Клерк.Ру

Электронный контроль за НДС усиливается

Федеральная налоговая служба (ФНС) все настойчивее рекомендует компаниям переходить на электронный документооборот. Часть документов уже и так принимается ФНС только по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), остальные — ждут своей очереди, причем для некоторых она придет в самом ближайшем будущем — в 2017 году.

Сегодня мы поговорим об электронном контроле НДС и документах, принятых специально для этой цели. И начнем с разработанного по просьбе представителей бизнеса уведомления о получателе документов. Почему же возникла потребность в таком документе? Чтобы это понять, рассмотрим простой пример. Допустим, крупная компания, имеющая подразделения в разных городах, отправляет декларацию по НДС из своего головного офиса в налоговую инспекцию. Вдруг через день филиал этой компании, скажем в Сыктывкаре, отправляет декларацию по налогу на имущество, следом идет еще какой-то документ из Красноярска и так далее. И вот в налоговой инспекции наступает момент формирования требования о представлении пояснений по расхождениям в той самой декларации по НДС, пришедшей из головного офиса. Система начинает искать абонента, которому необходимо направить сформированный документ. Но так как ИНН у всех подразделений один и тот же, то автоматически требование отсылается на последний электронный адрес, с которого были получены документы этой компании, например из уже упомянутого Красноярска. Так вот для того, чтобы потом не искать отправленное требование по всем существующим подразделениям, было создано уведомление о получателе. Теперь, при формировании документа на отправку, система ищет уведомление и отсылает всю информацию по указанным в нем данным. Документ очень простой, в него можно вписать несколько получателей, и требования будут отправлены всем указанным адресатам. Если электроника уведомление не нашла, то в ход идет старая схема, т. е. отправка по последнему адресу.

Отключить рекламу

Итак, с уведомлением разобрались. Теперь вкратце напомним механизм взаимодействия налогоплательщиков и ФНС в части НДС. Организация каждый квартал по ТКС через оператора электронного документооборота подает декларацию по НДС в налоговую инспекцию. Документ, поступивший в фискальное ведомство, загружается в автоматизированную систему, и та начинает анализировать показатели внутри документа, а также проверять контрольные соотношения, используя другие отчеты организации. При несогласованности данных программа формирует требование о представлении пояснений по расхождениям и отправляет его организации-налогоплательщику. Последняя, в свою очередь, обязана отправить квитанцию в налоговую инспекцию о получении требования и в течение пяти дней подготовить на него ответ с уточненными данными, так называемое пояснение. Это как раз следующий документ, о котором мы поговорим.

Отключить рекламу

Пояснение можно оформить как в бумажном виде, так и в электронном. Причем, в первом случае оно составляется в свободной форме, для второго — разработан унифицированный формат. По данным ФНС, только четвертая часть организаций отправляет электронный ответ на требование. Этой категории налогоплательщиков особенно беспокоиться не приходится. Поскольку пояснение является формализованным документом, то в налоговой инспекции присланные данные обработаются автоматически, и все изменения будут внесены в том виде, в котором и были указаны.

Основная же масса налогоплательщиков предпочитает бумажный вариант, и им надо учитывать некоторые нюансы, самый главный из которых — человеческий фактор.

Так вот, те бухгалтеры, которые составляют пояснения в свободной форме и отправляют по почте, рискуют попасть в своеобразный круговорот документов. Приведем пример. Фирма получила требование о представлении пояснений по расхождениям в номерах счетов-фактур. Бухгалтер нашел указанные разночтения, написал ответ и отправил его по почте в налоговый орган. Инспектор ФНС, получив письмо, нашел в электронной базе декларацию этой фирмы и вручную стал вносить изменения, указанные в присланном пояснении. В это время зазвенел телефон (зашел начальник, упала ручка и т. д.), человек отвлекся и не дописал несколько цифр — сработал человеческий фактор, и не все данные были внесены. Что происходит дальше? Программа обрабатывает информацию, находит снова то же самое расхождение и формирует новое требование. Фирма его получает, и процесс повторяется. А если учесть, что начиная с декларационной кампании по НДС за 3 квартал текущего года, в адрес налогоплательщиков одновременно будут направляться два требования, на каждое из которых предстоит отвечать отдельно, то можно представить, каким будет объем бумажной работы для бухгалтера.

Отключить рекламу

Налоговая служба устала от работы в ручном режиме и решила форсировать переход на электронные пояснения. Таким образом, с 2017 года в бумажном виде они приниматься уже не будут.

И еще один важный момент, который хотелось бы отметить. Как известно, с 1 июля 2016 года при заполнении декларации следует применять новые коды видов операций по НДС. В бухгалтерской среде по этому поводу возникла большая путаница. ФНС, получив огромное число вопросов, выпустила методические рекомендации (примеры), в которых подробно указала, когда и какие коды необходимо указывать. И пока длится переходный период до апреля 2017 года, есть возможность потренироваться в правильности их применения. Потому что за 1 квартал 2017 года, если коды будут указаны неверно, налоговое ведомство декларацию по НДС принимать не будет.

Отключить рекламу

***

Итак, чем раньше компания начнет электронное взаимодействие с налоговыми службами, тем проще ей станет работать с отчетностью.

Отключить рекламу