О плате за пользование водой для налогоплательщиков Крыма и Севастополя

Многие из хозяйствующих субъектов Крыма и Севастополя в той или иной форме пользуются водными источниками, расположенными в регионе, что неудивительно. Пользование водой как ресурсом уже давно во всем мире стало платным, не является исключением и Российская Федерация. В настоящей статье расскажем крымчанам и севастопольцам, какие платежи установлены в данной сфере, в каком порядке они уплачиваются.
1,9 тыс. 39

Многие из хозяйствующих субъектов Крыма и Севастополя в той или иной форме пользуются водными источниками, расположенными в регионе, что неудивительно. Пользование водой как ресурсом уже давно во всем мире стало платным, не является исключением и Российская Федерация. В настоящей статье расскажем крымчанам и севастопольцам, какие платежи установлены в данной сфере, в каком порядке они уплачиваются.

Как платить за воду?

В НК РФ есть специальная гл. 25.2 «Водный налог». Раз есть такой налог, то кто‑то должен его уплачивать. На первый взгляд, очевидно – не хозяйствующие субъекты Крыма и Севастополя.

Дело в том, что согласно ст. 333.8 НК РФ плательщиками данного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством РФ. Но здесь же указывается, что плательщиками этого налога не признаются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 03.06.2006 № 73‑ФЗ данный кодекс был введен в действие с 01.01.2007. То есть если договор водопользования[1] был заключен или решение о предоставлении водного объекта в пользование было принято после этой даты, то оснований для уплаты водного налога нет.

В то же время согласно ст. 20 ВК РФ договор водопользования предусматривает платность пользования водным объектом. Ставки такой платы, порядок ее расчета и взимания устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект.

Так, в Республике Крым в этих целях следует руководствоваться постановлениями Совета Министров Республики Крым от 24.12.2014 № 611 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Республики Крым» (далее – Постановление № 611) и от 28.10.2014 № 411 «Об утверждении Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Республики Крым» (далее – Постановление № 411).

В частности, Постановление № 411 в отношении водных объектов, находящихся в собственности Республики Крым, предусматривает, что данная плата взимается, если договор водопользования заключен для следующих целей.

Цель использования

Платежная база

Величина ставки в соответствии с Постановлением № 611

Забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов или их частей

Объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам, за платежный период

540 руб. за 1 тыс. куб. м
водных ресурсов

Использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии

Количество производимой электроэнергии за платежный период

Не определено1

Использование акватории
водных объектов или их частей, в том числе для рекреационных целей

Площадь предоставленной акватории водного объекта или его части

32 тыс. руб. за 1 кв. км
используемой акватории в год

В связи с этим необходимо иметь в виду, что договор водопользования не заключается, а, соответственно, плата за водопользование не взимается в случаях, предусмотренных в ст. 11 ВК РФ, в частности, если водный объект используется:

  • для судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
  • осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;
  • забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;
  • забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
  • забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);
  • забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;
  • рыболовства, охоты.

Плата вносится ежеквартально, расчет ее самостоятельно осуществляет водопользователь, определяя ее как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. Ее следует вносить по месту пользования водным объектом или его частью не позднее 20‑го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Отметим, что согласно Постановлению Правительства РФ от 14.12.2006 № 764 в аналогичном порядке взимается плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Что касается ставок платы за такие объекты, Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 876 устанавливает их для Республики Крым и города Севастополя в следующем размере.

Цель использования

Величина ставки

Забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей (кроме морей)

540 руб. за 1 000 куб. м. водных ресурсов для рек бассейнов как Азовского, так и Черного (в этом случае и для Севастополя) морей

Забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей

14,88 руб. за 1 тыс. куб. м. водных ресурсов непосредственно из Азовского и Черного морей

Использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии

4,8 руб. за 1 тыс. кВт-ч электроэнергии

Использование акватории водных объектов или их частей

За 1 кв. км используемой акватории в год:

– рек и озер – 32 000 руб.;

– Азовского моря – 44 880 руб.;

– Черного моря – 49 800 руб.

Теперь о водном налоге

А что же водный налог? Нельзя определенно говорить, что крымские и севастопольские организации и индивидуальные предприниматели освобождены от его уплаты. Это следует, например, из Письма Минфина России от 16.03.2015 № 03‑06‑05‑02/13793[2], в котором чиновники поясняют, в каком порядке в определенной ситуации уплачивают водный налог именно хозяйствующие субъекты Крыма и Севастополя.

Финансисты ссылаются на ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6‑ФКЗ, согласно которой на территориях Республики Крым и города Севастополя действуют лицензии, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого‑либо подтверждения со стороны государственных органов РФ, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

То есть сказанное надо понимать следующим образом: при наличии таких лицензий организация или ИП Крыма и Севастополя становится плательщиком водного налога. Впрочем, и в этом случае должен применяться п. 2 ст. 333.8 НК РФ, в силу которого плательщиком водного налога не является тот, кому лицензия, пусть согласно законодательству Украины, выдана до 01.01.2007.

Но нюанс заключается еще и в том, что, хотя в целом водопользование в РФ с указанной даты не лицензируется, в соответствии с п. 3 ст. 9 ВК РФ право пользования подземными водными объектами приобретается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Имеется в виду ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». На этом основании пользование подземными водными объектами является объектом обложения водным налогом, так как оно лицензируется на основании данной нормы (см. Письмо Минфина России от 12.10.2007 № 03‑06‑03‑02/14).

Собственно, о названном виде водопользования и говорится в Письме Минфина России № 03‑06‑05‑02/13793 (пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения). Финансисты в поименованном письме констатировали тот факт, что ставки водного налога в отношении водных объектов, расположенных на территории Республики Крым и города Севастополь, НК РФ не установлены. Казалось бы, после этого можно было бы сделать вывод, что законодатели и не предписывали взимать налог в случае пользования обозначенными объектами, тем более что они могли бы установить указанные ставки, например, Федеральным законом от 24.11.2014 № 366‑ФЗ, который как раз с 01.01.2015 внес существенные изменения в ст. 333.12 НК РФ.

Заметим, что пока ничего не известно о законопроекте, который бы устанавливал эти ставки для Крыма и Севастополя. Такая попытка была сделана Минфином в законопроекте, который был им подготовлен еще летом 2014 года (в данных регионах предлагалось установить ставки те же, что и в Центральном округе РФ), но этот законопроект так и не поступил в Госдуму РФ, а основные его положения вошли в Федеральный закон от 29.11.2014 № 379‑ФЗ, исключая те, которые касаются водного налога.

Все это позволяет нам считать, что в отношении водных объектов, расположенных в Крыму и Севастополе, водный налог не уплачивается. Но, как мы видим, Минфин думает иначе, а ссылаясь на него, и ФНС. Отсутствие утвержденных ставок чиновников не смущает. Они указывают, что в случае забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения надо применять ставку в размере 81 руб. за 1 000 куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта, вне зависимости от места его расположения.

Дело в том, что согласно п. 3 ст. 333.12 НК РФ такая ставка для данного типа водоснабжения установлена на 2015 год одинаковой для всей территории РФ, но это само по себе не говорит, что она распространяется и на водные объекты Крыма и Севастополя, однако…

Понятно, что чиновники не поясняют, какие же ставки надо применять в остальных случаях водоснабжения, то есть не связанных с водоснабжением населения. Ведь их нет в НК РФ.

К сведению:

Из Письма Минфина России от 30.12.2010 № 03‑06‑05‑02/17[3] следует, что под термином «водоснабжение населения» нужно понимать водоснабжение жилых и иных помещений, предназначенных для постоянного или преимущественного проживания граждан, зарегистрированных по месту жительства в установленном порядке. К этому случаю не относится забор воды для обеспечения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд учреждений, предприятий и организаций, в том числе гостиниц, санаториев, домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристских баз, больниц, других подобных учреждений (см. также Постановление Президиума ВАС РФ от 11.09.2012 № 5580/12 по делу № А31-2702/2011).

Обрисованная ситуация противоречит п. 6 ст. 3 НК РФ, согласно которой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, включая ставки, по которым налоги взимаются. Положения актов законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Тем не менее для тех организаций и ИП Крыма и Севастополя, которые примут позицию Минфина, сообщим, что согласно пп. 1, 13 и 14 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом налогообложения забор:

  • из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  • из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод.

Кроме того, забор воды из бытовых колодцев и скважин из первого от поверхности водоносного горизонта обложению водным налогом не подлежит в любом случае (Письма Минфина России от 30.10.2007 № 03‑06‑05‑02/12[4]).

Обратите внимание:

В случае если лицензией на право пользования недрами владеет администрация муниципального образования, а фактически забор воды из подземного водного объекта осуществляет учрежденный ею МУП, плательщиком водного налога является администрация (Письмо ФНС России от 06.02.2012 № ЕД-4-3/1808@[5]).

Объем воды, забранной из подземного источника, устанавливается на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды, а при их отсутствии – исходя из времени работы и производительности технических средств. Если же и это невозможно сделать, то объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) ст. 333.12 НК РФ. Уплачивается налог по месту нахождения объекта налого­обложения не позднее 20‑го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом). В те же сроки подается декларация в налоговый орган также по местонахождению объекта налогообложения (п. 2 ст. 333.14, п. 1 ст. 333.15 НК РФ).


[1] При заключении договора водопользования учитываются положения Постановления Правительства РФ от 12.03.2008 № 165, приказов Минприроды России от 22.05.2014 № 225, от 12.03.2012 № 57 и от 14.09.2011 № 763.

[2] Согласно Письму ФНС России от 09.04.2015 № ГД-4-3/5980@ размещено на сайте www.nalog.ru и обязательно для применения территориальными налоговыми органами.

[3] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 21.01.2011 № КЕ-4-3/636@.

[4] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 16.11.2007 № СК-6-11/893@.

[5] Размещено на сайте www.nalog.ru и обязательно для применения территориальными налоговыми органами.

Источник: Журнал "Бухгалтер Крыма"

Начать дискуссию

На продление программы материнского капитала выделят еще 600 млрд рублей

Татьяна Голикова с Минтрудом подсчитала, что на выплату материнского капитала будут нужны дополнительные 600 млрд рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: депутаты хотят цирк без животных, Роналду оштрафовали за неприличный жест, а основатель Wildberries на первом месте в Forbes

Подготовили обзор главных событий дня. Всё самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

295
Инвестиции

Брокер ВТБ начнет проводить сделки с ценными бумагами в выходные дни

В первую очередь в нерабочие дни инвесторы смогут управлять БПИФ денежного рынка «Ликвидность».

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Трудовые отношения

Отпуск за свой счет: кому положен, когда его нужно согласовать с работодателем

Разберем, кто имеет право на неоплачиваемый отпуск, когда его нужно согласовать с работодателем, почему нельзя массово отправить работников в отпуска без содержания и за что суды взыскивают с работодателей внушительные суммы в качестве компенсаций за нарушение трудовых прав граждан. 

Отпуск за свой счет: кому положен, когда его нужно согласовать с работодателем
Лицензирование

Алкогольным компаниям с уставным капиталом меньше 100 млн рублей перестанут выдавать лицензии

Чтобы получить лицензию на производство алкоголя, у компании должен быть уставный капитал не меньше 100 млн рублей. В этом капитале доля акционеров, зарегистрированных в офшорах, не должна превышать 25%.

Инвестиции

За 6 лет появится минимум 100 индустриальных технопарков-кластеров

Такое поручение дал правительству В. Путин в ходе обращения к Федеральному Собранию 29 февраля.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Бесплатно с Исполнительное производство

Что делать бухгалтеру с исполнительным листом на сотрудника. Мини-курс

Регламент по работе с исполнительными листами очень строгий, и любые отклонения от него недопустимы. Поэтому при получении исполнительного документа повторите наш мини-курс.

Что делать бухгалтеру с исполнительным листом на сотрудника. Мини-курс

Кому можно сдавать упрощенную отчетность и кто должен проходить обязательный аудит

Пора готовиться к составлению годовой бухгалтерской отчетности. Нужно проверить, может ли ваша компания вести упрощенный учет и попадет ли бизнес под аудит.

🌺 Как заполнить декларацию по УСН, заявление на возврат денег с ЕНС и трудовой договор с дистанционщиком: разъяснения экспертов

Ежедневно наши эксперты готовят для вас статьи-разборы и мини-курсы о законопроектах, новых правилах, разъясняют действующие нормы НК и ТК, на примерах показывают, как заполнить декларацию, провести операцию в 1С и прикладывают образцы, бланки и другие полезные документы. Сегодня собрали топ таких разборов за неделю.

Дробление бизнеса

Налоговики не будут определять точные критерии дробления бизнеса

ФНС считает, что достаточно сложившейся правоприменительной практики по делам с искусственным дроблением, а в законе определять «дробленку» излишне и даже вредно.

РСВ

Вышли новые контрольные соотношения для РСВ

Налоговики сверят, сходится ли сумма взносов с суммой начислений, умноженной на тариф. По каждому работнику проверят превышение базы.

НДС

Четыре неоднозначные ситуации с исчислением и уплатой НДС

Налог на добавленную стоимость — один из самых проблемных в практике налогоплательщиков. Есть ситуации, которые вызывают вопросы даже у опытных бухгалтеров.

Иллюстрация: vwalakte/freepik
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Бухгалтеров шокируют на собеседованиях, а из профессии они уходят из-за высоких рисков и нервотрепки. 💃«Ночной бухгалтер» №1633

Бухгалтер и без того непростая профессия, но когда тебя не берут на работу из-з духов или знака зодиака, а собеседование проводит некомпетентный главбух, поневоле задумаешься — а тем ли я занимаюсь? На уход из профессии влияют и высокие риски (наравне с директором), и конфликты с руководством. Слушаем «глас народа» и про профновости, конечно, не забываем.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

Для обрабатывающей промышленности увеличат базу расчета амортизации

Такое предложение сделал В. Путин 29 февраля в ходе выступления перед Федеральным собранием.

Бесплатно с ФСБУ Аренда

Как заполнить годовую отчетность-2023 при лизинге по шагам. Разница между налоговым и бухгалтерским учетами

Малое предприятие на общем налоговом режиме приобрело автомобиль в лизинг. Разберем по шагам, как при упрощенном учете лизинга (без дисконтирования) правильно заполнить отчетность.

Как заполнить годовую отчетность-2023 при лизинге по шагам. Разница между налоговым и бухгалтерским учетами

Что такое well-being и как эта система помогает бизнесу

Мы живем в мире с неопределенным будущим: от нагнетания глобальной катастрофы до радикального продления жизни. В этой парадигме well-being рассматривается как благополучие человека, общества и планеты в целом. Поэтому наше общее будущее зависит от вклада каждого человека и каждой компании в well-being.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
66

Уведомлять о ведении бизнеса станет проще: создаётся единый реестр

Правительство утвердило постановление об упрощённом порядке подачи уведомлений о предпринимательской деятельности

Взносы на травматизм платят до 15 числа в СФР и не включают в уведомление по ЕНП

В уведомление по ЕНП идут налоги и взносы с авансовой системой уплаты, которые администрирует ФНС. КБК этих налогов начинается на 182.

Инвестиции

Путин: вложения бизнеса в науку должны вырасти не менее чем в 2 раза

Такую задачу обозначил президент в ходе обращения к Федеральному собранию 29 февраля.

Интересные материалы

Стандартный вычет

Цифра дня. Про стандартный вычет

Налоговый вычет на второго и каждого последующего ребенка будет увеличен в два раза.

Цифра дня. Про стандартный вычет
287