Клерк.Ру

Как будут штрафовать самозанятых

Мнение эксперта о справедливости и работоспособности вводимой системы. 

Еще до конца не принят закон о налогообложении самозанятых граждан, Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“ в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», но баталии и споры по ответственности за его нарушение уже идут полным ходом. С одной стороны, многим кажется, что предлагаемый штраф от 70% скрытого дохода за первичное нарушение и до 100% слишком высок, с другой — что штраф должен быть ощутимым, иначе закон не будет работать.

Основным аргументом против такого размера штрафов является то, что для других налогоплательщиков штраф составляет 20% и 40% за умышленное нарушение закона.

Действительно логика в этом есть, но нужно не забывать, что у нас есть ст. 198 УК РФ, предусматривающая привлечение к уголовной ответственности при умышленном сокрытии доходов, которая наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей и максимальным сроком лишением свободы до трех лет при крупном размере.

Нужно отметить, что такой размер штрафа далеко не нов для нашего законодательства, похожая достаточно жесткая норма действует, скажем, за нарушение валютного законодательства от 70-100% — статья 15.25 КоАП РФ.

К сожалению, закон вероятнее всего будет работать только с помощью метода «кнута и пряника». Механизм может выглядеть так — дать льготный с минимальной и организационной нагрузкой режим с одной стороны и существенный размер ответственности с другой.

Обсуждаемый законопроект предусматривает определенные льготы по сравнению, например, с теми же налогами, которые платят индивидуальные предприниматели. Там минимальная ставка — 6%. А в новом законопроекте эта ставка по доходам, получаемым от физлиц, составляет 4%. Также, согласно законопроекту, идет речь об освобождении этой категории от оплаты взносов в Пенсионный фонд, в то время как у обычных индивидуальных предпринимателей такая обязанность есть. Освобождение от применения ККТ и сдачи налоговых деклараций тоже является более льготным.

Еще мнение экспертов, зачем власти пошли войно на самозанятых.

Безусловно, контролировать каждое физическое лицо с относительно небольшими доходами и весьма скромными поступлениями от него в бюджет, если брать его в отдельности весьма обременительно, затраты на проверяющих могут превышать тот экономический эффект, который ожидается от этих поступлений. При проведении проверок применяется риск-ориентированный подход, другими словами максимальный результат затраченного времени, необходимо прикладывать усилия там, где выше риск нарушения, потребуется время проверяющих для работы с нарушителем. При этом экономический эффект от работы проверяющих при низком размере штрафов будет отрицательным, а нарушителю будет проще в крайнем случае, если его поймают, заплатить небольшой штраф. При существенном размере штрафа самозанятый в следующий раз подумает, прежде чем нарушить закон.

Эффективно налоговый контроль может быть реализован при наличии меры, которая будет побуждать самозанятых граждан все-таки декларировать свою деятельность и платить налоги, при этом важно, чтобы она была промежуточной по отношению к уголовной ответственности, которая является более жесткой.

Одним из обязательных инструментов для выявления неплательщиков, скорее всего, станет автоматизированный контроль. Предполагаю, что такой вид контроля будет реализован за счет предоставления банками информации по счетам физических лиц, а в будущем, возможно, вернется отмененная в середине 2003 года (Федеральным законом от 07.07.2003 N 104-ФЗ) ст. 86.1 — 86.3 НК РФ, определявшая порядок проведения налогового контроля за соотношением расходов и доходов физических лиц. Выявление уклонистов может быть осуществлено в том числе при наличии дорогостоящих покупок при отсутствии задекларированного дохода.

Безусловно, есть опасения, не будет ли каждое поступление на карту расценивается как потенциально незадекларированный доход самозанятого, требующий доказательства обратного факта, если он таковым не является. Такой подход сделал бы неудобным безналичные финансовые взаимоотношения между физлицами, которые очень удобны и к которым многие привыкли.

Дополнительным аргументом в пользу легализации доходов самозанятых можно привести также тот факт, что прозрачный, «белый» доход позволит людям проще получать кредиты, кроме того, облегчит получение виз и другие процедуры, предусматривающие предоставление информации о доходах, а легализованный фрилансер будет более выгоден для юридических лиц, которые его привлекают. В любом случае легализованный самозанятый гражданин будет более конкурентоспособным в работе, а это достаточно весомый аргумент.