Клерк.Ру

В РСВ включается раздел 3, даже если это «нулевка» и организация некоммерческая

До недавнего времени многие бухгалтеры, отчитываясь за фирмы, где зарплата не начисляется, не сдавали СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, а РСВ сдавали без 3-его раздела. Между тем недавно ПФР, который раньше такое положение дел вполне устраивало, с подачи Минтруда высказался против.

А на днях за «нулевки» взялась и ФНС. В письме № ГД-4-11/6190@ от 02.04.2018 «Об отдельных вопросах, связанных с заполнением и представлением РСВ» фискалы разъяснили, как НКО заполнить расчет, в котором нет начислений зарплаты и взносов.

Кого хочет видеть ФНС в разделе 3 РСВ, расскажем.

Что говорит ПФР

В начале апреля ПФР начал оповещать страхователей о необходимости сдавать СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ на единственного учредителя фирмы, являющегося ее директором, которому не начисляется зарплата. Примечательно, что раньше некоторые отделения ПФР не только не настаивали на этом, но и, напротив, требовали от бухгалтеров отменяющие СЗВ-М на директора-учредителя без зарплаты. Вектор поменялся после выхода письма Минтруда № 17-4/10/в-1846 от 16.03.2018, в котором, в общем-то ничего нового не сообщается.

В письме говорится, что если физлица (в том числе руководитель организации в случае, когда он является ее единственным учредителем) состоят с данной организацией в трудовых отношениях, то такие лица в целях 167-ФЗ относятся к работающим лицам и за них надо отчитываться по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.

На основании этого письма ПФР делает вывод, что все компании обязаны отчитываться за своего директора-учредителя начиная с марта 2018. Почему именно с марта – история умалчивает…

Однако и это еще не все. Требования о сдаче СЗВ-М стали получать общественные организации, где руководитель работает в качестве добровольца без трудового договора и без зарплаты.

Наши читатели сообщают, что ПФР, который раньше не хотел видеть СЗВ-М на учредителя-гендира коммерческой фирмы, теперь поясняет, что сдавать сведения нужно и некоммерческим организациям.

Что говорит ФНС

ФНС в письме № ГД-4-11/6190@ от 02.04.2018 напомнила, что сдавать РСВ должны все без исключения организации не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

При этом Налоговым кодексом не предусмотрено освобождение от исполнения обязанности плательщика страховых взносов по представлению расчетов в случае неосуществления организацией финансово-хозяйственной деятельности.

В случае отсутствия у плательщика в течение того или иного расчетного периода выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, такой плательщик обязан представить в налоговый орган в установленный срок расчет с нулевыми показателями.

Такие же разъяснения ранее давал Минфин в письме от 24.03.2017 № 03-15-07/17273.

В своем свежем письме ФНС пояснила конкретно про раздел 3. Он должен быть!

Вне зависимости от осуществляемой деятельности обязательными для заполнения всеми плательщиками страховых взносов в соответствии с порядком заполнения РСВ являются: титульный лист, раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2 к разделу 1, приложение 2 к разделу 1 и раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах».

В персонифицированных сведениях о застрахованных лицах, в которых отсутствуют данные о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физлица за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, подраздел 3.2 раздела 3 расчета не заполняется.

Кроме того, ФНС разъяснила некоторые моменты заполнения раздела 3.

СНТ

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.

Председатель общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) избирается на общем собрании членов такого объединения.

Положениями статьи 16 ТК определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.

В соответствии со статьей 17 ТК трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.

Таким образом, поскольку положениями Федерального закона N 66-ФЗ на председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физлица.

Кроме того, следует отметить, что руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, в том числе и председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, в силу положений Федеральных законов от 15.12.2001 № 167-ФЗ  и № 255-ФЗ признаются застрахованными лицами.

Учитывая изложенное, в случае отсутствия в течение расчетного (отчетного) периода выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц к РСВ, представляемому садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением за отчетный (расчетный) период, следует приложить раздел 3 на председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, заполнив в установленном порядке соответствующие строки 010 — 180 подраздела 3.1 расчета.

Ликвидатор-ИП

В вышеназванном письме ФНС также затронула вопрос формирования РСВ муниципальным бюджетным учреждением, находящимся в стадии ликвидации.

Положениями пункта 15 статьи 431 НК установлено, что в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией плательщики страховых взносов обязаны до составления промежуточного ликвидационного баланса представить в налоговый орган расчет за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

Порядок ликвидации муниципального бюджетного учреждения регулируется ГК и статьями 18, 19 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Исходя из положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона N 7-ФЗ учредители (участники) НКО или орган, принявший решение о ликвидации НКО (в рассматриваемом случае местная администрация муниципального образования), назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации НКО.

Согласно пункту 4 статьи 19 Федерального закона N 7-ФЗ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами НКО, в том числе по представлению РСВ.

ФНС рассмотрела ситуацию, когда ликвидационные действия осуществляются индивидуальным предпринимателем в соответствии с заключенным с местной администрацией муниципального образования гражданско-правовым договором, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг.

В связи с этим в случае отсутствия у муниципального бюджетного учреждения, находящегося в стадии ликвидации, в течение расчетного периода выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, с учетом требований порядка заполнения расчета к представляемому расчету следует приложить раздел 3 на ликвидатора, осуществляющего полномочия по управлению делами ликвидируемого муниципального бюджетного учреждения, заполнив в установленном порядке соответствующие строки 010 — 180 подраздела 3.1 расчета.