевозок, доступа на рынок и сохранения конкуренции. Одновременно с ужесточением правил на рынке регулярных авиаперевозок, Минтранс начал проводить с сентября либерализацию в сегменте чартерных полетов.

Авиационные власти частично ограничили действия скандального приказа Минтранса №92, обязывающего согласовывать чартерные рейсы с назначенным регулярным перевозчиком. Ограничения согласовывать чартерные рейсы остались только на маршрутах во Францию, на Кипр и в Болгарию. Как оказалось — нет. Есть еще направления, где не хотят видеть чужаков и делить поляну с конкурентом, даже если перевозчик на направлении один.

Рынок потряс очередной конфликт двух титанов российской авиаотрасли - Аэрофлота и Трансаэро по поводу итальянских чартерных рейсов на декабрь-январь. Аэрофлот не пускает Трансаеро в Милан, Венецию и Рим в Новый год, а Трансаэро грозит судом Росавиации и жалуется в Минтранс на Аэрофлот.

Ситуация напоминает пословицу «милые бранятся – только тешатся». Обе авиакомпании уже поднаторели в боях с «пузатой мелочью» типа SkyExpress и «Татарстан», не пуская их в Ларнаку, Пардубице и Ираклион, практически закрыв международные рынки для конкурентов, лишив их возможности получать доход. Чем закончилась история со SkyExpress – известно, авиакомпания начала реализацию масштабной чартерной программы из регионов, но запаса хода не хватило. Росавиация закрыла перевозчика, чьи маршруты и чартерные программы достались авиакомпании Кубань, пытавшейся интегрироваться с дискаунтером, но безуспешно.

Как показывает практика, монополисты продолжают тактику «выжженной земли», ревностно охраняя свою территорию не только от авиакомпаний второго эшелона, но и от конкурентов побольше. Таким образом, сохраняется ситуация, когда регулятор сначала официально заявляет от либерализации перевозок, хотя бы для своих, российских авиакомпаний, а на деле продолжает сохранять политику «закрытого неба» и «закрытых рынков» не только для иностранных авиакомпаний, что еще можно понять, но и для своих родных, ограничивая россиян в выборе цены и перевозчика.

Ситуацию осложняют на фоне всего этого еще и законодательные инициативы Минтранса, который предлагает ввести с июля 2012 г. систему обязательного страхования ответственности перевозчика за неисполнение перевозки пассажира, против которых практически все авиакомпании, включая Аэрофлот.

Все эти меры были бы хороши года два-три назад, но не сейчас. Да и создание фонда по страхованию на базе Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС) вызывает сомнения, как в целесообразности создания самого фонда, так и в категориях страхования. Вместо того, чтобы принять предложения авиаотрасли о внесении изменений в Закон о банкротстве и сделать уход  авиаперевозчиков с рынка более цивилизованным и подконтрольным, как это сделано в США, перевозчикам навязываются дополнительные кабальные нормы по отчислению денежных средств в еще один фонд.

Напомню, что American Airlines подала заявление о банкротстве согласно 11 главе Кодекса США о банкротстве, допускающей реорганизацию при использовании законов США о банкротстве. Согласно Главе 11, банкротом себя может объявить любое предприятие, организованное как корпорация или частная собственность, а также частные лица в индивидуальном порядке (хотя в основном используется для корпоративных организаций).

В отношении российских авиакомпаний таких норм нет и контролируемого банкротства никто предложить не может. Отсюда и желание, что называется «подстелить соломку», которая выльется для пассажиров и авиакомпаний утечкой средств и станет дополнительным источником финансирования страховщиков.

Мне, как пассажиру, летающему 5-10 раз в год, очень не хочется платить в стоимости авиабилета за другого пассажира, выбравшего себе перевозчика, которого остановит регулятор или аэропорт. Сколько авиакомпаний за последние четыре года остановилось так, что пассажиры остались в аэропортах не вывезенные, помните? Всего три – AirUnion, КД-авиа и Континент.

Если ли смысл облагать податями 50 млн летающих россиян, когда в год останавливается всего одна авиакомпания и количество застрявших в аэропортах не превышает 1000 человек? Думаю, нет.

Есть ли смысл обременять 100 действующих авиаперевозчиков новыми отчислениями из выручки ради одной авиакомпании в год? Конечно же, нет!

Страшно представить сколько средств будет аккумулировано в течение года если даже отчислять за каждого пассажира по 1 доллару в новый фонд – 50 млн долларов или 1,5 млрд рублей, и это для того, чтобы подстраховать перевозку одной тысячи пассажиров! А если не будет остановившихся авиакомпаний или авиакомпании, как, например, Авианова и SkyExpress будут остановлены без ущерба для пассажиров, ну за исключением возврата денег за отмененные рейсы? Куда пойдут накопленные деньги, кто будет ими распоряжаться и управлять? Пока ответ очевиден – страховщики, но при чем тут авиация и как это улучшит ситуацию в отрасли, повысит доверие к ней и, в конце концов, повлияет на рост количества полетов отдельно взятого россиянина в течение года?

На мой взгляд, пассажир должен нести свои риски самостоятельно, коль скоро он выбирает авиакомпанию, исходя из собственных предпочтений или с силу сложившихся обстоятельств. Я не принимаю аргументов, когда мне говорят об отсутствии альтернативы, она всегда найдется – поезд, автомобиль, автобус, другой перевозчик.

Государство в этом случае может лишь обязать другие авиакомпании перевезти пассажиров авиакомпании-банкрота на свободных креслах летающей авиакомпании, впоследствии компенсировав ей расходы на перевозку из госбюджета, как это делалось ранее. Пока вмешательство регулятора в хозяйственную деятельность продолжается, остается и коррупционный фактор, о котором было заявлено на комитете Ассоциации перевозчиков. То есть, цель государства не развивать авиацию, не стимулировать конкуренцию и не снижать финансовую нагрузку? Я правильно понял наше государство? А вы как считаете?

Начать дискуссию

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
138

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
261
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

105

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
118

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
217
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

58
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
64
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.