Клерк.Ру

"Платон" нам друг, но цены все растут

Фото Бориса Мальцева. Клерк.Ру

Производители продовольствия и ритейлеры предупредили премьер-министра Дмитрия Медведева о вероятности существенного роста цен перед Новым годом из-за введения системы «Платон» и попросили установить тестовый режим работы системы с нулевой платой за проезд. Пойдет ли правительство на такой шаг?

Что такое система "Платон" и как она работает

15 ноября в России заработала автоматизированная система возмещения вреда, причиненного федеральным трассам большегрузными автомобилями – так называемая система «Платон» (плати за тонну), созданная компанией "РТ-Инвест Транспортные системы". 

В рамках новой системы ее оператор заключает с владельцем транспортного средства договор об оказании услуг по расчету платы и обеспечению перечисления ее в Федеральный дорожный фонд, откуда они направляются в качестве трансфертов на федеральные и региональные дорожные проекты. Планируется, что эти деньги решат проблему плачевного состояния дорог и к 2019 году позволят привести федеральные трассы в нормальное состояние. 

📌 Реклама
Отключить

До начала движения транспортного средства его владелец обеспечивает установку и включение на транспортном средстве бортового устройства, рассчитывающего маршрут. Это устройство предоставляется оператором на безвозмездной основе и подлежит бесплатной замене при его поломке или утрате. Также владелец фуры перед началом ее движения должен внести на счет оператора денежные средства в размере, определенном исходя из планируемого маршрута. Маршрут и его стоимость рассчитываются оператором на основании введенных в бортовое устройство сведений.

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Кроме того, оплатить маршрут можно при помощи разовой карты. Маршрутную карту можно оформить на официальном сайте «Платона». В этой маршрутной карте указывается дата поездки, начало и конец пути, точный адрес, а также временные остановки. Обо всех изменениях в маршруте водитель должен будет проинформировать оператора системы. В целях контроля маршрутов за грузовиками вводится мониторинг с помощью системы ГЛОНАСС.

📌 Реклама
Отключить

В настоящее время, по данным Росавтодора, в системе "Платон" зарегистрировано более 70 тыс. транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 600 тыс. автомобилей.

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Размер взносов и штрафов

Одновременно новые правила установили и размер платы в счет возмещения ущерба, причиняемого дорогам транспортными средствами массой свыше 12 тонн.

Первоначальный размер платы, утвержденный Постановлением Правительства № 504 от 14 июня 2013 года, составлял 3,73 рубля за километр пути. Однако, ввиду роста протестных настроений в обществе , правительство пошло на снижение платы. Согласно Постановлению № 1191 от 3 ноября 2015 года до 29 февраля 2016 года включительно размер платы составит 1,53 рубля на один километр пути.

📌 Реклама
Отключить

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года размер платы составит 3,06 рубля на один километр. Кроме того, поправки предоставляют владельцам транспортных средств возможность уже самостоятельно устанавливать собственные бортовые устройства, а также вносить плату без использования бортового устройства путем получения «маршрутной карты».

За невнесение платы законодатель предусмотрел административные штрафы как для собственников транспорта, так и для рядовых водителей большегрузов. Первоначальный размер штрафов поистине впечатлял. В частности, за первое нарушение предполагалось взимать 500 тысяч рублей, за повторное – миллион. Впоследствии правительство отказалось от таких драконовских мер и решило уменьшить штрафы в 100 раз.

📌 Реклама
Отключить

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Согласно уже принятому Госдумой закону, движение фур без платы по общефедеральным дорогам повлечет наложение штрафа на водителей грузовиков иностранных перевозчиков, а также российских собственников большегрузов, в размере 5 тыс. рублей. При повторном правонарушении штраф будет увеличен до 10 тыс. рублей. 

Как бы то ни было, даже такие уступки со стороны правительства не смогли сгладить ситуацию и водители все равно продолжают свои протесты. В настоящее время под Москвой разбито два лагеря протестующих дальнобойщиков - в Химках и на Каширском шоссе. 

2 декабря в Госдуму внесен законопроект, которым устанавливается мораторий на взимание дорожного сбора с большегрузов. Депутаты, внесшие законопроект, считают, что решение о введении дорожного сбора для владельцев большегрузных транспортных средств было не проработано, и оно может разорить транспортные компании и частных владельцев, а также значительно повысить цены. В связи с эти предлагается установить до 1 января 2017 года запрет на взимание дорожного сбора. Пока данный законопроект не рассматривался. 

📌 Реклама
Отключить

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Почему протестуют дальнобойщики

Подавляющая доля протестующих дальнобойщиков жалуется на увеличение финансовой нагрузки на транспортные предприятия и частных владельцев фур и грядущий рост инфляции. Кроме того, многие не понимают, почему взиманием плату, коли уж ее ввели, занимается не государство, а некое ООО. Как заявил корреспонденту Клерк.Ру водитель в лагере дальнобойщиков в Химках, "мы против и самой платы, и способа ее сбора". 

Дальнобойщики говорят о том, что государство в очередной раз решило заработать на бизнесе, затянув потуже удавку на шее “транспортников”.

При этом в целях привлечения к акциям протеста внимания широких слоев населения протестующие утверждали, что введение платы затронет все население в целом, а продукты на полках магазинов подорожают на 10, а то и 15 процентов. Сомневающиеся в этом проводили свои расчеты, доказывающие, что столь существенное повышение цен система "Платон" спровоцировать не может. Тем не менее, производители продовольствия и ритейлеры уже предупредили премьер-министра Дмитрия Медведева о вероятности существенного роста цен перед Новым годом из-за введения системы «Платон».

📌 Реклама
Отключить

"Многие ли задумывались о том, что, вообще-то, все молоко, произведенное в России, вывозится с ферм на молочные заводы цистернами емкостью больше 12 тонн? И молоко с перерабатывающих производств в торговую сеть тоже перевозится такими машинами. Молочный союз недавно посчитал, что деньги, которые производителям молока придется заплатить по системе «Платон», превысят всю государственную поддержку молочной отрасли", - заявил 10 декабря на пресс-конференции «Земля крестьянам! Как Путин будет забирать землю у нерадивых владельцев?" директор подмосковного ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин.

Производители продовольствия и ритейлеры направили письмо в правительство с просьбой установить тестовый режим работы системы с нулевой платой за проезд или ввести режим не пред-, а постоплаты после завершения маршрута. Дело в том, что еще одна причина протестов - некорректная работа системы, о чем неоднократно говорили водители в лагере протеста на стоянке ТЦ "МЕГА" в Химках. 

📌 Реклама
Отключить

В любом случае, вряд ли правительство пойдет на отмену системы или даже на введение бесплатного тестового периода. 9 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что идея введения платы для большегрузов "правильная". 

Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру".

Открытым остается вопрос о том, зачем было нужно именно введение новой системы. Увеличить финансовую нагрузку и “по-легкому собрать денег ” с фур государство могло гораздо более простым и эффективным способом, нежели через “Платон”. Попросту повысив транспортный налог на грузовики и увеличив акциз, который дальнобойщики платят на автозаправках, приобретая топливо. Но система не только собирает деньги за проезд, но и устанавливает контроль за маршрутами перевозок грузов.  При такой системе “левачить” и делать неучтенные рейсы на сторону уже не получится. За все “левые” рейсы также придется доплачивать. Кроме того, за неучтенные поездки придется платить и штрафы.

📌 Реклама
Отключить

Фото Илоны Полянской, ИА "Клерк.Ру".

Как относятся граждане к протестам дальнобойщиков?

Не смотря на то, что 4 декабря движение на севере МКАД было почти парализовано из-за фур, занявщих четыре полосы из пяти, москвичи поддерживают протесты водителей большегрузов. Согласно данным, опубликованным на сайте Левада-центра, более 70% москвичей знают об этой акции протеста и поддерживают ее. Среди посетителей сайта Клерк.Ру тех, кто поддерживает дальнобойщиков, еще больше. Так или иначе эту акцию поддерживают около 90% наших читателей

Фоторепортаж Бориса Мальцева из лагеря протеста в Химках можно посмотреть тут

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама
Отключить