Сравнение законодательства по налогообложению прибыли до и после ввода в действие Главы 25 НК РФ.

Глава 25 НК РФЗакон ? 2116-1 от 27.12.91

Налогоплательщики.

Статья 246 называет три категории налогоплательщиков: российские юридические лица, иностранные юридические лица, действующие через постоянное представительство, иностранные юридические лица, без представительства, в части доходов от источников в РФ. Обособленные подразделения не относятся к указанным категориям, следовательно, они исключены из числа налогоплательщиков. Вместе с тем предприятия, не имеющие налоговой базы по прибыли (в связи с переходом на уплату ЕНВД, или на упрощенную систему налогообложения) являются налогоплательщиками и не освобождаются от подачи налоговой декларации. Что касается сельхозпроизводителей - в главе 25 для них не предусмотрено исключения. Однако, возможно в специальной главе НК данная категория предприятий будет исключена из числа налогоплательщиков.

Статья 1 пунктом "б", "в" включает филиалы и обособленные подразделения в состав налогоплательщиков и пунктом 5 указанной статьи исключает из числа налогоплательщиков предприятия в части прибыли, полученной от реализации сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции. [Согласно статье 2 Федерального закона ? 110-ФЗ, льгота для сельскохозяйственных предприятий продолжает действовать до вступления в силу специальной главы НК РФ для сельскохозяйственных производителей].

ОбЪект налогообложения.

Для российских юридических лиц, и иностранных юридических лиц, действующих через постоянное представительство, обЪектом налогообложения признается разница между доходами и расходами, рассчитанными в соответствии с главой 25 (См. статью 247), а для иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представительства, - доход, полученный от источника в РФ, определяемый в соответствии со статьей 309 главы 25 НК РФ.

Статья 2 (пункты 1-15) содержала общие указания по определению прибыли для различных видов операций российских юридических лиц . Статья 3 описывала порядок определения прибыли для иностранных юридических лиц. Общий подход для определения обЪектов налогообложения сохранился. Однако основой определения обЪектов налогообложения были данные бухгалтерского учета (с корректировками), а с нового года - данные регистров налогового учета.

Ставки налога.

Статья 284 устанавливает следующие налоговые ставки: для доходов, кроме нижеперечислямых - 24% (7,5% в бюджет РФ+14,5% в бюджет субЪекта федерации +2% в местный бюджет); для доходов иностранных предприятий от источников в РФ - 20% ; для доходов иностранных предприятий. полученного от транспортных средств международной перевозки -10%; для доходы в виде дивидендов предприятий-резидентов РФ - 6% (в статье указаны также физические лица, что, вероятно, подлежит исправлению); для доходов в виде дивидендов нерезидентов РФ -15%; для дохода от ценных бумаг РФ и ценных бумаг субЪектов РФ - 15%; для дохода по ценным бумагам в соответствии с перечнем (подпункт 2 пункта 3 статьи 284) - 0%, для прибыли Центрального банка РФ - 0%.

Статья 5 закона ? 2116-1 предусматривала следующие налоговые ставки: для прибыли от обычных видов деятельности - в федеральный бюджет - 11%, в бюджеты субЪектов федерации - до 19% ; для прибыли от посреднических операций, для бирж, страховщиков, брокерских контор и кредитных учреждений - в федеральный бюджет - до 27% , в местные бюджеты - до 5%. Ставка налога понижалась на 50% если не менее 50% работников предприятия - инвалиды.

Налоговый и отчетный период.

Налоговый период - год; Отчетный период - квартал, полугодие, девять месяцев (см. статью 285 главы 25 НК РФ), в том числе для предприятий, перешедших на ежемесячную уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной за месяц прибыли.

Налоговый период - год, отчетный период - квартал, полугодие, девять месяцев, год или месяц, 2 месяца и т.д. (нарастающим итогом для перешедших на ежемесячную уплату налога от фактической прибыли.)

Порядок и сроки уплаты налогов.

Отменен порядок доплат, рассчитываемых в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ. В соответствии со статьей 287, ежемесячные авансовые платежи уплачиваются не позднее 15 числа каждого месяца этого отчетного периода (30 числа для плательщиков от фактической прибыли). В соответствии со статьей 286 сумма к платежу рассчитывается исходя из фактически уплаченных авансовых платежей по налогу на прибыль за предшествующий отчетный период. Право на ежеквартальную уплату налога будут иметь предприятия, у которых за 4 предыдущие квартала сумма выручки не превышала 3 млн. руб. за каждый квартал (с оговоркой, определяемая в соответствии со статьей 249 главы 25). О возможности рассчитать выручку с учетом положений Главы 25 см. комментарий по строке "38" столбца "В" настоящей таблицы.

Предприятия в общем случае уплачивали авансовые платежи исходя из планируемой прибыли в отчетном периоде, производили доплату, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, вносили доплату в срок, не позднее 5 дней от срока предусмотренного для предоставления налогового расчета.

Сроки предоставления налоговых расчетов.

Срок представления годовой декларации по налогу на прибыль - 31 марта года, следующего за отчетным. Срок представления квартальной отчетности - не позднее 30 дня со дня отчетного периода. Для бюджетных учреждений срок представления годовой декларации сокращен на 10 дней. См. статью 289.

Сроки представления годового расчета по налогу на прибыль для бюджетных учреждений - не позднее 10-и дневного срока со дня, установленного для представления годового бухгалтерского отчета (См. Инструкция МНС РФ ?48 от 20.08.98, статью 21), для коммерческих предприятий - сроки представления налоговых расчетов совпадали со сроками представления бухгалтерской отчетности (См. Инструкцию ? 62 от 15.06.00, статью 5, пункт 5.2.), срок представления бухгалтерской отчетности за год - 90 дней по окончании отчетного года, срок для отчетности за квартал - 30 дней по окончании отчетного периода (См. федеральный закон о ? 129-ФЗ от 29.11.96, статью 15). Отменено обязательство налогоплательщиков подавать в ИМНС справки о суммах предполагаемой прибыли. Существовало обязательство налогоплательщиков представлять в ИМНС справку о суммах предполагаемой прибыли для расчета авансовых платежей (см. Инструкцию ? 62 от 15.06.00, статью 5 пункт 5.2.).

Порядок определения доходов (расходов), классификация доходов (расходов).

Появилось требование обязательной группировки доходов (расходов). Классификация доходов дается в статье 248. Доходы (расходы) делятся на доходы (расходы) на реализацию и внереализационные. В соответствии с ПБУ 9/99 доходы (расходы) подразделяются на реализационные, операционные, внереализационные, чрезвычайные. Первые используются как база при определении пределов учитываемых в целях налогообложения прибыли расходов на формирование резервов по сомнительным долгам, а также предельных рекламных расходов. Впервые уточнено, что в составе доходов от реализации учитываются доходы от реализации имущественных прав.

Особенности определения налоговой базы по различным видам доходов регламентируются в статьях, посвященных обЪектам налогообложения (статьи 2,3 закона ? 2116-1).

Основания для расчета налоговой базы.

Налоговая база определяется на основании данных регистров налогового учета. Требования к регистрам налогового учета практически совпадают с требованиями к регистрам бухгалтерского учета, однако не требуют распределения данных по синтетическим счетам рабочего плана счетов. Возможность использовать данные бухгалтерского учета сохраняются, однако требуется корректная группировка доходов и расходов. Группировка расходов совпадает с группировкой в ПБУ 10/99 (пункт 8). Количество корректировок для возможности использования данных в налоговых целях увеличилось. Не понятно, почему понятие регистров налогового учета введено именно в главе 25, а не в первой части, описывающей общие положения. Вероятно, для целей определения налоговой базы по другим налогам будут использованы данные бухгалтерского учета.

Налоговая база определялась на основании данных бухгалтерского учета, скорректированных для целей налогообложения.

Доход по договорам, которыми предусмотрено неравномерное поступление дохода.

В соответствии с пунктом 6 статьи 271 доход признается полученным и включается в состав налогооблагаемых доходов ежеквартально.

Начисления по таким договорам производились в сроки, предусмотренные договорами (без промежуточных начислений для равномерного отражения дохода).

Доход от суммовых разниц.

Доход, в соответствии со статьей 271, пунктом 7 принимается с учетом суммовой разницы. Уместно заметить, что в главе 25 приводятся понятия выручка, реализация, отгрузка, прибыль. В целях налогообложения прибыли суммовая разница учитывается, однако, в статье 271 имеется в виду именно доход от реализации.

Доход учитывался с учетом суммовой разницы (В соответствии с ПБУ 9/99 выручка корректировалась на суммовую разницу).

Результаты инициативной переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества).

Положительная разница учитывается в целях налогообложения прибыли (ст. 250 п.12). Однако переоценка МПЗ не предусмотрена ПБУ 5/01"Учет материально-производственных запасов" (Приказ от 09.06.2001 ? 44н, пункт 12).

Не учитывалась в целях налогообложения прибыли, производилась исключительно для целей бухгалтерского учета.

Доход от санкций по хозяйственным договорам.

Статья 271 пункт 4 подпункт 3 - Доход от санкций по хозяйственным договорам обязателен к начислению (для целей Главы 25) на основании условий хозяйственных договоров.

Доход по санкциям признавался (был обязателен к начислению) на основании решения суда, или на основании фактически полученных средств.

Доход по договору товарного кредита.

В выручку по договору товарного кредита включаются суммы начисленных процентов за период между датой отгрузки и датой перехода права собственности (если договором предусмотрена дата перехода права собственности, отличная от даты отгрузки). См. статью 316 Главы 25 НК РФ.

Особых указаний не было.

Учет переоценки амортизируемого имущества при реализации.

Переоценка амортизируемого имущества, не учитывается при определении финансового результата от его реализации (см. статью 323). ПБУ 6/01 пункт 14 раздел II указывает, что первоначальная стоимость изменяется в случае переоценки, в главе 25 НК РФ среди случаев, в которых допускается изменение первоначальной стоимости переоценку не указывает. Таким образом, для целей амортизации вопрос учета переоценки остается спорным.

Переоценка амортизируемого имущества учитывалась как при амортизации, так и при его реализации.

Применение индекса инфляции при реализации имущества.

Данная норма сохранена в новой редакции закона РФ ? 2116-1 (в редакции закона ? 110-ФЗ), хотя законом ? 110-ФЗ и налоговым кодексом она не предусматривается. См. п.4 ст.2 закона ? 2116-1 (в редакции от 06.08.01), главу 25 НК РФ.

При определении финансового результата от реализации имущества предприятия прибыль определяется как разница между ценой реализации и первоначальной (или остаточной) стоимостью, увеличенной в соответствии с индексом инфляции, устанавливаемый Правительством РФ.

Обоснованные расходы

Введена норма, в соответствии с которой у предприятия могут потребовать экономическое обоснование произведенных затрат (См. статью 252 пункт 1). Представляется возможным обосновать (планируемым бюджетом, инвестиционным проектом, бизнес-планом, программой на развитие, на создание и укрепление имиджа компании...) любые расходы, даже при отрицательных финансовых результатах (планово-убыточное производство или планово-убыточный период). Однако, по мнению специалистов МНС (Г-н Реснянский Е.П. заместитель начальника Управления налогообложения ФКО МНС РФ) обоснованными будут признаваться расходы, исходя из статистических сведений, что во-первых, не вытекает из норм Главы 25 НК РФ, а во-вторых, технологически трудно осуществимо.

Расходы принимались для целей налогообложения в соответствии с Постановлением 552.

Расходы на оплату труда

Статья 255 позволяет учитывать в составе расходов на оплату труда любые начисления, предусмотренные трудовыми или коллективными договорами, кроме указанных в статье 270. Изменены нормы расходов по добровольному страхованию в пользу работников.

С помощью специальных внутренних положений (о премировании, о коллективных договорах и др.) предприятие могло относить на себестоимость практически те же начисления в пользу работника, кроме нормируемых.

Расходы на страхование в пользу персонала

Совокупная сумма платежей по договорам добровольного страхования жизни (на срок свыше 5 лет без промежуточных выплат), пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения, в размере, не превышающем 12% от суммы оплаты труда.

Норма расходов на страховые платежи в пользу работников составляла 1% выручки (валовой прибыли для торговых предприятий).

Взносы по добровольному медицинскому страхованию работников, предусматривающие оплату страховщиком медицинских расходов, в размере не превышающем 3% от суммы оплаты труда.

Взносы по добровольному страхованию исключительно на случай смерти или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в размере, не превышающем 10000 рублей на 1 работника в год.

Включение стоимости имущества в состав материальных расходов при вводе в эксплуатацию

Подпункт 7 пункта 1 статьи 256 содержит норму, в соответствии с которой стоимость имущества включается в состав материальных расходов единовременно при его стоимости до 10000 рублей. Одновременно, ПБУ 6/01 содержит норму, когда можно списывать обЪекты, стоимостью до 2000 рублей. Данные бухгалтерского учета должны быть скорректированы для целей налогообложения.

До 01.01.2001 года предприятия имели возможность учитывать предметы по стоимостному критерию в составе МБП. С введением ПБУ 6/01, износ МБП не учитывается и для целей налогообложения прибыли. (См. Письмо Минфина РФ ? 16-00-11/456 от 09.10.2001 года).

Расходы на добровольное страхование имущества и рисков.

Не нормируются (См. статья 263).

Нормировались в зависимости от показателей выручки и составляли 2% выручки от реализации.

Рекламные расходы

п.4 Статьи 264. 1% выручки по ст. 249. Для предприятий торговли, строительства, науки также учитывают именно показатель выручки, а не валовой прибыли.

В соответствии с Приказом Минфина РФ ? 26 н от 15.03.2000 года, нормы рекламных расходов - соответственно 7,5% выручки при обЪеме выручки до 30 млн. руб.; 2,25млн. рублей+3,75% с суммы, превышающей 30 млн. рублей до 300 млн. рублей; 12,375млн рублей+1,5% от обЪема выручки, превышающей 300 млн. рублей.

Расходы на переподготовку кадров и повышение квалификации

Не нормируются. Обязательными являются следующие условия: обучается штатный сотрудник, имеется прямой договор с учебным заведением, обучающее учреждение имеет соответствующую лицензию (для иностранного - статус), имеется соответствующая программа.

В соответствии с Приказом Минфина РФ ? 26 н от 15.03.2000 года, нормы расходов составляют 4% ФОТ.

Представительские расходы

п.2 Статьи 264. Учитываются для целей налогообложения прибыли в размере не превышающем 4% от расходов на оплату труда, в соответствии со ст.255

В соответствии с Приказом Минфина РФ ? 26 н от 15.03.2000 года, нормы представительских расходов - 1% (и 0,3 млн. рублей + 0,5 %) от обЪема выручки (валовой прибыли для предприятий торговли) для выручки соответственно до 30 млн. рублей (и свыше 30 млн. рублей).

Расход на ГСМ

Руководящий документ Министерства транспорта РФ ? РЗ 112194-0366-97 , утверждающий нормы расхода ГСМ, действует до 01.01.2002 года. В главе 25 ограничений по расходам на ГСМ не устанавливается. Вместе с тем, у предприятия в документах об автомобиле имеются указания на нормативный расход топлива. Представляется, что с 01.01.2002 года можно будет списывать на расходы, уменьшающие налоговую прибыль, фактически израсходованное количество ГСМ, на основании первичных документов (об оплате и расходах ГСМ).

Принимались для целей налогообложения прибыли расходы на ГСМ с учетом нормативов, установленных распоряжением Министерства транспорта.

Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам

В размерах, не превышающих 10% выручки от реализации за отчетный период (начисляется ежемесячно). См. подпункт 3 пункта 4 статьи 266 НК РФ. Остатки резервов могут переносится на следующий год.

Резервы не переносились на следующий год, кроме резервов на ремонт основных средств, которые переносились на следующий год при условии подписанных хозяйственных договоров на ремонт. Размеры всех резервов должны были быть обоснованными.

Расходы на формирование резервов на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

Расходы на создание резерва (см. статью 264 пункт 1 подпункт 9) на гарантийный ремонт и обслуживание, учитываемые при налогообложении прибыли, могут учитывать не только производители, но и предприятия, производящие так называемое инициативное гарантийное обслуживание (ремонт). Расходы увязываются с данными договоров о гарантийном обслуживании.

Расходы на гарантийный ремонт, включая расходы на создание резервов, предусматривались исключительно у предприятий производителей. Прочие предприятия производили гарантийный ремонт, возмещая расходы, как правило, за счет предприятия производителя.

Командировочные расходы

Нормы по найму жилого помещения применяются с 01.01.2002 года только для бюджетных учреждений. В соответствии со статьей 264, пунктом 1, подпунктом 12 , вероятно, можно будет учитывать расходы по счетам в гостиницах на телефонные переговоры, на телевизоры, холодильники и др. Суточные принимаются в пределах норм, устанавливаемых Правительством РФ. (См. Приказы Минфина РФ ? 49н от 06.07.2001года ? 51н от 11.07.2001года).

Нормы, утвержденные Правительством РФ, определяли предельные величины оплаты не только суточных, но и расходов по найму жилых помещений (в том числе для коммерческих организаций).

Расходы на оплату услуг по управлению организацией

Нет оговорки про отсутствие соответствующей должности в штатном расписании предприятия, см. пункт 1 подпункт 18 статьи 264.

Услуги сторонних организаций по управлению предприятием относятся на себестоимость при отсутствии соответствующих должностей в штатном расписании.

Расходы на инициативный аудит

В соответствии с п.17 статьи 264, в составе прочих расходов, связанных с производством, предприятие может учитывать "расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ". Один из разработчиков главы 25 г-н Оганян К.И., советник налоговой службы III ранга, считает, что могут быть учтены только расходы на обязательный аудит, однако, такая позиция представляется спорной.

Учитывались для целей налогообложения только расходы на обязательный аудит.

Расходы по обслуживанию займов и кредитов

Учитываются расходы по обслуживанию займов (кредитов) по договорам с любыми предприятиями (а не только с кредитными учреждениями). Введена новая норма, которая ограничивает принятие для целей налогообложения расходов по оплате %% по займам : 20% от среднего уровня (См. статью 269). Предприятия, использующие метод "начисления", начисляют расходы по условиям хозяйственных договоров (даже при отсутствии факта оплаты).

Учитывались для целей налогообложения только оплаченные проценты по договорам с кредитными учреждениями, в пределах норм (15% для кредитов в иностранной валюте и по ставке ЦБ РФ, увеличенной на 3 пункта для кредитов в российской валюте).

Расходы на арендные (лизинговые) платежи по арендуемому (принятому в лизинг) имуществу

Для имущества, полученного по договору лизинга, арендные (лизинговые) платежи признаются расходом за вычетом сумм начисленной в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса по этому оборудованию амортизации (См. подпункт 10 статьи 264).

Арендные платежи учитываются в суммах, предусматриваемых арендными договорами.

Расходы на сертификацию

В соответствии с пунктом 1 подпунктом 2 статьи 264 нет указания на обязательный характер сертификации.

Предприятие могло учесть в затратах, снижающих налоговую базу по прибыли только расходы на обязательную сертификацию

Расходы по договорам, предусматривающим неравномерную выплату расходов

В соответствии с пунктом 8 статьи 272 расходы начисляются ежемесячно.

Начислялись на дату, предусмотренную договором.

Перенос убытков на будущее

Статья 283 предусматривает перенос убытков на будущее в течении 10 лет, при этом налоговую базу можно снижать (за счет убытков прошлых лет) не более чем на 30%.

Можно было переносить убытки (в качестве льготы) на следующие 5 лет, налоговую базу по всем льготам можно было снизить не более, чем на 50%.

Расходы по имуществу, арендованному у физических лиц

Без соответствующей практики, снижать прибыль на подобные расходы в некоторой степени рискованно. Однако, подобная операция вполне укладывается в нормы Главы 25: по статье 254 пункту 1 могут быть учтены материалы, используемые при эксплуатации арендованного имущества, по статье 264 пункту 10 могут быть учтены арендные платежи, по статье 253 пункту 1 подпункту 2 - расходы на ремонт и обслуживание (в составе иного имущества).

В настоящее время, Постановление 552 "О составе затрат": ограничивает возможность отнесения на себестоимость платежей по аренде и ремонту "основными средствами". Поэтому, предприятия не могут учесть в составе затрат, относимых на себестоимость, арендные платежи и расходы на ремонт имущества, арендованного у физических лиц (т.к. это имущество не является обЪектами основных средств). Вопрос об отнесении расходов на материалы, используемые при эксплуатации арендованного у физических лиц имущества, также остается в некоторых случаях спорным. По мнению сотрудников МНС, например, расходы на ГСМ по автомобилю, арендованному у физического лица, должны включаться в доход этого физического лица, если автомобиль взят в аренду "с экипажем", т.е. водитель - владелец автомобиля.

Штрафы, пени, неустойки и иные санкции за нарушение условий хозяйственных договоров.

Начисляются на основании хозяйственных договоров, см. статью 272 пункт 7 подпункт 8.

Начисляются на основании решения суда.

Налоговая база при реализации имущества.

Убытки от реализации имущества принимаются для целей налогообложения, если цена соответствует статье 40 НК РФ (рыночная)

Право принятия убытков для целей налогообложения предприятиям приходилось отстаивать в суде.

Возможность применения для целей налогообложения в учетной политике "кассового" метода.

Возможности использования "кассового" метода признания доходов и расходов (см. ст.273 главы 25 НК РФ) ограничены. На "кассовый" метод смогут перейти лишь организации, за предыдущие 4 квартала получившие доход от реализации без НДС и НП (рассчитанную по нормам Главы 25), в среднем, не превышающий 1 млн. рублей на каждый квартал. Возникает вопрос о возможности пересчета выручки 2001 года в соответствии с нормами главы 25 и о переходе на "кассовый" метод с 01.01.2002 года. Появились корректировочные таблицы (разработанные работниками МНС) для кредитных учреждений, переводящие финансовые показатели деятельности банка, определенные по действующим в 2001 году нормам в показатели, определяемые в соответствии с нормами Главы 25. Вопрос о возможности применения учетной политики "по оплате" для целей налогообложения по другим видам налогов при учетной политике "по начислению" для целей налогообложения прибыли по мнению советника налоговой службы I ранга г-на Азаряна Р. и г-на Давидяна Л. может быть решен только в судеб

В общем случае предприятия имели право устанавливать для целей налогообложения учетную политику, когда выручка определялась по факту "оплаты или погашения задолженности другим способом". Для некоторых предприятий разрешалось применения "кассового метода". Ограничения в учетной политике, связанные с обЪемами выручки отсутствовали.

Порядок учета доходов и расходов при различной учетной политике.

Предприятия, перешедшие на "кассовый" метод, суммы полученных авансов должны учитывать в составе полученных доходов. Представляется, что данное положение может быть оспорено, так как не возможно сформировать финансовый результат на дату получения предоплаты. Одновременно, предприятия, использующие этот метод, смогут учесть в составе расходов только оплаченную их часть (это касается всех видов начисленных расходов - зарплата, налоги, амортизация имущества, расход материалов и проч.). См. статью 271. Сохраняется возможность использовать 39 статью, указав в договоре иной момент перехода права собственности, отличный от момента отгрузки.

Постановление 552 предусматривало возможность применять предприятиями для целей налогообложения метод определения выручки "по оплате", который на практике распространялся на НДС и на налоги с оборота. Применяя метод "по оплате", себестоимость, относящаяся к оплаченной части выручки, определялась по удельному весу оплаченной части. При этом предприятие для целей бухгалтерского учета формировало выручку и себестоимость методом "начислений".

Определение основных средств

Определение, приводимое в пункте 1 Статьи 257, не содержит требование материального (вещественного) характера и почти полностью совпадает с определением "Амортизируемого имущества".

Налоговое законодательство учитывало результаты бухгалтерского учета, с определениями, данными в ПБУ 6/01

Дата отнесения имущества, права на которое подлежат государственной регистрации, к амортизируемому.

В соответствии со статьей 258 пунктом 8, основные средства включаются в состав амортизируемого имущества с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. В соответствии со статьей 257 пунктом 3, для признания нематериального актива необходимо "наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих... права у налогоплательщика", а не факт подачи документов на регистрацию.

Включение имущества в амортизируемое производилась на основании данных бухгалтерского учета, в соответствии с ПБУ - с момента осуществления государственной регистрации.

Расходы на ремонт основных средств

Предприятия по перечню подпункта 1, пункта 1 статьи 261 - не нормируются расходы на ремонт

Не нормируются

Остальные предприятия - 10% первоначальной стоимости включают в текущие затраты единовременно, остальное - равными долями в течение 5 лет для обЪектов 4-10 группы, в течение срока полезного использования обЪекта для обЪектов 1-3 группы.

Остается открытым вопрос об определении норм расходов на ремонт по совокупной стоимости основных средств (без аналитического учета) или по стоимости ремонтируемого обЪекта. Нормы, которая обязывала бы вести определять нормы пообЪектно, глава 25 НК РФ не содержит.

Способы начисления амортизации

Предусматриваются линейный и нелинейный способы начисления амортизации (Статья 259 главы 25 НК РФ)

Предусматривались для целей налогообложения прибыли следующие методы: линейный - исходя из срока полезного использования; основанный на параметрах выработки (тоннаж, пробег и др.).

Амортизация по обЪектам основных средств, которые не названы прямо в амортизационных группах.

В соответствии с пунктом 5 статьи 258, срок полезного использования устанавливается в соответствии с рекомендациями предприятия изготовителя.

Амортизация могла начисляться только по нормам, предусмотренным Постановлением 1072.

Амортизация по обЪектам основных средств, находящимся в состоянии капитального ремонта.

В соответствии со статьей 256 приостановка амортизации при ремонте более года не предусмотрена.

В соответствии с ПБУ 6/01амортизация приостанавливается при капитальном ремонте более года. В налоговом учете применялись данные бухгалтерского учета

Механизм ускоренной амортизации

Механизм ускоренной амортизации для основных средств малых предприятий с 01.01.2002 года не будет применяться. Отмена этой льготы может быть оспорена.

Предусматривался механизм ускоренной амортизации для основных средств малых предприятий, кроме того, органам федеральной исполнительной власти РФ было предоставлено право устанавливать перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, по которым применяется механизм ускоренной амортизации. (См. Постановление Правительства РФ ? 967 от 19.08.1994 г.)

Пониженные нормы амортизации отдельных видов транспорта

Предусмотрены пониженные нормы для легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов с первоначальной стоимостью соответственно больше 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб. со специальным коэффициентом 0,5

Понижающие коэффициенты амортизации не предусматривались

Повышающие коэффициенты амортизации

В отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2. Для амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3. Данные положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом (см. статью 259 пункт 7).

Повышающий коэффициент при работе в условиях агрессивной среды или повышенной сменности ранее предусматривался (при 3-х сменной работе - коэффициент 1,5, при 4-х сменной работе - коэффициент 2). По поводу амортизации основных средств, являющихся предметом договора лизинга

Особенности учета операций с имуществом, являющемся предметом договора лизинга.

Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом. (См. статью 257).

Первоначальная стоимость для имущества, являющегося предметом договора лизинга, определялась в сумме расходов лизингоприобретателя на это имущество, в соответствии с ПБУ.

Организации, передавшие (получившие) основные средства, которые являются предметом договора лизинга, заключенного до введения в действие настоящей главы, вправе начислять амортизацию по этому имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) имущества, а также с применением специального коэффициента не выше 3.

Определение нематериальных активов

В соответствии с главой 25 в составе нематериальных активов не учитывается "деловая репутация" организации и организационные расходы. В то же время учитываются права на ноу - хау, секретную формулу или процесс, информацию относительно промышленного, научного или коммерческого опыта. Таким образом данные бухгалтерского и налогового учета по данной группе расходов могут не совпадать.

Для целей налогообложения принимались данные бухгалтерского учета. Термин "нематериальные активы" определялся ПБУ 14/2000

Расходы на амортизацию нематериальных активов

В соответствии со статьей 258 пунктом 2 "по нематериальным активам, срок полезного использования которых невозможно определить, нормы начисления амортизации устанавливаются из расчета 10 лет. В соответствии с ПБУ - из расчета 20 лет. Необходимо производить корректировки данных бухгалтерского учета для целей налогообложения.

Для целей налогообложения принимались нормы амортизации, используемые в бухгалтерском учете при линейном методе начисления амортизации.

Учет незавершенного производства

Появилась норма, обязывающая производить оценку незавершенного производства для предприятий с различными видами деятельности, в том числе для оказывающих услуги.

ОбЪемы незавершенного производства требовалось оценивать производственным, строительным, научным и аналогичным предприятиям.

Обособленные подразделения

Уплата налога головным предприятием в части сумм, зачисляемых в федеральный бюджет, производится по месту своего нахождения без распределения между филиалами. Для определения доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, используются показатели, четко описываемые статьей 288 "расходы на оплату труда" и статьей 255 "остаточная стоимость амортизируемого имущества". Предусмотрена обязанность налогоплательщика информировать обособленные подразделения о суммах авансовых платежей и суммах налогов, исчисленных по итогам отчетного (налогового) периода в сроки не позднее сроков предусмотренных для подачи налоговых расчетов (деклараций).Форма уведомления не регламентируется. Вместе с тем, правилами бухгалтерского учета предусмотрено отражение подобных операций на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Предусматривался расчет, учитывающий величины, такие как "фонд оплаты труда", и "остаточная стоимость основных фондов", трактуемые с разногласиями.

Льготы

Действующие льготы федерального уровня временно пролонгированы на следующие периоды: до даты, когда истекает срок, на который они были предоставлены; до завершения программ по ликвидации последствий радиационных катастроф; до осуществления социально-экономических программ; до срока окупаемости вновь созданного производства; до срока окупаемости инвестиционных проектов (но не более 3 лет) по программам органов местного самоуправления или органов субЪектов федерации, до срока вступления в силу специальных разделов НК РФ о режиме налогообложения при исполнении соглашения о разделе продукции . Льготы, действующие в настоящее время на основании законов, принятых представительными органами субЪектов РФ и органами местного самоуправления, по мнению советника НС 3-го ранга г-жи Жуковой, будут продолжать действовать до их законодательной отмены органами, их принявшими.

Предусматривался ряд льгот, см. статью 8 закона ? 2116-1

Федькина Ирина ЗАО "Интерком-Аудит", тел. 937-34-51

Гость, Подготовься к сдаче отчетности за 6 месяцев!

ВЕБИНАР про сдачу отчетности за II—квартал 2022 года

Проверь все ли изменения в налогах и учете учтены!

На вебинаре «Новое в отчетности за 6 месяцев 2022 года: как отчитаться без штрафов» вы узнаете:

  • как будет сделан обзор изменений и разъяснений ФНС по НДС;
  • про налог на прибыль и налог на имущество организаций
  • а также об информационных письмах и рекомендациях Минфина по применению новых ФСБУ.

Успей занять место на вебинаре!

Записаться (Осталось 10 мест)