Клерк.Ру

Комментарий к Письму Минфина РФ от 10.12.2013 № 02-06-007/54200

Несмотря на то, что комментируемое нами Письмо Минфина РФ от 10.12.2013 № 02-06-007/54200 адресовано бюджетным учреждениям, оно может применяться и автономными учреждениями при определении порядка выдачи иностранной валюты на командировочные расходы сотрудникам, выезжающим за рубеж, поскольку разъяснения, приведенные в письме, основаны на нормах Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютной системе) и Инструкции № 157н которые распространяют свою юридическую силу как на бюджетные, так и на автономные учреждения.

В соответствии со ст. 167 ТК РФ командированному лицу гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. К таким расходам относятся (ст. 168 ТК РФ):

  • расходы на проезд;
  • расходы на наем жилого помещения;
  • дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
  • иные расходы, произведенные работником с разрешения работодателя.
Это касается абсолютно всех работодателей, не исключение и автономные учреждения.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, направляющих работников в такие командировки на территории иностранных государств, размеры суточных в иностранной валюте определены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 № 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (далее – Постановление № 812). При этом указанным документом предусмотрены суточные в иностранной валюте той страны, в которую работник направляется в командировку. Учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы других уровней (субъекта РФ, муниципального образования), при определении размера возмещения таких расходов руководствуются нормативным актом, изданным соответственно субъектом РФ или муниципальным органом власти. В качестве примера можно привести следующие нормативные акты: Постановление Администрации Муниципального района «Корткеросский» от 24.05.2013 № 870 «О размерах и порядке возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории иностранных государств работникам администрации муниципального района «Корткеросский»; Постановление Правительства Республики Карелия от 26.06.2006 № 86-П «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств бюджета Республики Карелия».

В случае если работники отправляются в командировку для выполнения заданий в рамках приносящей доход деятельности, то размер возмещения расходов по служебным командировкам определяется учреждением самостоятельно.

В комментируемом письме Минфинобращает внимание на то, что резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счетав иностранной валюте, если иное не установлено Законом о валютной системе. Заметим, что к резидентам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ (ст. 1 данного закона).

Приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа являются валютными операциями (пп. «а» п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном контроле).

Минфин, ссылаясь на положения Закона о валютном контроле, разъясняет, что учреждение вправе выдавать из кассы аванс на командировку в иностранной валюте при условии наличия у него валютного счета. То есть учреждение открывает валютный счет и на него с лицевого счета переводит средства, необходимые для выдачи аванса командированному сотруднику и возмещения оставшейся части расходов. С валютного счета денежные средства в иностранной валюте поступаются в кассу учреждения и затем выдаются подотчет.

Обратите внимание

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 10.12.2013 № 02-06-007/54200,покупка валюты через банк также предполагает наличие у учреждения валютного счета. Зачастую на практике учреждения, не имея валютного счета, получают в кассу наличные денежные средства с лицевого счета и выдают их подотчетному лицу для последующего обмена валюты, которое сдает ее в кассу учреждения. Далее валюта из кассы учреждения выдается сотруднику, направляемому в командировку на территорию иностранного государства. Совершение таких операций учреждением при отсутствии у него валютного счета неправомерно.

Осуществление незаконных валютных операций, то есть запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты, номинальная стоимость которой указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, влечет ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ: наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Принимая во внимание положения п. 13, 215 Инструкции № 157н, п. 108, 109 Инструкции № 183н, приведем пример, как в бухгалтерском учете отражаются операциипо выдаче аванса в иностранной валюте.

Пример

Согласно приказу руководителя учреждения Иванов А. И. отправлен в командировку в Италию в г. Верона в период с 12.11.2013 по 22.11.2013 сроком на 9 рабочих дней. Авиабилеты работнику были приобретены безналичным путем и выданы из кассы учреждения 08.11.2013 вместе с суточными в размере 428 евро.

Для совершения валютной операции учреждение открыло валютный счет в банке, куда перечислило денежные средства в размере 22 326 руб., что составило 500 евро. Объясним, как получилась такая сумма. Согласно Постановлению № 812 размер суточных при направлении в Италию равен 65 долл. США в сутки. Работник находится в командировке 9 суток. Курс валюты на день ее приобретения составил 32,6284 руб. за 1 долл. США. Таким образом, сумма за период командировки будет равна 19 087,61 руб. (65 евро х 9 суток х 32,6284 руб.). Курс евро на момент покупки валюты – 44,652 руб. за 1 евро. То есть на 19 087,61 руб. можно купить 427,48 евро (19 087,61 руб. / 44,652 руб. за 1 евро). Поскольку курс валюты колеблется, учреждением был принято решение перевести на валютный счет сумму, достаточную для приобретения 500 евро, что составило 22 326 руб. (500 евро х 44,652 руб. за 1 евро).

Сумма в размере 500 евро была снята в кассу учреждения, из которой 428 евро были выданы работнику.

По возвращению из командировки работник представил авансовый отчет, в котором отчитался о произведенных расходах.

Операции совершаются в рамках деятельности, финансируемой за счет средств субсидий на выполнение задания учредителя.

Для упрощения примера предположим, что при совершении операций с иностранной валютой курс евро к рублю составил 44,652 руб. за 1 евро.

В бухгалтерском учете операции по перечислению денежных средств на валютный счет, снятию с валютного счета наличных денежных средств в кассу учреждения будут отражаться следующими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислены денежные средства с лицевого счета на валютный счет

4 201 11 000

(валютный счет)

4 201 11 000

(лицевой счет)

22 326

Сняты в кассу денежные средства в иностранной валюте

(500 евро х 44,652 руб. 1 евро)

0 210 03 000

4 201 34 000

2 201 11 000

(валютный счет)

0 210 03 000

22 326

22 326

Выдана командировочному сотруднику валюта в подотчет

(428 евро х 44,652 руб. 1 евро)

4 208 12 000

4 201 34 000

19 111,06

Приняты расходы подотчетного лица

4 109 60 212

4 208 12 000

19 111,06

  • Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
  • Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.