Особенности уплаты торгового сбора предпринимателем

С 2015 года Налоговый кодекс дополнен гл. 33 (изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2014 № 382‑ФЗ), посвященной новому обязательному платежу – торговому сбору. В связи с этим на сегодняшний день уже имеется немало вопросов, связанных с его уплатой. Что ждет предпринимателя в связи с подобного рода нововведениями? В каких случаях возникает объект обложения торговым сбором?

В данной статье рассмотрим особенности нового платежа, нюансы его уплаты и постараемся ответить на обозначенные и иные вопросы, возникающие у предпринимателя при ведении им торговой деятельности.

С 01.01.2015 действует новая редакция ст. 8 НК РФ (изменена Федеральным законом № 382‑ФЗ). В пункт 2 названной статьи внесено дополнение, обуславливающее уплату торгового сбора: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

До 2015 года сборы могли быть лишь федеральными (ст. 13 НК РФ). Теперь же торговый сбор включен в перечень местных налогов и сборов, представленный в ст. 15 НК РФ. Местный сбор вводится нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законами городов федерального значения. Он является обязательным к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований и городов. При этом представительные (законодательные) органы вправе сами устанавливать ставки торгового сбора, а также льготы по его уплате, основания и порядок их применения в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (абз. 8 п. 4 ст. 12, ст. 410 НК РФ).

Отметим, что на сегодняшний день на территории города Москвы (с 01.07.2015) уже введен торговый сбор (Закон г. Москвы от 17.12.2014 №62 «О торговом сборе»). В муниципальных же образованиях, не входящих в состав городов федерального значения, торговый сбор планируется ввести только после принятия соответствующего федерального закона.

Торговый сбор. Что это такое?

В соответствии со ст. 413 НК РФ торговый сбор устанавливается в отношении торговой деятельности на объектах торговли. Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Соответственно, индивидуальные предприниматели, ведущие торговую деятельность на объектах торговли на территории муниципального образования и городов федерального значения с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на соответствующей территории, признаются плательщиками торгового сбора (ст. 411 НК РФ).

Здесь сразу хотелось бы указать, что не все коммерсанты будут являться плательщиками торгового сбора. Так, согласно п. 2 ст. 411 НК РФ от уплаты торгового сбора по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), в отношении этих видов предпринимательской деятельности с использованием соответствующих объектов движимого или недвижимого имущества.

В силу п. 2 ст. 413 НК РФ к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Торговля согласно п. 4 ст. 413 НК РФ определена как вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.

В отношении вышеназванных видов торговли используются такие понятия, как здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с помощью которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор.

При этом не уточнено, что понимается под стационарным и нестационарным торговым объектом (с торговым залом или без него). Более того, в гл. 33 НК РФ не приводятся определения и иных ключевых терминов, влияющих на уплату торгового сбора в той или иной ситуации.

По этой причине в Письме от 15.07.2015 №03‑11‑10/40730 Минфин предписывает в целях применения гл. 33 НК РФ использовать понятия и термины:

а) Гражданского кодекса;

б) Федерального закона от 28.12.2009 №381‑ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

в) Федерального закона от 30.12.2006 №271‑ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

В связи с изложенным необходимо руководствоваться следующими понятиями:

  • оптовая торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
  • розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • стационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • нестационарный торговый объект – торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;
  • площадь торгового объекта – помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей;
  • торговая сеть – совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

О моменте возникновения (прекращения) обязанности

Датой возникновения объекта обложения торговым сбором является дата начала использования объекта торговли, а датой прекращения – дата прекращения использования объекта торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор (п. 2 ст. 412 НК РФ).

Интересный момент: в гл. 33 НК РФ не уточняется, какие это должны быть объекты. На каком праве хозяйствующие субъекты должны ими владеть? Они должны находиться в собственности плательщика или уплата сбора предполагается и с арендованных площадей? Полагаем, что в ст. 412 НК РФ акцент делается именно на использовании объекта при осуществлении торговли независимо от права пользования им.

Об учете плательщиков

В силу ст. 416 НК РФ индивидуальные предприниматели обязаны подать в ИФНС соответствующие уведомления об осуществляемой ими торговой деятельности не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором (п. 1, 2 ст. 416 НК РФ), иными словами, с даты начала ведения торговли (или даже единичного случая). Снятие с учета происходит также на основании соответствующего уведомления.

Датой постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора признается дата возникновения объекта обложения торговым сбором, указанная в уведомлении.

Уведомление о постановке на учет в качестве плательщика сбора представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Формы уведомлений утверждены Приказом ФНС России от 22.06.2015 №ММВ-7-14/249@. Так, с 03.08.2015 (с момента вступления данного приказа в силу) применяются формы:

– ТС-1 «Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор»;

– ТС-2 «Уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор».

Указанным документом также утверждены форматы представления уведомлений и порядок заполнения форм.

Постановка на учет (снятие с учета) индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляется:

  • по месту нахождения объекта недвижимого имущества – в случае, если торговая деятельность ведется с использованием объекта недвижимого имущества;
  • по месту жительства индивидуального предпринимателя – в иных случаях.
При этом необходимо указать следующую информацию об объекте обложения сбором:

  1. вид предпринимательской деятельности;
  2. объект осуществления торговли, с использованием которого ведется данная деятельность;
  3. характеристики (количество и (или) площадь) объекта торговли, необходимые для определения суммы сбора.
Если несколько объектов осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен сбор, находятся в одном муниципальном образовании (городе федерального значения) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка на учет плательщика сбора производится налоговым органом по месту нахождения того объекта, сведения о котором поступили от плательщика сбора ранее, чем о других объектах.

В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 13.07.2015 №ММВ-7-14/276@.

В силу п. 4 ст. 416 НК РФ в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта торговли плательщик сбора также представляет в инспекцию соответствующее уведомление. Датой снятия с учета индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в данном случае будет являться дата прекращения осуществления им вида деятельности, указанная в уведомлении.

Обратите внимание

Обязанность уведомления контролеров действует и в отношении каждого изменения показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения (абз. 3 п. 2 ст. 416 НК РФ).

Важный момент: осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, без направления соответствующего уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 417 НК РФ). В итоге – ответственность по п. 2 ст. 116 НК РФ в виде штрафа в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором возложены на органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Если быть точнее, то этим занимается специальный уполномоченный орган, в задачи которого входит выявление нарушений плательщиков сборов, связанных с непредставлением в налоговый орган уведомления (отражением в уведомлении недостоверных сведений). В обязанности контролера входит составление в течение пяти дней акта о выявлении нового объекта обложения сбором или акта о выявлении недостоверных сведений в отношении объекта обложения сбором и направление указанной информации в ИФНС по форме (формату) и в порядке, которые определяются ФНС (с одновременным уведомлением плательщика сбора об этом факте в течение пяти дней с даты направления информации налоговикам).

К примеру, в силу ст. 4 Закона г. Москвы №62 полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики. Согласно Положению о Департаменте экономической политики и развития города Москвы[1] на указанный департамент возложены функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики, в том числе по подготовке проектов законов города Москвы, в соответствии с которыми на территории города вводятся в действие, изменяются и прекращают действовать региональные и местные налоги, специальные налоговые режимы, определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также устанавливаются налоговые льготы, основания и порядок их применения (см. также письма Минфина России от 19.06.2015 №03‑11‑06/35766, от 17.06.2015 №03‑11‑11/35026,03‑11‑06/3/34984,03‑11‑06/3/34995).

О том, как рассчитать сумму сбора

На основании ст. 414, 415 НК РФ сбор уплачивается ежеквартально в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь. Рассчитать и уплатить торговый сбор коммерсанту необходимо самостоятельно не позднее 25-го числа месяца, следующего за окончанием квартала.

Расчет сбора должен при этом производиться для каждого объекта обложения начиная с периода, в котором возник объект обложения сбором, в соответствии со следующей формулой:

ТС = ставка х ФЗ, где:

ставка – ставка сбора в отношении осуществляемого вида предпринимательской деятельности;

ФЗ – фактическое значение физической характеристики соответствующего объекта осуществления торговли (к примеру, площадь объекта торговли).

Что касается ставок, в силу п. 6 ст. 415 НК РФ нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения могут быть установлены дифференцированные ставки сбора в зависимости:

  • от территории осуществления конкретного вида торговой деятельности;
  • от категории плательщика сбора;
  • от особенностей осуществления отдельных видов торговли;
  • от особенностей объектов торговли.
Например, на объект организации торговли, имеющий площадь торгового зала, ставка сбора в г. Москве установлена в расчете
на 1 кв. м торгового зала.

На объект организации торговли, не имеющий торгового зала, ставка сбора установлена в расчете на объект осуществления торговли. Так, согласно ст. 2 Закона г. Москвы №62 ставка сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, в зависимости от их расположения варьируется от 28 350 руб. до 81 000 руб. на один объект торговли (см. также Письмо Минфина России от 28.04.2015 №03‑11‑06/24456).

Имеется также ряд ограничений по установлению максимального размера ставок. Данные ограничения закреплены в п. 2 ст. 415 НК РФ. Так, ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением ПСНО на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца.

Кроме того, ставка сбора по торговле через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, а также по торговле, осуществляемой путем отпуска товаров со склада, устанавливается в расчете на 1 кв. м площади торгового зала и не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением ПСНО на основании патента по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 кв. м по каждому объекту организации торговли, выданного на три месяца, деленную на 50.

Следует отметить, что площадь торгового зала в целях применения гл. 33 НК РФ определяется в соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ как часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

И еще один важный момент: если в течение периода обложения у плательщика торгового сбора произошло увеличение величины физической характеристики по объекту осуществления торговли, то такой плательщик при исчислении суммы торгового сбора должен учитывать указанное увеличение с начала того квартала, в котором оно произошло. При уменьшении величины физической характеристики по объекту осуществления торговли в течение периода обложения такое уменьшение учитывается со следующего периода обложения (квартала) (см. п. 3.2Письма ФНС России от 26.06.2015 №ГД-4-3/11229@ «О торговом сборе»).

* * *

С 2015 года в НК РФ введена гл. 33, увеличивающая налоговую нагрузку на хозяйствующих субъектов (в том числе и на индивидуальных предпринимателей) путем взимания с них торгового сбора. Величина данного сбора никак не зависит от полученного дохода плательщика. Он взимается, повторим, если уже хотя бы один раз в течение квартала объект движимого и недвижимого имущества использовался для торговой деятельности. Сумма сбора будет одинаковой во всех случаях: велась торговля день или полный квартал. По словам законодателей, введение торгового сбора направлено против применения схем ухода от налогообложения в торговле. Считается, что удара по бизнесу новый вид сбора не нанесет, поскольку он может быть зачтен при уплате других налогов. Так ли это на самом деле? Об этом – в статье Н. В. Милениной «Об уменьшении налогов коммерсанта на сумму торгового сбора» на стр.


[1] Утвержден Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП.

Источник: Журнал "ИП: бухгалтерский учет и налогообложение"

Разберитесь с самым сложным налогом - НДС! Даже входящий-исходящий НДС не будет вызывать у вас сложностей, заполняйте книги покупок и продаж играючи!

Курс повышения квалификации

120 ак. часов
удостоверение в ФИС ФРДО
профстандарт «Бухгалтер»

После курса любые проверки ФНС вас больше не будут пугать! Старт потока 15 августа, запишитесь прямо сейчас пока есть места, курс стоит всего 18 800 рублей.

Смотрите полную программу курса тут, или оставьте заявку ниже, менеджер подробно проконсультирует вас!