Клерк.Ру

Банки будут объяснять клиенту свою неприязнь. ЦБ выпустил новую методичку по 115-ФЗ

Иллюстрация: Борис Мальцев/Клерк

В новой методичке Центробанк рекомендует кредитным организациям объяснять клиентам, почему им заблокировали интернет-банк и «жить своим умом», то есть не отказывать клиентам только потому, что так уже сделал другой банк.

5-МР

ЦБ указал кредитным организациям на необходимость соблюдать права клиентов, которым отказано в проведении операции, заключении договора банковского счета или вклада, либо в отношении которых введены ограничения в дистанционном банковском обслуживании.

В этой связи регулятор выпустил новую методичку № 5-МР от 22.02.2019. Документ называется «Методические рекомендации по вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании».

📌 Реклама

Рекомендации разработаны на основе анализа обращений в межведомственную комиссию, созданную при Банке России для рассмотрения вопросов о правомерности реализации банками в отношении клиента полномочий по отказам.

Почему и зачем

Как показывает практика, некоторые банки не предоставляют обращающимся к ним клиентам информацию о причинах принятия кредитными организациями решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета.

Между тем такая обязанность у банков есть, и она прописана, в частности, в Положении 375-П.

Банки должны включить в правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ порядок информирования клиентов о причинах принятия решения об отказе, а также о наличии у клиента права представить банку документы или сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе, способах их представления.

Информирование клиентов о принимаемых в отношении них «противолегализационных» мерах должно осуществляться в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности использовать полученную информацию при реализации механизма реабилитации, напоминает Банк России.

ДБО

ЦБ отмечает, что банки зачастую вводят ограничения для клиентов в части дистанционного обслуживании (ДБО) по системе интернет-банка.

При этом банк даже не просит никакие документы и ничего не объясняет клиенту.

Клиенты, в свою очередь вынуждены обращаться в межведомственную комиссию, хотя вопросы ограничения обслуживания с использованием ДБО не входят в ее компетенцию.

Поэтому ЦБ настоятельно рекомендует банкам информировать клиентов о причинах ограничения интернет-банкинга, а также дать клиентам возможность предоставить необходимые пояснения и документы с целью осуществления ими защиты своих прав в соответствии с законодательством.

Чужая инфа

Банки нередко принимают решения об отказе исключительно на основании информации о ранее принятых другими кредитными организациями аналогичных мерах, что является нарушением определенных регулятором принципов работы с такой информацией, сообщается в документе.

📌 Реклама

Указанный подход свидетельствует о том, что при принятии решения об отказе кредитные организации продолжают руководствоваться обстоятельствами, напрямую не связанными с риском совершения клиентом операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При этом ЦБ неоднократно указывал на то, что информация об отказах не является в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ самостоятельным основанием для принятия кредитной организацией решения об отказе.

В связи с этим Банк России дополнительно обращает внимание кредитных организаций на то, что получаемую информацию об отказах целесообразно учитывать при оценке степени риска клиента в совокупности с иными факторами, влияющими на такую оценку.

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама